Итоговая комплексная контрольная работа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данная ККР предназначена для итогового контроля усвоения программы по русскому языку в 5 классе и определения уровня сформированности основных видов УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_kr.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к комплексной контрольной работе по русскому языку для 5 класса
Итоговая контрольная работа строится на базе комплексного анализа текста и предусматривает выполнение заданий по основным разделам русского языка, изученным по программе 5 класса. Задания направлены на оценку сформированности таких способов УУД, которые служат опорой в дальнейшем обучении.
Целью ККР является оценка достижений планируемых результатов по 2-м междис-циплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа форми-рования УУД», т.е. оценка способностей учащихся работать с информацией, представ-ленной в виде научно - познавательного текста.
Среди УУД выбраны следующие группы:
1.Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, плани-ровать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение .
2.Познавательные: использовать знаково - символические средства, владеть широким спектром логических действий и операций;
3. Коммуникативные: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Содержание и уровень сложности заданий соотносится с разделом «обучающиеся научатся» планируемых результатов (характеристика планируемых результатов отражена в таблице). Предусмотрен дифференцированный подход к выполнению основных заданий, в формулировке которых может быть указан алгоритм действий, соответствующий базовому, повышенному и высокому уровням.
В работе представлены основные содержательные разделы курса русского языка: «Правописание»,«Морфология », «Орфография», « Фонетика»,« Состав слова», «Лексика»
Система оценивания ориентирована на соотношение качества и объема выполнения заданий, за каждое из которых ставится определённое количество баллов (см. таблицу), затем переводится в оценку: максимальное количество баллов-36, из них
29- 36 б.– «5», 21-28- «4», 14-20 – «3», 0-13- «2».
По результатам комплексной контрольной работы составляется ведомость, в которой отмечается знаками «+» и « - « как выполнено каждое задание по критериям, указанным в таблице.
Время выполнения контрольной работы - 2 урока по 45 минут
Итоговая комплексная контрольная работа по русскому языку.
5 класс.
1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. (4б.)
Самое глубокое озеро
Байкал – глубочайшее озеро земного шара. Средняя глубина озера равна 730 метрам, а самая глубокая отметка дост…гает 1637 метров. Площадь Бай- кала – более 31 тысячи квадратных километров. Это в 13 раз меньше площа- д… Балтийского моря. Озеро раскинулось на 656 километров в длину и достигает 80 километров в ширину.
Байкал является самым большим на планет… природным запасником пресной в…ды, которой в нём около 23 тысяч кубических километров.Сквозьпрозрач(?)ную воду озера видно на глубину до 40 метров. Здесь обита…т 550 видов различных ж…вотных, 150 из них ж…вут только в этом озере.
На Байкал… есть судоходство, но январские м…розы сковывают креп- к…м л…дяным покровом его поверхность. Железная д…рога прор…за…т прибрежные скалы и ог…ба…т Байкал с юга. Широкой серебряной лентой выл…вает…ся из Байкала единственная река-… ,а впадает в него -336 постоянных рек и ручьёв. От Иркутска до озера около 66 километров.
( Журнал «Юный натуралист»)
Задания по русскому языку
1 вариант
1.Выделите 3 самые важные в тексте мысли, запишите их.(4б.)
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выпишите 2 слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите это, записав фонетическую транскрипцию.( 2б.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите 2 слова, в которых есть приставка, корень ,суффикс, окончание, запишите их, выполните морфемный разбор, приведите свой пример слова с таким же составом.(3б.)
4.Укажите форму падежа всех существительных в предложении:
Байкал является самым большим на планет… природным запасником
в…ды, которой в нём около 23 тысяч кубических километров.
(пишите над словами) Подчеркните все существительные как члены предложения.(4б.)
5.Какое прилагательное является синонимом к слову «серебряной» (предпоследнее предложение): а) драгоценной; б) блестящей; в) сероватой, г) холодной. Составьте свои словосочетания с оставши-мися прилагательными. (3б.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Выпишите из текста предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное , простое, двусоставное, распро- странённое, осложнено однородными сказуемыми. Докажите это, выполнив разбор по членам предложения. Придумайте подобное предложении ,запишите его.(4б.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Выпишите примеры употребления слов в переносном значении, опре-делите, какой это приём. Объясните значение высказывания.(4б.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите небольшой текст(5-6 предложений) по теме: Почему Байкал является жемчужиной России? (8б.)
