адаптированная программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Сипунова Нина Александровна

адаптированная программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurteev_n._russkiy.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Приложение к адаптированной основной

                                                                               общеобразовательной программе

                                                                               основного общего образования обучающихся с

                                                                               тяжелыми нарушениями речи

                                                                               муниципального автономного

                                                                               общеобразовательного учреждения

                                                                               муниципального образования город Нягань

                                                                              «Средняя общеобразовательная школа №1»

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку

ученика 5д класса,

на 2020-2021 учебный год

Рабочую учебную программу составила:

учитель русского языка Сипунова Н.А.

высшая квалификационная категория

г.Нягань

2020 г.

Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся .

Данная рабочая учебная программа для 5-9 классов (ФГОС) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику «Русский язык 5-9 классы (базовый уровень)» общеобразовательной школы под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 2012,

допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях и с учетом общих образовательных потребностей  для слабовидящих обучающихся

         Цель реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся в образовательной организации — создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного  общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

        Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей, слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:

  • формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
  • обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
  • развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;
  • достижения планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися;
  • осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП ООО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;
  • выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и  проектно­исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
  • предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
  • включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и пре­ образования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 классы. Предмет «Русский язык» относится к учебной области «Филология». В  5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.

           Согласно календарному учебному графику учебный год в МАОУ «СОШ №1»  длится 35 учебных недель, поэтому данная программа в 5 классах рассчитана на 175 часов по 5 часов неделю, в 6 классах рассчитана на 210 часов по 6 часов неделю.

Особые  образовательные         потребности слабовидящих обучающихся

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
  • увеличение времени на выполнение практических работ;
  • введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
  • целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
  • создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • повышение коммуникативной активности и компетентности;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • отказ от деления на «своих» и «чужих»;
  • уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

  • доброжелательность, доверие и  внимание к людям,
  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего 2 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основого общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты 

1.2.5.1. Русский язык, Родной (русский) язык

Выпускник научится:

•        владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

•        владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

•        владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

•        адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

•        участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

•        создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

•        анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

•        использовать знание алфавита при поиске информации;

•        различать значимые и незначимые единицы языка;

•        проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

•        классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

•        членить слова на слоги и правильно их переносить;

•        определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

•        опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

•        проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

•        проводить лексический анализ слова;

•        опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

•        опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

•        проводить морфологический анализ слова;

•        применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

•        опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

•        анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

•        находить грамматическую основу предложения;

•        распознавать главные и второстепенные члены предложения;

•        опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

•        проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

•        соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

•        опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

•        опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

•        использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

•        анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

•        оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

•        опознавать различные выразительные средства языка;

•        писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

•        осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

•        участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

•        характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

•        использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

•        самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Учебно-методический комплекс

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,  2019

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019

5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.

Содержание учебного предмета «русский язык»

5 КЛАСС (175 ч)

Язык   и  общение (3ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (25ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (37ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи (13ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (27ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (9 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (24ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного  (9ч)

 

6 КЛАСС (210ч)

Язык. Речь. Общение (3ч)

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (11ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест).

Текст (5ч)

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи (12ч)

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

Фразеология. Культура речи (4ч)

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи (34ч)

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (25ч)

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (25ч)

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных  в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.

Имя числительное (18ч)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение (25ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол (31 ч)

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (17ч)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сообщение «Разделы науки о языке». Устное сообщение.

Р.Р. Сочинение «День Победы».

К.Р. Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

7 КЛАСС (140ч)

Введение. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч)

Повторение изученного в 5—6 классах (12 ч)

Причастие (24 ч)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастия:

изменение по родам, числам и падежам;

согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нни н.

Правописание ннв причастиях и к в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие (11 ч)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Наречие  (24 ч)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

Категория состояния (6 ч)

Служебные части речи (1 ч)

Общее понятие о служебных частях речи

Предлог (10 ч)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Союз (19 ч)

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных сою-лов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица (15 ч)

Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание нети ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудъ, кое-, -ка, таки.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Междометие (3 ч)

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

Разряды    междометий.    Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9 ч)

8 КЛАСС (105ч)

О языке (1 ч)

Русский язык в современном мире

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи(5 часов)

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Простое предложение (3 часа)

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Двусоставные предложения (15 часов)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Односоставные предложения (11 часов)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

Понятие о неполных предложениях.

Предложения с однородными членами (14 часов)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами (19 часов)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12 часов)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Прямая и косвенная речь (6 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (10 часов)

9 КЛАСС (102ч)

О языке (1 ч)

Русский язык среди языков мира.

Речь (17ч)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,

Обобщение изученного в 5-8 классах (16 ч)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (15 ч)

Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.  

Сложноподчиненное предложение (29 ч)

Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Бессоюзное сложное предложение (11 ч)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи (5ч)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Резервные часы (6ч)

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Язык, речь и общение (3ч.)

1

Роль языка в жизни общества.

1

2

Язык и человек

1

3

Стили речи

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем (25 ч.)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5

Орфография. Орфограмма.

