Конспект урока мини- исследования на тему "Правописание приставок пре- при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК МИНИ – ИССЛЕДОВАНИЕ
(по русскому языку в 6 классе)
«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ – И ПРИ-.»
(учитель МБОУ «Чистиковская школа»
Романенкова Светлана Александровна)
2018 год
УРОК МИНИ – ИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 6 классе на тему:
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.»
Цели урока:
- познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ-;
- развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность.
Планируемые результаты:
Знать условия выбора гласных в приставках ПРЕ-и ПРИ-;
владеть навыками морфемного разбора слов; уметь объяснять языковые явления.
Тип урока: «открытие новых знаний».
Ведущий метод: мини-исследование.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Т.Ладыженской (ч.1), опорная таблица, запись примеров на доске, справочники, которые ведут учащиеся.
Ход урока:
1.Оргмомент:
Здравствуйте, ребята! Чтобы наш урок прошел хорошо и все себе скажем волшебные слова:
«Я на уроке буду внимателен! Буду догадлив и очень старателен! Буду я думать, чтоб знать, понимать, только научно всегда объяснять!»
2.Проверка домашнего задания. (Повторение правописания приставок).
На доске написаны слова:
Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежный, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..давать, и..толковать, пр..добрый.
- На какие группы и по какому признаку можно разделить эти слова?
-Выпишите те слова, приставки в которых оканчиваются на -з-с. обозначьте орфограмму в приставке и объясните правописание этих приставок, а поможет вам табличка в справочнике.
- Какие слова, ребята, вы не выписали? Внимательно прочитайте их. Сможете ли вы их сейчас уверенно написать?
(Нет, гласные в этих приставках безударные, мы можем допустить ошибки, так как не знаем правило написания этих приставок).
3.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит нам на уроке?
-Какова тема нашего урока сегодня?
(Запись темы урока на доске и в тетрадях).
-Определите цель урока, опираясь на его тему).
(познакомиться с правилом правописания приставок пре- и при- , узнать, когда в приставке писать гласную Е, а когда- И).
4.Работа над темой урока.
Обратимся к материалу для наблюдений и исследования. (На доске записаны следующие слова).
1)Пр..лететь, пр..плыть, пр..ползти-
2)Пр..бить. пр..шить, пр..клеить-
3)Пр..морский, пр..школьный, пр..дорожный-
4)Пр..сесть, пр..лечь, пр..открыть-
5)Пр..добрый, пр..милый, пр..красный-
6)Пр..ступить, пр..градить, пр..рвать-
- Ребята, как вы думаете, какие гласные напишем в приставках этих слов? Е или И? Почему?
(Дети высказывают свои предположения).
- Давайте подумаем над значением каждого слова. Объясните их смысл. (Мнения учащихся).
- Какие общие значения объединяют слова каждой группы? Запишите слова, а напротив - значения.
- Ребята, а теперь сделайте ваши выводы - мини-исследования по данной орфограмме. (Дети сами делают выводы и записывают их в тетрадь).
- Чтобы подтвердить ваши версии, дорогие молодые ученые, обратимся к нашему учебнику, прочитаем правило в параграфе 40. У кого версии совпали? Молодцы!
Понять новую орфограмму нам помогут упражнения 201, 202.
(Работа с текстами Э.Успенского о приставках ПРЕ- и ПРИ- ).
На доске и в справочниках детей приготовлена таблица – помощник. Ученики называют значение приставок и записывают свои примеры.
№п/п | ПРИ - | ПРЕ - |
1. | Приближение (близко) | Пре- = слову ОЧЕНЬ |
2. | Присоединение (друг к другу) | ПРЕ- = приставке ПЕРЕ- |
3. | Близость (около) | |
4. | Неполное действие(чуть-чуть) |
Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся гласные Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ- . Упр. 204, объяснить орфограммы.
Физминутка. (Ее сочинить мне помогли ребята-старшеклассники).
Слова с какой орфограммой здесь встречаются? Теперь можете объяснить их написание?
Не ПРИлечь, ПРИсесть, ПРИжаться –
ПРИподняться и размяться,
ПРИглядеться, поклониться,
ПРИнагнуться, распрямиться.
Всем приятелям кивнуть
И за парту вновь шагнуть.
5.Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить полученные знания.
1 этап – применение алгоритма рассуждения.
1)Фронтальная работа с комментированием. На доске слова:
Приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.
2)Осложненное списывание.
Учащиеся по очереди выходят к доске, объясняют написание приставки согласно правилу, а затем вставляют пропущенную орфограмму.
Пр..лепить, пр..лететь, пр..веселый, пр..вокзальный, пр..градить, пр..хитрый.
3)Кто больше? Дети приводят свои примеры на каждый пункт правила и объясняют свой выбор буквы Е или И.
2 этап – вторичное закрепление.
4.Работа с сигнальными карточками Е - И.
Пр..землиться, пр..цепить, пр..серьезный, пр..морский, пр..красный, пр..скакать, пр..жечь, пр..добрый, пр..открыть, пр..сесть, пр..длинный, пр..градить.
5.Морфологическая загадка «Угадай слово», взяв морфемы из других слов.
а)Корень слова хороший,
Суффикс в слове маленький.
А приставку - из преграды. Таким может быть котенок. (ПРЕХОРОШЕНЬКИЙ).
б)Корень из слова хитрый,
приставка из прекрасный, а суффикс - из слова беленький.
Такой может быть лисичка – сестричка. (ПРЕХИТРЕНЬКАЯ).
6.Работа по карточкам (общее задание).
1)Приколол - присоединил булавкой. 2)Прилежание – присоединение к лежащим. 3)Придрался – присоединился к драке. 4)Припаял – присоединил паяльником. 5)Приключение – присоединение к ключу. 6)Приголубил – присоединил к голубю.
6.ИТОГ УРОКА. ВЫВОД. Привести свои примеры на новое правило.
РЕФЛЕКСИЯ. Благодарность учащимся за хорошую и активную работу на уроке.
7.Домашнее задание - выучить правило п.40, составить текст на любую тему, используя слова из упр.203.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"
Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...
План-конспект урока “Минем әбием-бик тә кызык кеше ул”.
Этот урок был проведен 5 классе,русская группа....
Конспект урока в 8 классе «Правописание приставок».
На данном уроке реализуются следующие задачи: Образовательная: - познакомить с основными типами приставок; - закрепить изученное о правописании приставок; - упражнять в умении применять полученны...
Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"
Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...
Конспект урока "Минии шэлэһэн мэргэжэл"
Урок бурятского языка по теме "Моя профессия"...
Конспект урока для 5 класса "Правописание приставок на з-с
объяснение нового материала...
Конспект урока "Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов"
Урок объяснения нового материала....