Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного образования 8 класс Отделение индивидуального обучения.
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов не совпадаетс количеством часов в массовой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetvertnov_russkiy.docx | 65.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
класс «8 И»
количество часов по учебному плану 68 часов
(каждый второй час – ½ урока)
2018-2019 учебный год
Ф.И.О. учителя: Тимофеева Г.Г.
Категория: первая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана ГБОУ школы №594, примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: 1)Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А Тростенцовой и других.5-9 классы; 13-е изд.,М.: Просвещение,2016.
2) Русский язык. Линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А Тростенцовой и других.5-9 классы; 13-е изд.,М.: Просвещение,2016.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС ООО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, а также учитывает возрастные особенности обучающихся и
особенности данного классного коллектива, уровень их подготовки по русскому языку,
специфику образовательного учреждения.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4) Положение о разработке образовательной и рабочей программы ГБОУ школы №594 Московского района Санкт-Петербурга
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования для учеников, обучающихся на дому, предусмотрено 408 часов.
В 7 классе на изучение предмета отводится 2 часа (каждый второй час – 0,5 урока) в неделю, в 8 – 2 часа (каждый второй час – 0,5 урока) в неделю, в 9 – 2 часа в неделю из федерального/регионального компонента базисного учебного плана.
Общее количество часов в год —68 часов.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рабочая программа имеет целью воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе и способствует решению следующих задач изучения Русского языка на ступени основного общего образования:
1) овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования ;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности ;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умению вести диалог, искать и находить компромиссы.
Ключевая идея предмета «Русский язык» заключается в системно-деятельностном подходе. Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражён не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трёх компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и в повседневной жизни. .
Специфика курса «Русский язык» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.
Филологической образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона филологического образования связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность курса «Русский язык» обусловлена тем, что совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) обеспечивает эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Без базовой филологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Обучение русскому языку дает возможность развивать у обучающихся не только предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия. .
Филологическое образование вносит свой вклад в в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Изучение курса ведется по классно-урочной системе с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Типы уроков, используемые при реализации данной программы:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний, умения и способов деятельности;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
- комбинированный урок.
Формы организации обучения:
- фронтальные;
- групповые (звеньевые, бригадные, групповые и дифференцированно-групповые);
- индивидуальные.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
- Организации самостоятельной работы
- Проектной деятельности
- Учебно-исследовательской деятельности
- Научно-исследовательской деятельности
- Творческой деятельности
- Развития критического мышления
- Информационные
- Проблемно-диалогового обучения
- Организации группового взаимодействия
- Анализ конкретных ситуаций
- Рефлексивного обучения
- Оценки достижений
- Самоконтроля
- Самообразовательной деятельности.
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- наглядные методы: различного рода демонстрация или иллюстрация, сопровождающиеся словом учителя в виде пояснения, уточнения, рассказа, создание проблемной ситуации;
- словесные методы: репродуктивная беседа, разного типа упражнения на формирование заданных умений и навыков, выучивание наизусть;
- репродуктивные методы.
Для оценки достижений обучающихся при реализации данной программы используются следующие виды и формы контроля:
- контрольная (проверочная, самостоятельная) работа;
- контрольное домашнее задание;
- тест;
- зачет;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: участие в предметной неделе, в дистанционных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, внешкольные акции познавательной направленности.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ школе №594 Московского района Санкт-Петербурга в форме контрольных и тестовых работ, а также работ в формате ОГЭ.
«Портрет выпускника основной школы»
ФГОС ООО – Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержанияя | Планируемые результаты | Вид контроля, измерители | Домашнее задание, примечания | Дата | ||||||||
план. | факт. | ||||||||||||||
1 | Функции русского языка в современном мире | Вводный урок | Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | Лекция, беседа, работа с книгой | Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания текста) | |||||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Урок повторения | Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности | Знать основные нормы русского, литературного языка (грамматические и орфографические); функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания | Работа с книгой, упражнения | § 2; упр. 11 | |||||||||
3 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Урок повторения | Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | Работа с книгой, упражнения, изложение от 3-го лица (упр. 27) | §4; упр. 25 | |||||||||
4 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Урок по- вторения | Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложении, расставлять пропущенные знаки препинания | Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефо- дия»(СБ) | §5; упр. 36 (сочинение- письмо другу) | |||||||||
5 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||||||||
6 | Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | Углубление представлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые Средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная | Работа с книгой, упражнения | §6,7; упр. 42 | |||||||||
7 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний | Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи | Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD) | § 9, 10; упр. 62, 63 | |||||||||
8 | Синтаксические связи слов в словосочетании | Урок усвоения новых знаний | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Беседа, проблемные задания | §11; упр. 70; составить самостоятельную работу по с/с для | |||||||||
9 | Синтаксический разбор словосочетания | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора словосочетания | Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу | Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор | §12; упр. 72 (Сочинение описание местности) | |||||||||
10-11 | Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | Урок развития речи | Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения | Знать признаки текста, структуру текста, языковые особенности описания архитектурных памятников. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с текстом, творческая работа | §16 | |||||||||
12 | Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | Комбинированный урок | Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы | §17; упр. 91 (сочинение по картине И. Шевандро- новой «На террасе») | |||||||||
13 | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | Урок усвоения новых знаний | Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | §20, 21; упр. 111,106 | |||||||||
14 | Тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (соч. «Наши великие соотечественники») | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | §22; упр. 116 | |||||||||
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||||||||
16 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | Комбинированный урок | Понятие второстепенные члены предложения. Дополне- ние: прямое и косвенное. Смыслораз-личительная роль порядка слов | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами иди сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | § 24; упр. 130, 131 | |||||||||
17 | Определение Приложение. Знаки препинания при нём | Комбинированный урок | Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения | Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления | Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация». 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD) | §25; упр. 139 | |||||||||
18 | Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению | Комбинированный урок | Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | §27; упр. 159 | |||||||||
19-20 | Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | Урок развития речи | Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения | Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы | Упражнения, составление плана, творческая работа | Упр. 163 | |||||||||
21 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | Тренинг | Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169 |
Односоставные предложения
22 | Назывные предложения Определённо-личные предложения
| Урок усвоения новых знаний | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Знать строение неполных предложений. Уметь использовать неполные предложения в речи | Тест | Упр. 182 | ||
23 | Неопределённо-личные предложения | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения | Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало- гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы; рассуждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?» | Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой, диктант (упр. 189) | § 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения из 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») |
24 | Безличные предложения | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с безличными предложениями; с общими отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюра: «Осенний дождь» с использованием безличных предложений | Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь» | §35; упр. 205 | ||
25 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений) | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | §37; упр. 215 | ||
26 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений | Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам | Тренинг, контрольные вопросы | Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (сочинение-наблюдение «Осенний вечер»); упр. 221 (устный пересказ одной из частей текста, составление плана) | ||
27 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Простое осложнённое предложение
28 | Понятие об ос- ложнённом предложении. Понятие об од- нородных чле- нах предложе- ния | Урок ус- воения новых знаний | Понятие об ослож- нённом предложе- нии. Использование предложений с одно- родными членами в текстах и в речи | Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас- ставлять знаки препинания в предложе- нии; соблюдать перечислительную ин- тонацию. Интеграция с уроком литера- туры: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про- блемные задания, диктант (упр. 234) | §39,40; упр. 230, 232 | ||
29 | Однородные члены предло- жения, связан- ные только пе- речислительной интонацией, и пунктуация при них | Комбини- рованный урок | Пунктуация при од- нородных членах предложения | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас- ставлять знаки препинания в предложе- нии; соблюдать перечислительную ин- тонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | §41; упр. 238, 239 (составить ха- рактеристику Лиз и Джесси по плану) | ||
30 | Однородные и неоднородные определения | Комбини- рованный урок | Различие однород- ных и неоднородных определений, оформление их пунктуаци-онно | Знать правило постановки знаков пре- пинания при однородных определениях н отсутствия знаков при неоднородных определениях. уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения | Работа с текстами художественных произведении, упражнения, проблемные задания, диктант (упр. 247) | §42; упр. 246 (найти и выпи- сать однородные и неоднородные определения, употреблённые при описании внешности Н. Г. Гарина-Михайловского) | ||
31 | Однородные члены, связан- ные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Комбинированный урок | Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | § 43; упр. 260 | ||
32-33 | Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения | Урок раз-вития речи | Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности. | Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме | Работа с текстом, творческая работа | Упр. 264 (написать сравнительную характеристику двух одноклассников); упр. 265 (составить памятку для спорщиков) | ||
34 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Комбинированный урок | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым | Работа с текстами Художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | § 44;упр.274 (диктант) |
35 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | Комбинированный урок | Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди» | Контрольные вопросы (с. 132); упр. 286 | |||||||||||
36 | Проверочная работа | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |||||||||||||
37 | Понятие об обособлении Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них | Комбинированный урок | Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений | Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте | Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом худ. произведении | §47,48; упр. 294 | |||||||||||
38 | Обособление согласованных распространённых и нерас- пространённых определений | Комбинированный урок | Общие правила обособления согла- сованных распространённых и нерас- пространённых опре- делений | Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространенных определении. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев) | Рассказ, беседа, работа с книгой, опорные записи, кодированный диктант, выбо- рочная работа на материале произведений И. С. Тургенева | § 48 (с. 141-143); упр. 298; упр. 300 | |||||||||||
39 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Правила обособления приложений | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением | Упражнения, про- блемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении | §50; упр. 310 (составить и записать предложение, включив в него перечисленные титулы, роли различных членов предложения) | |||||||||||
40-41 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Комбинированный урок | Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов | Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств; выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы) | Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | §51; упр. 319; упр. 321 (выписать предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями) | |||||||||||
42-43 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Урок усвоения новых знаний | Понятие об уточняющих членах предложения | Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней» | Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней» | §52; упр.325 или упр. 328 | |||||||||||
44 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | Урок усвоения новых знаний | Планы разборов | Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | Тренинг | §53,54; упр. 331, 333 | |||||||||||
45 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | Урок-зачёт | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Контрольные вопросы (с. 162); упр. 338(продолжить описание шиповника, стараясь учесть стилистические особенности авторского описания) | |||||||||||
46 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||||||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |||||||||||||||||
47 | Обращение. Назначение обращения | Комбинированный урок | Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений | Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками литературы) | Упражнения, тренинг, практикум | § 55-58; упр.347 (выписать из произведений худ и публиц литерат примеры разных обращений); упр. 355 (написать поздравление близкому человеку по плану) | |||||||||||
48 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вставные конструкции | Урок усвоения новых знаний | Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов. Вставные слова, словосочетания, предложения. | Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | §59-62; упр. 367, 369 | |||||||||||
49 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях и вставных конструкциях | Урок усвоения новых знаний | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях и вставных конструкциях | Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр. 376), выборочный диктант (упр. 390) | § 61,62; упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению) | |||||||||||
50-51 | Публичные выступления | Урок развития речи | Публичные выступления как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | Знать строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составить публичное выступление на общественно значимую тему с использование вводных и вставных конструкций. | Публичные выступления | Упр. 390 | |||||||||||
52 | Междометия в предложении | Урок усвоения новых знаний | Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях | Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и еру использования данных слов | Упражнения, тренинг, практикум | § 63; упр. 393 | |||||||||||
53 | Синтаксический,пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Упражнения, тренинг, практикум | § 64; упр. 395, 398 | |||||||||||
54 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | Комбинированный урок | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (письменно) | |||||||||||
Чужая речь | |||||||||||||||||
55 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части | Урок усвоения новых знаний | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем | Упражнения, тренинг, практикум | § 65, 66; упр. 402 | ||||||||||||
56 | Отличие прямой речи от косвенной. Деловое письмо (протокол) | Комбинированный урок | Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью. | Упражнения, тренинг, практикум | §67,68; упр. 406 | ||||||||||||
57 | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Комбинированный урок | Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | § 69; упр. 412 | ||||||||||||
58-59 | Сжатое изложение (Упр. 419) | Урок развития речи | Составление текста в сжатом виде | Знать приемы сжатия текста. Уметь составлять текст в сжатом виде, кратко передать содержание диалогов и прямой речи | Сжатое изложение | Работа по плану: 1)рассмотрение текста; 2)вырази чтение; 3)обдумывание заголовка к тексту; 4)тема, осн.мысль; 5) микротемы, 6)средства связи; 7)стиль речи, тип 8)стилиствозможн. | |||||||||||
60 | Цитата | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. Знаки препинания при цитировании | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, рецензирование домашних творческих работ (интервью) | § 72; упр. 429 | |||||||||||
61 | Повторение по теме «Чужая речь» | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 433 | |||||||||||
62 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь» | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | |||||||||||||||||
63 | Синтаксис и морфология | Комбинированный | Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи | Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 435 | |||||||||||
64 | Синтаксис и пунктуация | Комбинированный | Систематизация знаний изученных языковых явлений | Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р; подробное изложение), орфографическая работа | Упр. 441 | |||||||||||
65 | Синтаксис и культура речи | Комбинированный | Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный | Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка. Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений | Тренинг, работа со словарём, редактирование текста | Упр. 448 | Ч » | ||||||||||
66-67 | Синтаксис и орфография | Комбинированный | Связь синтаксиса и орфографии | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме | Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения | Упр. 452 | |||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль | Тест, анализ текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс
Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), При...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерно...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Самаркиной Веры Павловны по учебному курсу «Русский язык и развитие речи» (индивидуальное обучение,VIII вид) 8 класс 2013 – 2014 учебный год
Планирование составлено на 102 часа (3 ч. в неделю )....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Самаркиной Веры Павловны по учебному курсу «Русский язык и развитие речи» (индивидуальное обучение,VIII вид) 8 класс 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа коррекционной направленности....