2 вариант
1.Выделите 3 самые важные в тексте мысли, запишите их(4 б.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выпишите 2 слова, в которых букв меньше ,чем звуков, запишите их фонетическую транскрипцию (2б.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите 2 слова, в состав которых входят корень, два суффикса, окончание, выполните их морфемный разбор, приведите свои примеры с подобным составом (2б.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Определите спряжение всех глаголов предложения:
Озеро раскинулось на 656 километров в длину и достигает 80 километров в ширину
(пишите над словами) Подчеркните все существительные как члены предложения.(4б.)
5.Какое слово является синонимом к прилагательному «прозрачную» ( 2 предложение во 2-м абзаце ) : а)светлую, б)чистую, в) невидимую, г) тонкую. Составьте словосочетания с оставшимися прилагательными. (3 б.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Выпишите из текста предложение, соответствующее следующей характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Докажите это, выполнив разбор по членам предложения. Придумайте подобное предложение, запишите его.(3 б.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Выпишите примеры употребления слов в переносном значении. Определите, какой это приём. Объясните значение высказывания .(4 б.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите небольшой текст(5-6 предложений) по теме: Почему нужно хотя бы один раз в жизни побывать на Байкале ?(8 б.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика заданий итоговой комплексной контрольной работы
Спецификация
Часть работы, учебный предмет | № задания | Раздел, тема | Проверяемые УУД, учебный материал | Комментарий | Максималь- ный балл |
1.русский язык | 1.1 | Текстоведение, Орфография ознакомление | Ознакомление, осмысление, отбор инфом.; умение видеть и выделять орфограммы | 1б.-прочте- ние,осмы-сление ; по 1 б.- за каждую важную мысль.(3 б.) 4б.-все обозначен. 3б. -75 % 2б.- 50 % 1б.- 25 % 0б.- 0 -24% | 8 баллов : 4 балла- за осмысление содержания текста, выявление микротем; 4 б.-за обозн.орфогр. базовый |
1.русский язык | 1.2 | Фонетика понимание | Умение понимать термины, применять навык анализа звуко-буквенного состава слова и написания транскрипции, использование метода информацион-ного поиска и воспроизведе- ния знаково-символическо-го действия. | По 1 баллу за работу по заданию с каждым словом. | 2 балла базовый |
1.русский язык | 1.3 | Морфемика, Состав слова. применение | Умение нахо-дить в тексте конкретные сведения, ум. действовать по заданной схеме, применение моделирова-ния, определе-ниепоследова-тельности про- межуточных целей, сличение собс-венного при- мера с эталоном. | 1 балл- за на-хождение слова, 1 б.- за морфемный разбор, 1б.- за свой пример | 3 балла 2б.- базовый + 1б.-повы-шенный |
1.русский язык | 1.4 | Морфология применение | Умение структу-ировать знания, выбор наиболее эффективных способов реше-ния задач, сос-тавление плана последоват. действий, уме- ние определять признаки частей речи и их син- таксическую роль. | 2 б.-за опре- деление морфологи- ческих приз- наков , 2б.- за объясне- ниесинтак- сической роли сущ. ( за ошибки- снижение баллов) | 4 балла 2б.-базовый,+ 2б.- повышен |
1.русский язык | 1.5 | Лексика применение | Определение личностного выбора и способа дейсв., выявление ос-нований и критериев для сравнения и установления причинно- след- ственныхсвя- зей; прогнозирован.результата. | 1 балл – за определе-ниесинони- ма , 2 балла –за состав- ление своих словосочет. | 3 балла 1б.-базовый,+ 2б.-повышен |
1.русский язык | 1.6 | Синтаксис анализ | Анализ языко-вых единиц, умение выпол-нять разбор по членам предложения; рефлексия спо- собов и условий действия; самооценка собственного уровня освое- ниятеоретич. материала. | 2 балла – за нахождение в тексте при- мера, его разбор; 2б.- за свой при-мер. | 4 балла 2б.-базовый,+ 2б.-повышен |
1.русский язык ___________ 1.русский язык ИТОГО | 1.7 1.8 8 задан. | Стилистика анализ Развитие речи. Текстоведение. Синтез | Выявление ценностно- смысловой ори-ентации обучающихся, умение исполь-зовать простей-шие приёмы анализа и интерпретации текста, понимание и адекватная оценка языко- вых средств. Личностное жизненное самоопределе-ние , нравственно-эстетическое оценивание; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; умение осоз- нано и произвольно строить речевое высказывание и сжато передавать содержание текста; | 2 б.- за нахождение примеров, 2б.- за объяснение изобрази- тельных ср-в 2 б.- за прямой от-вет или сформулированный те-зис, 2б.- за аргумента-цию, 2 б.- за речевое оформление высказыва-ния, 2 б.- за грамотность Система оценивания: «5»- 29-36 б. «4»- 21-28 б. «3»- 14-20 б. «2»- 0 - 13 б. | 4 балла 2б.-базовый,+ 2б.-повышен 8 баллов 2б.-базовый,+ 2б.- повышен + 4б.-высокий 36 баллов |
Анализ контрольной работы по русскому языку в 5 «В», «Г» классах учителя Высоких А.В.
