Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"
методическая разработка по теме
Сценарий и презентация внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка - игра "Лингвистический турнир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_turnir.zip | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Михайловская СОШ
Лингвистический турнир
Внеклассное мероприятие,
посвященное Международному дню родного языка
(21 февраля)
Белышева Валентина Васильевна
учитель русского языка и литературы
2012
Цели: (Слайд 2)
- познакомить с историей праздника;
- показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете;
- помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка;
- прививать любовь и интерес к родному языку;
- развивать речь, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
Игра предполагает участие трех команд ( команда 5-6 классов, команда 7-8 классов, команда 9-11 классов).
Игра сопровождается показом презентации. Задания выводятся на слайдах, для удобства работы задания раздаются командам на карточках (Приложение)
Учитель:
(Слайд 3) Этот праздник отмечается с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.
Впервые Международный день родного языка был отпразднован 21 февраля 2000 года. Связана эта дата с днём, когда в 1952 году погибли пять студентов, принимавших участие в митинге за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане.
Есть много способов общения: (Слайд 4)
Жест, мимика или сигнал.
Но вот в «прекрасное мгновение"
Связь звуков человек познал.
Теперь известна сила слова!
И как богат язык людей!
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
Кого не спросишь, без сомнения,
Хоть это финн, словак, казах.
Ответят, не вступая в прения:
Вся красота в родных словах!
(Слайд 5) В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия.
Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации.
Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.
(Слайд 6) Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово - самое совершенное средство общения. Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
Это интересно... (Слайд 7)
Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди (потомки сыновей Ноя), оставшиеся на Земле после Всемирного потопа, говорили на одном языке (по Библии «все люди на земле имели один язык и одинаковые слова») Согласно этому преданию, жители Древнего Вавилона вознамерились добраться до небес, чтобы «сделать себе имя», и с этой целью начали строить высокую башню. В наказание за такое суетное и гордое предприятие разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Поневоле люди должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Эти события и называются «вавилонским столпотворением».
(из «Святой истории Ветхого Завета»)
(Слайд 8) Выражение “Вавилонское столпотворение” употребляется в значении: суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность.
«Шум, гам, кавардак – ну, словом, вавилонское столпотворение».
(Слайд 9) Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».
Н.Г. Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».
Знать свой язык обязан каждый.
Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь.
(слайд 10) Конкурс знатоков родного языка «Лингвистический турнир» объявляется открытым.
1. Конкурс «Богатый словарный запас» (Слайд 11)
Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях.
Разминка:
1. Пращур ── это:
а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.
Пращур ── предок, отец прапрадеда, прапрабабки.
2. Какого цвета бывают ланиты?
а) красные; б) зеленые; в) синие.
Ланиты ── щеки.
3. Сколько раз в год крестьяне орали?
а) один; б) два; в) сто раз.
Орать (орати) ── пахать.
4. Что необходимо, чтобы стать толмачом?
а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.
Толмач ─ переводчик.
5. Очеса ─ это:
а) глаза; б) волосы; в) валенки.
Очеса ─ очи, глаза.
(Слайд 12) Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Проверим, какой запас слов у наших участников.
Задание: назвать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.
2. Конкурс «Дополни пословицу» (Слайд 13)
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Пословицы напечатаны на листочках, раздаются командам
5-6 классы
1) Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
2) Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
3) Поспешишь … (людей насмешишь).
4) Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
7-8 классы
1) Семеро одного … (не ждут).
2) Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).
3) Делу время … (потехе час).
4) Друзья познаются в …(беде).
9-11 классы
1) Век живи - …(век учись).
2) Человек без Родины, … (что соловей без песни).
3) Землю солнце красит , а человека - …(труд).
4) Язык мой - …(враг мой)
3. Конкурс «Грамотеев». (Слайд 14)
Участникам предлагается возможность показать свою грамотность.
Вставьте пропущенные буквы.
5 - 6кл
равнина
физкультура
библиотека
колонна
расстояние
здравствуйте
грамота
велосипед
7-8 кл
продавец
мороженое
государство
лекарство
насекомое
электричество
операция
санаторий
9-11кл
пианино
фестиваль
национальность
авиация
правительство
катастрофа
окрестность
бухгалтер
4. КОНКУРС «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ». (Слайд 14)
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но можно этот предмет назвать ОРЕХОДАВОМ. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
полотенце – .................................................
ключ – .................................................
кнопка – .............................................. .
(Слайд 15) Учитель:
Пусть для кого-то он не самый
Хороший на материке,
Но маму мы назвали мамой
На нашем русском языке.
И потому-то столь тревожно
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч –
Я думаю: какой в итоге
Дойдёт потомкам наша речь?
5. КОНКУРС РЕДАКТОРОВ (Слайд 16)
Задание: исправить ошибки поэта
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.
6. СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ (Слайд 17)
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
5-6 классы
От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами.
7-8 классы
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.
9-11 классы
Я ему по секрету, а он по всему свету. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола Лавру наврет. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
7. ШАРАДЫ (Слайд 18)
5-6 классы
Чемпион. Стряпуха. Гречка. Хомут
Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:
1. Какой цветок вручили чемпиону?
