Комплексные контрольные работы
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Работы предназначены для учащихся 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_kontrolnye_raboty_9-11_klassy.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТ 1
(1) Ветер затих. (2) Густые облака дыма не крутились уже в воздухе. (3) Как тяжкие свинцовые глыбы, они висели над кровлями догорающих домов. (4) Смрадный, удушливый воздух захватывал дыхание; ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. (5) Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, и только в вышине, под самыми облаками, плавали стаи коршунов.
(6) На краю пологого ската горы, опоясанной высокой Кремлевскою стеною, стоял, закинув назад руки, человек небольшого роста, в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. (7) Внизу, у самых ног его, текла, изгибаясь, Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, она, казалось, струилась кровию. (8) Склонив угрюмое чело свое, он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны… (9) Ах! в них отразилась в последний раз и потухла навеки дивная звезда его счастия! (10) Шагах в десяти от него, наблюдая почтительное молчание, стояли французские маршалы, генералы и несколько адъютантов. (11) Они с ужасом смотрели на пламенный океан, который, быстро разливаясь кругом всего Кремля, казалось, спешил поглотить сию священную и древнюю обитель царей русских.
(М.Н. Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году)
I вариант
1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?
2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении.
4. Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.
5. Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.
6. Укажите, какой частью речи является слово навеки (предл. 9).
7. Укажите тип связи слов в словосочетании внизу текла (предл. 7).
8. Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
9. Укажите тип сказуемого спешил поглотить (предл. 11).
10. Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот. Напишите его номер.
11. Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова. Напишите их номера.
12. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.
13. Укажите правильную характеристику предл. 6:
а) сложное, бессоюзное;
б) простое, осложненное обособленными определениями;
в) простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;
г) простое, осложненное обособленными обстоятельствами.
14. Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.
15. Укажите тип придаточной части в предложении
11.
16. Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
17. Укажите правильное объяснение слитного написания слова небольшого (предл. 6):
а) в предложении имеется противопоставление;
б) не–приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без не;
в) прилагательное без не не употребляется.
18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл.
Как тяжкие свинцовые глыбы, (1) они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, (2) удушливый воздух захватывал дыхание; (3) ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, (4) и только в вышине, (5) под самыми облаками, (6) плавали стаи коршунов.
19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
На краю пологого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста, (5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…
20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?
Пламенный океан –
а) гипербола;
б) метафора;
в) синекдоха;
г) олицетворение.
II вариант
1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?
2. Из предл. 4 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
3. Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову чело (предл. 7)? Замените слово чело стилистически нейтральным синонимом.
4. Подберите синоним к слову багровый (предл. 7).
5. Укажите способ образования слова безжизненных (предл. 4).
6. Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.
7. Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие.
8. Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово сию (предл. 11, начальная форма – сия). Подберите синоним к нему.
9. Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами. Напишите их номера.
10. Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер.
11. Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова. Напишите их номера.
12. Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание.
13. Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
14. Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
15. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
На краю полого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста, (5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…
16. Из предл. 11 выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В прилагательном с суффиксом -енн- пишется нн».
17. Из предл. 7–11 выпишите все слова, в которых правописание приставок зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
18. Из предл. 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
19. Укажите средство связи между предл. 10 и 11:
а) лексический повтор;
б) указательное местоимение;
в) личное местоимение;
г) вводное слово.
20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?
Священная и древняя обитель царей русских –
а) перифраза;
б) ирония;
в) метонимия;
г) литота.
ТЕКСТ 2
(1) После двухдневной героической обороны Смоленска войсками Раевского, Неверовского и Дохтурова русская армия, оставив город, отступала по старой Смоленской дороге...
(2) 17 августа батальон Дениса Давыдова, особенно отличившийся в делах под Катанью и Дорогобужем, стоял близ Царева Займища. (3) Сюда на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, только что пожалованный титулом светлейшего князя.
(4) Войско встречало его с неописуемым восторгом. (5) И Денис, в тот день увидевший прославленного русского полководца, вполне разделял общие чувства. (6) Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце. (7) Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление. (8) Главнокомандующего сопровождала большая свита. (9) Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, и Ермолова, и Раевского, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других.