__________________________________________________
17.05.16 была проведена промежуточная аттестация по русскому языку. Форма аттестации - комплексная контрольная работа. Время выполнения – 2 урока по 45 минут.
По результатам контрольной работы ( см. отчёт) можно сделать следующие выводы:
- Обучающиеся хорошо усвоили алгоритм работы с текстом , с элементами его комплексного анализа. Они научились производить отбор необходимой информации, определять микротемы исходного текста. Но можно отметить и то, что не все ученики были способны самостоятельно сформулировать важные мысли ( задание №1) И если первые 2 микротемы они воспроизвели точно, то последнюю – нет. В 5 «В» классе- 10 ч.-43%, в 5 «Г»-12 ч.-6о %-не смогли своими словами сформулировать 3-ю микротему.
- Наиболее удачно обучающиеся справились с таким заданием, как подбор синонимов к прилагательному( з.№5) :в 5 «В»-14ч.- 61 %, в 5 «Г»-12 ч.-60% - не только правильно назвали синоним, но и составили хорошие словосочета- ния с другими прилагательными. Хотя и в данном задании были ошибки: а) вместо словосочетания записывали предложения, б) искажали структуру сло-восочетания.
- В задании №2 ( нахождение слова по звуко - буквенному составу)ошибок было немного : справились в 5 «В»- 16 ч.-70 %, в 5 «Г»- 65 %.
- Ряд сомнений вызвало задание № 3 ( выбор слова по морфемному составу) В 5 «В» 10 ч.- 43% не нашли примеры в тексте , не привели свои примеры, в 5 «Г» 8ч.- 40 % не справились с заданием .
- Ученики испытали затруднения при выполнении задания №6( нахождение предложения по характеристике ). Не справились : в 5 «В»-12 ч.-52 %,в 5 «Г»-12ч.-60 %.
- Были многочисленные ошибки в определении грамматических признаков имён существительных и глаголов( задание № 4).
-Обратил на себя внимание характер работы со значением слова. В задании №7 необходимо было найти в тексте примеры использования слов в переносном значении, объяснить их значение и определить вид тропа. В ос-новном учащиеся выписывали 2-3-4 примера, около 25 % объясняли значе- ния , около 18 % назвали изобразительные средства. Т.е., задание оказалось достаточно трудным.
- Наиболее проблемным для учеников стало последнее задание. Нужно было ответить на вопрос, используя тип речи рассуждение. Примерно половина обучающихся так или иначе написали сочинение в соответствии с поставленной задачей , остальные допустили следующие ошибки:
- переписали 50 % исходного текста;
-не соблюдали норму объёма- 5-6 предложений (писали меньше)
- искажали структуру сочинения - рассуждения.
Т.О., данная контрольная работа выявила следующее: обучающиеся способны понимать содержание текста, находить в нём необходимую информацию, действовать по заданной схеме, определять последовательность промежуточных целей, структуировать знания, оцени-вать языковые средства, использовать простейшие приёмы анализа текста, но всё это необходимо систематизировать, совершенствовать и закреплять на практике.
Комплексная контрольная работа по русскому языку как форма проведения промежуточной аттестации в 5 классе.
1.Назначение работы. Целью ККР является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам: « Чтение: работа с информацией» и «Про-грамма формирования УУД», т. е. оценка способностей учащихся работать с информаци-ей , представленной в виде научно- познавательного текста.
ККР оценивает сформированность отдельных УУД в ходе различных задач на межпред-метной основе. Среди УУД, составляющих базу для комплексной оценки могут быть выб-раны следующие группы действий:
- Регулятивные - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- Познавательные- использовать знаково-символические средства, владеть широким спектром логических действий и операций;
- Коммуникативные – адекватно передавать информацию , выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
2. Характеристика структуры и содержания работы.
Контрольная работа разработана на основе комплексного анализа текста , следователь- но , во главу угла поставлены умения внимательно читать текст, осмыслять его, произво- дить отбор необходимой информации. Структура ККР ориентирована на принцип постепенного «погружения» в смысловое содержание текста. Каждое задание связано с анализом отдельных его элементов: а) орфограмм, б) грамматических форм; в) синтакси-ческих конструкций; г) лексических средств и т.д. Таким образом, детально рассмотрев информационное поле текста, учащиеся составляют мнение о его содержании, выявляют микротемы, высказывают своё отношение к проблеме, сформулированной в виде вопро-са. В итоговом задании они должны написать сочинение- рассуждение так, чтобы предложить его не только прослушать , но и обсудить с собеседником, поделиться впечат- лениями.