2. Как называется блюдо, приготовленное стряпухой?
3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?
4. Куда забросили хомут?
7-8 классы
1) Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Ответ: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения - слово «сосна». Также решаются остальные задачи.
2) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА
Ответ: вода, сахар
3) Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг
9-11 классы
Задание: Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА-________________
ИПЬРТПЕИР - ________________
ЭПВФСФПЕ - ________________
ВЮЛГВДЛАЮ - _______________
ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________
ОАСАОТАЛО-________________
ГЦИДВГЦЫД! - _______________
Ответ: Будьте всегда счастливы! •
8. Старая русская пословица (Слайд 19)
Головоломка-шифровка. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
Задание: кто быстрее прочитает пословицу.
Учись доброму, тогда худое на ум не пойдет
(Жюри подводит итоги)
Заключение:
Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь?
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?
Заповеди речевого этикета (Слайд 20)
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
(Слайд 21)Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина
На нем мы объясняемся в любви,
Читаем книги, песни распеваем,
Воспоминанья пишем в дневники,
Поэмы и стихи слагаем.
Любите же родной язык
И грубым словом не поганьте,
Родной язык — могуч, велик,
Его цените, уважайте!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
http://www.openclass.ru/node/141537
http://www.rusedu.ru/detail_16854.html Занимательные упражнения на уроках русского языка
http://puzzle-ru.blogspot.com/search/label/Русский%20язык
http://www.zankov.ru/rest/interests/article=2578/
Приложение
Карточки с заданиями для команд (3 команды)
Конкурс «Дополни пословицу»
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
5-6 классы
1) Крепкую дружбу топором …
2) Без труда …
3) Поспешишь …
4) Нет друга – ищи, …
_______________________________________________________________
Конкурс «Дополни пословицу»
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
7-8 классы
1) Семеро одного …
2) Хочешь есть калачи …
3) Делу время …
4) Друзья познаются в …
_______________________________________________________________
Конкурс «Дополни пословицу»
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
9-11 классы
1) Век живи - …
2) Человек без Родины, …
3) Землю солнце красит , а человека - …
4) Язык мой - …
_________________________________________________
Конкурс «Грамотеев».
Вставьте пропущенные буквы
5 - 6кл
Р..внина
Ф..зкул..тура
Б..бл..отека
Коло…а
Ра…тояние
Здра..ствуйте
Грам..та
Вел..с..пед
__________________________________________________
Конкурс «Грамотеев».
Вставьте пропущенные буквы
7-8 кл
Пр..д..вец
М..рож..ное
Г..сударство
Л..карств..
Н..с..комое
Эл..ктричество
Оп..рация
С..н..торий
___________________________________________________
Конкурс «Грамотеев».
Вставьте пропущенные буквы
9-11кл
П..анино
Ф..ст..валь
Нац..ональн..сть
Ав..ация
Пр..вительство
К..т..строфа
Окрес..ность
Бу..галтер
____________________________________________________
КОНКУРС РЕДАКТОРОВ
Задание: исправить ошибки поэта
5-6 кл
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.
КОНКУРС РЕДАКТОРОВ
Задание: исправить ошибки поэта
7-8 кл
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.
КОНКУРС РЕДАКТОРОВ
Задание: исправить ошибки поэта
9-11 кл
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.
Конкурс СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
5-6 классы
От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами.
__________________________________________________________________
Конкурс СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
7-8 классы
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.
__________________________________________________________________
Конкурс СЛОЖНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
9-11 классы
Я ему по секрету, а он по всему свету. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола Лавру наврет. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
______________________________________________________________________________
Конкурс ШАРАДЫ
5-6 классы
Чемпион. Стряпуха. Гречка. Хомут
Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:
1. Какой цветок вручили чемпиону?
2. Как называется блюдо, приготовленное стряпухой?
3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?
4. Куда забросили хомут?
_______________________________________________________________
Конкурс ШАРАДЫ
7-8 классы
1) Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
2) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА
3) Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
_________________________________________________________________
Конкурс ШАРАДЫ
9-11 классы
Задание: Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА-________________
ИПЬРТПЕИР - ________________
ЭПВФСФПЕ - ________________
ВЮЛГВДЛАЮ - _______________
ЖЗСУУЧЖАЗ - ________________
ОАСАОТАЛО-________________
ГЦИДВГЦЫД! - _______________
Конкурс «Старая русская пословица»
Головоломка-шифровка. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
Задание: кто быстрее прочитает пословицу.
____________________________________________________________________________
Конкурс «Старая русская пословица»
Головоломка-шифровка. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
Задание: кто быстрее прочитает пословицу.
Конкурс «Старая русская пословица»
Головоломка-шифровка. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
Задание: кто быстрее прочитает пословицу.
______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Турнир знатоков естественных наук"
Внеклассное интегрированное мероприятие включаетв в себя метериал по географии, биологии, химии. Проводится в форме игры....
Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов
Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...
Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса
Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...
Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»
Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна кл...
Внеклассное мероприятие "Турнир пап и сыновей".(1 класс)
Эта разработка поможет другим педагогам при проведении праздника к 23 февраля....
Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)
В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....
Внеклассное мероприятие. Турнир юных химиков.
Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету "химия", расширить кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества...