открытый урок по русскому языку в 11 классе 22.10.2018г
методическая разработка по русскому языку

открытый урок 11 класс 22.10.1018г. Публицистический стиль речи,его характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок по русскому языку19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока русского языка 11 класс  учебник «Русский  язык 11 класс»  С.И.Львова,В.В. Львов.

 Тема. «Научный стиль речи, его характеристика.»

Цель: 

Образовательная: научить отличать  научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный  стиль,знать  характерные  особенности научного стиля, развивать речь учащихся, особенности  грамотного  использования научного стиля.

Развивающая: способствовать развитию умения  систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная        

Оборудование: раздаточный материал (тесты), мультимедийное оборудование.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.  
  1. Устный опрос.Упр 94 задание 2.
  1. Новая тема

1 Знакомство с Эпиграфом. Чтение зпиграфа. С 139

Беседа:   Как вы поняли  эпиграф.

2.Работа  над упр 99. Работа с таблицей «Функциональные разновидности языка»,рассказ об основных особенностях научного стиля речи.

1.Работа с теоретическим материалом.с 139-146.

Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 5, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему: «Что нового я узнал о научном стиле речи»

        

Закрепление изученного материала.  

Лексические особенности научного стиля.        

Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.

В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной  и художественной  речи.

  1. Записать тексты в тетрадь.

 1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.

Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)

2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)

Комментарий учителя. (С использованием презентации)  Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.

Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:

Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.

Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.

Упр 107. Работа в микрогруппах по исследованию предложенных текстов.

 Мини –исследование на тему «Текст школьного учебника как образец научно- учебного  подстиля научной речи».

 Запись тезисов,соблюдение орфографических  и пунктуационных норм.Комментированное письмо.

Выступления учащихся о проделанной исследовательской работе. Один ученик от микрогруппы делает отчет.

Самостоятельная работа задание проектируется на доске.

Текст « Из книги природы»

(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то  опускают, и дали им имя.

1.Определите основную мысль текста.

1)Расцветка корольков помогает им выжить.

2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.

3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.

4)Корольки проживают в хвойных лесах.

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»

1)1   2)5   3)3   4)8

3.Укажите стиль речи.

1)художественный 2) научно-популярный 3)публицистический 4)разговорный

4.В каком предложении употреблены антонимы?

1)1      2)6      3)8     4)4

 Итоги урока.  

— Назовите характерные особенности научного стиля.

— В чём его отличие от других стилей?

— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?

— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?

— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?

— Какие лексические особенности научного стиля вам известны?

— Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю

Домашнее  задание.стр 139-147 выучить.Упр 100 устн. высказывание.упр 111 1-10 предл. письм.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...