открытый урок по русскому языку в 11 классе 22.10.2018г
методическая разработка по русскому языку
открытый урок 11 класс 22.10.1018г. Публицистический стиль речи,его характеристика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по русскому языку | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка 11 класс учебник «Русский язык 11 класс» С.И.Львова,В.В. Львов.
Тема. «Научный стиль речи, его характеристика.»
Цель:
Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль,знать характерные особенности научного стиля, развивать речь учащихся, особенности грамотного использования научного стиля.
Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал (тесты), мультимедийное оборудование.
Ход урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос.Упр 94 задание 2.
- Новая тема
1 Знакомство с Эпиграфом. Чтение зпиграфа. С 139
Беседа: Как вы поняли эпиграф.
2.Работа над упр 99. Работа с таблицей «Функциональные разновидности языка»,рассказ об основных особенностях научного стиля речи.
1.Работа с теоретическим материалом.с 139-146.
Какие особенности данного стиля речи вы знаете?
Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 5, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему: «Что нового я узнал о научном стиле речи»
Закрепление изученного материала.
Лексические особенности научного стиля.
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.
- Записать тексты в тетрадь.
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)
2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Комментарий учителя. (С использованием презентации) Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.
Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.
Упр 107. Работа в микрогруппах по исследованию предложенных текстов.
Мини –исследование на тему «Текст школьного учебника как образец научно- учебного подстиля научной речи».
Запись тезисов,соблюдение орфографических и пунктуационных норм.Комментированное письмо.
Выступления учащихся о проделанной исследовательской работе. Один ученик от микрогруппы делает отчет.
Самостоятельная работа задание проектируется на доске.
Текст « Из книги природы»
(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то опускают, и дали им имя.
1.Определите основную мысль текста.
1)Расцветка корольков помогает им выжить.
2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.
3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.
4)Корольки проживают в хвойных лесах.
2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»
1)1 2)5 3)3 4)8
3.Укажите стиль речи.
1)художественный 2) научно-популярный 3)публицистический 4)разговорный
4.В каком предложении употреблены антонимы?
1)1 2)6 3)8 4)4
Итоги урока.
— Назовите характерные особенности научного стиля.
— В чём его отличие от других стилей?
— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
— Какие лексические особенности научного стиля вам известны?
— Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю
Домашнее задание.стр 139-147 выучить.Упр 100 устн. высказывание.упр 111 1-10 предл. письм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...