(10) Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. (11) Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. (12) Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. (13) Кутузов слегка поморщился, махнул рукой.
(14) – Не надо, ничего этого не надо, – сказал он. (15) – Я приехал только посмотреть, здоровы ли мои дети? (16) Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.
(17) Заметив, что растянувшийся на дороге обоз какого-то генерала мешает проходить пехоте, Кутузов подозвал одного из своих адъютантов и приказал:
(18) – Отведи, голубчик, эти экипажи в сторонку. (19) Солдату каждый шаг дорог, скорей до места дойдет – больше отдохнет. (20) О солдате более всего попечение иметь надлежит! (21) Когда же обоз освободил дорогу, а следовавший за ним полк егерей в стройных рядах и боевом порядке приблизился к главнокомандующему, он, сняв фуражку и приветливо помахав войскам, воскликнул:
(22) – Как с такими молодцами отступать да отступать!
(23) Слова главнокомандующего стали передаваться из уст в уста...
(24) – Приехал Кутузов бить французов! – эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. (25) И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало.
(Н.Задонский. Денис Давыдов)
I вариант
1. Чем прославился герой Отечественной войны Денис Давыдов?
2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Какое слово является синонимом к слову неописуемый (предл. 4):
а) неодолимый;
б) безмерный;
в) интенсивный;
г) ощутимый.
4. Слово иноходец (предл. 6) образовано от существительного иноходь со значением «способ бега лошади, при котором одновременно выносится вперед или обе правые ноги, или обе левые ». Используя данное значение, дайте толкование слову иноходец.
5. Укажите, от какого слова и каким способом образовано существительное впечатление (предл. 7).
6. Какой частью речи является слово главнокомандующий (предл. 3)?
7. Из предл. 9 выпишите страдательное причастие.
8. Среди предл. 21–25 найдите такое, в котором есть вводная конструкция. Напишите его номер.
9. Среди предл. 14–20 найдите такое, в котором есть обращение. Напишите его номер.
10. Из предл. 18–20 выпишите словосочетания с типом связи согласование.
11. Из предл. 3 выпишите приложение.
12. Из предл. 10 выпишите грамматическую основу. Укажите тип сказуемого.
13. Сколько грамматических основ в предл. 15?
14. Среди предл. 5–9 найдите такое, в котором есть однородные подлежащие. Напишите его номер.
15. Укажите правильную характеристику предл. 6:
а) простое, осложненное обособл. дополнениями;
б) простое, осложненное обособл. определениями;
в) простое, осложненное однородными определениями;
г) простое, осложненное однородными дополнениями.
16. Замените в предл. 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
17. Из предл. 4–6 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
18. Из предл. 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
19. В приведенных ниже предл. из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, (1) и долговязого Беннигсена, (2) назначенного начальником главного штаба, (3) и Ермолова, (4) и Раевского, (5) но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, (6) ехавшего на белой лошади несколько впереди других. Запретив выстраивать войска, (7) Кутузов стал осматривать их на марше. Подъехав к одному из пехотных полков, (8) он неожиданно остановился.
20. Укажите средство связи между предл. 4 и 5:
а) имя собственное;
б) союз;
в) указательное местоимение;
г) слова одной тематической группы.
II вариант
1. Чем прославился герой Отечественной войны Денис Давыдов?
2. Из предл. 9 выпишите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных.
3. Из предл. 6 выпишите устаревшие слова. Каким термином называют такие слова?
4. Определите лексическое значение слова гнедой (предл. 6):
а) красновато-рыжий с черным хвостом и гривой;
б) красновато-рыжий с белым хвостом и гривой;
в) белый с черным хвостом и гривой;
г) черный с белым хвостом и гривой.
5. Из предл. 17 выпишите слова, образованные приставочным способом.
6. Укажите, от какого слова и каким способом образовано слово неожиданно (предл. 11).
7. Из предл. 14–16 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.
8. Укажите, какой частью речи и каким членом предл. является слово надо (предл. 16).
9. Укажите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предл. 24.
10. Среди предл. 7–9 найдите такие, в которых есть несогласованные определения. Напишите их номера.
11. Выпишите из предл. 3 словосочетание с типом связи примыкание.