Структура ККР имеет подобие кольцевой композиции. Начальный и завершающий этапы работы сводятся к осмыслению текста, переработке его информационного поля.
ККР состоит из 8 заданий по следующим разделам: «Правописание», «Морфология», «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис», « Развитие речи». Выполнение заданий может оцениваться разным количеством баллов (От 0 до 8) в зависимости от структуры задания и особенностей проверяемых УУД, что соответствует разработанным критериям.
Задание 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.Най-дите 3 важные мысли (микротемы) выпишите их. Проверяем умение осмыслять ,отбирать информацию , выявлять важное. Максимальный балл-8: 1б.-за прочтение, по 1б. за каж- дую микротему; от 1 до 4б.-за орфограммы.
Задание 2. Выпишите 2 слова, в которых букв меньше (больше), чем звуков, запишите их фонетическую транскрипцию. Проверяем умение дифференцировать звуки и буквы, понимать термины, применять навык фонетического разбора, написания транскрипции, использования метода информационного поиска и воспроизведения знаково - символи-ческого действия. Максимальный балл -2.По 1б. за каждое слово. Учитываем ошибки, ка-чество работы.
Задание 3. Найдите 2 слова , соответствующие указанному морфемному составу. Приведите свои примеры с подобным составом. Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, действовать по заданной схеме, применять моделирование, определять последовательность промежуточных целей, сличать собственный пример с эталоном. Максимальный балл- 4 ( по 1б. за каждое слово-2, до 2 б. за свои примеры).
Задание 4. Дано предложение из текста. Нужно подчеркнуть все существительные как члены предложения и указать над глаголами- спряжение, над существительными- падеж. Проверяем умение определять грамматические признаки частей речи, структуировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач . Максимальный балл- 4. Учитываем объём работы, её качество, снижаем за ошибки.
Задание 5.Определение синонима .Составление словосочетания с остальными прилагательными. Проверяем уровень определения личностного выбора и способа действия, выявление оснований и критериев для сравнения и установление причинно- следственных связей. Максимальный балл-3. 1б.за синоним, до 2б. – за словосочетания.
Задание 6. Нахождение предложения по характеристике. Разбор по ЧП. Запись и разбор своего предложения. Проверяем умение выполнять синтаксический разбор. Рефлексия способов и условий действия, самооценка собственного уровня освоения навыка анализа. Максимальный балл-4. 2б.- нахождение примера в тексте, его разбор ; 2б.- свои примеры.
Задание 7. Выпишите примеры слов в переносном значении, определите троп, объясните значение высказывания. Проверяем ценностно – смысловую ориентацию обучающихся ,понимание и адекватную оценку языковых средств. Максимальный балл- 4 ( по 2б.- за нахождение и объяснение )
Задание 8. Написание текста ( сочинения – рассуждения)- ответ на вопрос – 5-6 предложе-ний. Проверяем личностное жизненное самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание, умение осознанно и произвольно строить высказывание и сжато передавать содержание текста, выражать свою позицию с учётом коммуникативной задачи. Максимальный балл-8 (2б.- за прямой ответ или сформулированный тезис, 2б.- за аргументацию, 2б. - за речевое оформление высказывания, 2б.- за грамотность)
- Использование результатов выполнения ККР.
Результаты выполнения ККР можно использовать в качестве индикатора сформиро-ванностиметапредметныхзадач в области осознанного чтения и работы с информа-цией, а также при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся и организации в рамках разных предметных областей коррекционной работы с учащи-мися , демонстрирующий низкий уровень читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная контрольная работа по теме "Проценты", 6 класс
Данный урок относится к типу урока: контроль и проверка знаний учащихся по теме "Проценты". Не всгда на уроках данного типа удается сформировать компетенции учащихся, такой тип контрольной работы форм...
Комплексная контрольная работа 4 класс
Материалы ФГОС начальная школа...
Комплексная контрольная работа
Данную работу можно провести в начале в в конце учебного года для сравнения результатов обученности учащихся. Предназначена для учащихся 5-х классов....
Комплексные контрольные работы
Работы предназначены для учащихся 9-11 классов...
Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.
Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся 4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...
Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.
Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся 4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...
Итоговая комплексная контрольная работа за курс 8 класса
Итоговая комплексная контрольная работа за курс 8 класса...