12. Выпишите грамматическую основу из предл. 23. Укажите тип сказуемого.
13. Определите тип сказуемого в придаточной части предл. 17.
14. Укажите правильную характеристику предл. 15:
а) сложное бессоюзное;
б) СПП с придаточным изъяснительным;
в) СПП с придаточным определительным;
г) СПП с придаточным цели.
15. Укажите правильную характеристику предл. 21:
а) СПП с однородными придаточными времени;
б) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью;
в) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью;
г) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
16. Замените в предложении 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
17. Из предл. 3–5 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
После двухдневной героической обороны Смоленска войсками Раевского, (1) Неверовского и Дохтурова русская армия, (2) оставив город, (3) отступала по старой Смоленской дороге... 17 августа батальон Дениса Давыдова, (4) особенно отличившийся в делах под Катанью и Дорогобужем, (5) стоял близ Царева Займища. Сюда на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, (6) только что пожалованный титулом светлейшего князя.
19. Укажите правильное объяснение постановки тире в предл. 19:
а) тире между частями бессоюзного сложного предложения;
б) тире между подлежащим и сказуемым;
в) тире в неполном предложении;
г) тире при прямой речи.
20. Укажите средство связи между предл. 24 и 25:
а) вводная конструкция;
б) синонимы;
в) частицы;
г) союз.
ТЕКСТ 3
(1) Наполеон отступал от Вязьмы к Дорогобужу, от Дорогобужа к Смоленску, от Смоленска к Красному.
(2) Кутузов шел от Медыни к Быкову, от Быкова к Ельне, от Ельни к Красному. (3) Прибывая в каждый новый пункт, Наполеон узнавал, что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. (4) Это заставляло его двигаться еще быстрее. (5) Французская армия катилась, как мячик, пущенный по склону горы. (6) Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям.
(7) Платов и Милорадович брали столько пленных, что их приходилось сдавать крестьянам для доставки в тыл.
(8) На пути от Москвы до Смоленска была разгромлена почти половина оставшейся у Наполеона армии. (9) Если бы не непрерывные удары, которые наносились Кутузовым не только по флангам, но и по головным частям французских колонн, десятки тысяч солдат и офицеров Наполеона успели бы дойти до границы в относительном порядке и, может быть, оказали сопротивление в Польше и Германии.
(10) Но этого не произошло. (11) По указаниям Кутузова били неприятеля не только регулярные части; били его Давыдов, Сеславин, Фигнер, Ожаровский, казаки, легкая кавалерия. (12) Били его крестьянские отряды народных, «неармейских» партизан. (13) Армия завоевателя Европы таяла под могучими ударами русского оружия...
(Л.Рубинштейн. Дорога победы)
I вариант
1. О каком моменте Отечественной войны идет речь в отрывке?
2. Из предл. 4 выпишите слово, в котором количество звуков меньше количества букв.
3. Из предл. 13 выпишите слово, которое употреблено в переносном значении.
4. Укажите, от какого слова и каким способом образовано слово доставка (предл. 7).
5. Из предл. 7–9 выпишите все предлоги. Повторяющиеся предлоги не указывайте.
6. Из предл. 3–6 выпишите страдательное причастие.
7. Какой частью речи является слово начисто (предл. 6)?
8. Укажите, сколько словосочетаний с типом связи согласование в предл. 3.
9. Сколько грамматических основ в предл. 6?
10. Выпишите из предл. 10 грамматическую основу.
11. Среди предл. 7–9 найдите такое, в котором есть вводная конструкция. Напишите его номер.
12. Укажите тип придаточной части в предл. 3.
13. Укажите верную характеристику предл. 7:
а) СПП с придаточным изъяснительным;
б) СПП с придаточным местоименно-определительным;
в) СПП с придаточным меры и степени;
г) СПП с придаточным присоединительным.
14. Укажите правильное объяснение слитного написания частицы не в слове неприятеля (предл. 11):
а) слово с не приобретает противоположное значение;
б) в предл. имеется противопоставление;
в) слово без не не употребляется.
15. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Прибывая в каждый новый пункт, (1) Наполеон узнавал, (2) что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. Это заставляло его двигаться еще быстрее. Французская армия катилась, (3) как мячик, (4) пущенный по склону горы. Но как ни спешил Наполеон, (5) ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», (6) которая сжимала противника стальными тисками, (7) отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям.
16. Замените в предл. 9 придаточную часть причастным оборотом. Напишите получившееся причастие, укажите его залог и время.
17. Укажите средство связи между предл. 3 и 4:
а) частица;
б) указательное местоимение;
в) союз;
г) личное местоимение.
18. Как называется троп (армия катилась, как мячик), использованный автором в предл. 5:
а) метафора;
б) литота;
в) сравнение;
г) олицетворение?
II вариант
1. О каком моменте Отечественной войны идетречь в отрывке?
2. Из предл. 7 выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого согласного звука.
3. Из предл. 3–5 выпишите глаголы с формообразующими суффиксами.
4. Из предл. 4–7 выпишите все местоимения. Повторяющиеся местоимения не указывайте.
5. Из предл. 3–5 выпишите наречие в сравнительной степени.
6. Какой частью речи является слово еще (предл. 4)?
7. Из предл. 4 выпишите словосочетания с типом связи примыкание.
8. Из предл. 7–9 выпишите составное именное сказуемое.
9. Среди предл. 8–11 найдите предложение с однородными сказуемыми. Выпишите из него сказуемые и укажите их тип.
10. Укажите верную характеристику предл. 9:
а) СПП с придаточными определительным и следствия;
б) СПП с придаточным определительным;
в) СПП с придаточным условия;
г) СПП с придаточными определительным и условия.
11. Среди предл. 3–6 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
12. Замените в предл. 3 деепричастный оборот придаточной частью. Укажите ее тип.
13. Укажите правильное объяснение слитного правописания не в слове непрерывные (предл. 9):
а) в предл. имеется противопоставление;
б) прилагательное с не приобретает противоположное значение и его можно заменить синонимом без не;
в) прилагательное без не не употребляется.
14. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при придаточных частях сложноподчиненных предл..
Но как ни спешил Наполеон, (1) ему не удавалось вырваться из движущейся Кутузовской «подковы», (2) которая сжимала противника стальным тисками, (3) отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям. Платов и Милорадович брали столько пленных, (4) что их приходилось сдавать крестьянам для доставки в тыл. Если бы не непрерывные удары, (5) которые наносились Кутузовым не только по флангам, (6) но и по головным частям французских колонн, (7) десятки тысяч солдат и офицеров Наполеона успели бы дойти до границы в относительном порядке и, (8) может быть, (9) оказали сопротивление в Польше и Германии.
15. Объясните, с какой целью автор выделил кавычками слова подковы (предл. 6) и неармейских (предл. 12).
16. Укажите средство связи между предл. 11 и 12:
а) однотематическая лексика;
б) личное местоимение;
в) союз;
г) лексический повтор.
17. Выпишите из предл. 10–13 пример перифразы. Какое слово заменено перифразой?
18. Как называется троп (били его Давыдов, Сеславин, Фигнер, Ожаровский), использованный автором в предл. 11:
а) метонимия;
б) олицетворение;
в) гипербола;
г) метафора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная контрольная работа по теме "Проценты", 6 класс
Данный урок относится к типу урока: контроль и проверка знаний учащихся по теме "Проценты". Не всгда на уроках данного типа удается сформировать компетенции учащихся, такой тип контрольной работы форм...
Комплексная контрольная работа 4 класс
Материалы ФГОС начальная школа...
Комплексная контрольная работа
Данную работу можно провести в начале в в конце учебного года для сравнения результатов обученности учащихся. Предназначена для учащихся 5-х классов....
Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.
Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся 4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...
Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.
Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся 4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...
комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе (Биболетова М.З)
Комплексная контрольная работа по английскому языку содержит задания по всем видам речевой деятельности базового и повышенного уровней. Разработана подробная спецификация контрольной работы. Разработа...
Комплексная контрольная работа по математике 6 класс по теме "Отношения и проценты"
Комплексная контрольная работа« Отношения и проценты»Авторская разработка представлена в виде комплексной работы для обобщения и систематизации знаний по теме « Отношения и проценты». Задания...