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

10

Буквы И, У, А после шипящих

1

11

Разделительные Ъ и Ь

1

12

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

13

Закрепление изученного материала

1

14

Входная контрольная работа

1

15

Что мы знаем о тексте

1

16

Части речи.

1

17

Глагол. -Тся и -ться в глаголах.

1

18

Подготовка к написанию подробного изложения «Хитрый заяц»

1

19

Написание подробного изложения «Хитрый заяц»  

1

20

Личные окончания глаголов.

1

21

Не с глаголами

1

22

Тема текста

1

23

Имя существительное

1

24

Имя прилагательное

1

25

Местоимение

1

26

Контрольный тест

1

27

Подготовка к домашнему сочинению по картине  А.А. Пластова «Летом»

1

28

Основная мысль текста

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (37 ч.)

29

Синтаксис и пунктуация

1

30

Именные словосочетания.

1

31

Глагольные словосочетания

1

32

Разбор словосочетания

1

33

Контрольный тест по теме «Словосочетание

1

34

Предложение

1

35

Подготовка и написание сжатого изложения

1

36

Виды предложений по цели высказывания.

1

37

Восклицательные предложения

1

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

39

Сказуемое

1

40

Тире между подлежащим и сказуемым

1

41

Сочинение «Памятный день» 

1

42

Нераспространённые и распространённые члены предложения

Второстепенные члены

1

43

Дополнение

1

44

Определение

1

45

Обстоятельство

1

46

Предложения с однородными членами

1

47

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

48

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.

1

49

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

50

Предложения с обращением.

1

51

Знаки препинания при обращении.

1

52

Письмо

1

53

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

54

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

55

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

1

56

Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

1

57

Простые и сложные предложения.

1

58

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

59

Синтаксический разбор сложного предложения

1

60

Прямая речь.

1

61

Знаки препинания при прямой речи.

1

62

Диалог

1

63

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

64

Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

65

Подготовка и написание выборочного изложения

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи (13 ч.)

66

Фонетика. Гласные звуки.

1

67

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

68

Повествование

1

69

Подготовка и написание изложения

1

70

Согласные твердые и мягкие

1

71

Согласные звонкие и глухие

1

72

Графика. Алфавит

1

73

Промежуточная контрольная работа.

1

74

Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака

1

75

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

76

Описание предмета

1

77

Орфоэпия

1

78

Фонетический разбор слова

Повторение и обобщение изученного материала.

1

Лексика. Культура речи (10 ч.)

79

Слово и его лексическое значение

1

80

Однозначные и многозначные слова.

1

81

Прямое и переносное значения слов.

1

82

Омонимы

1

83

Подготовка и написание изложения

1

84

Синонимы

1

85

Антонимы

1

86

Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

87

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». Тест.

1

Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч.)

88

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова

1

89

Окончание. Основа слова

1

90

Корень слова

1

91

Суффикс

1

92

Приставка

1

93

Рассуждение

1

94

Чередование звуков.

1

95

Беглые гласные.

1

96

Варианты морфем

1

97

Морфемный разбор слова

1

98

Правописание гласных и согласных в приставках

1

99

Буква З-С на конце приставок

1

100

Буквы О-А в корне -лаг- / -лож-

1

101

Буквы О-А в корне -раст- / -рос-

1

102

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

1

103

Буквы Ы-И после Ц

1

104

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

105

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»  

1

106

Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Имя существительное (27 ч.)

107

Имя существительное как часть речи.

1

108

Морфологические признаки имени существительного

1

109

Доказательство в рассуждении

1

110

Написание сочинения-рассуждения

1

111

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

112

Имена существительные собственные и нарицательные

1

113

Написание собственных имен существительных.

1

114

Род имён существительных

1

115

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

1

116

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

117

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

118

Написание изложения с элементами сочинения

1

119

Три склонения имён существительных.

1

120

Падеж имён существительных.

1

121

Падеж имен существительных. Закрепление.

1

122

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных .

1

123

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

124

Подготовка и написание изложения с изменением лица

1

125

Множественное число имён существительных.

1

126

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

1

127

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

128

Морфологический разбор имени существительного

1

129

Повторение и обобщение изученного материала  об имени существительном.

1

130

Закрепление изученного материала об имени существительном

1

131

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

132

Анализ контрольного диктанта

1

133

Подготовка и написание сочинения-описания

1

Имя прилагательное (9 ч.)

133

Имя прилагательное как часть речи

1

134

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

135

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Закрепление.

1

136

Подготовка и написание сочинение. Описание животного.

1

137

Подготовка и написание изложения

1

138

Прилагательные полные и краткие

1

139

Морфологический разбор прилагательного

1

140

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

1

143

Контрольный тест  по теме «Имя прилагательное»

1

Глагол (25 ч.)

144

Глагол как часть речи

1

145

Правописание НЕ с глаголами

1

146

Рассказ

1

147

Неопределённая форма глагола.

1

148

Личные и неопределенная формы глагола.

1

149

Правописание –тся  и  -ться в глаголах.

1

150

Правописание тся и ться в глаголах. Закрепление.

1

151

Виды глагола.

1

152

Совершенный и несовершенный виды глагола.

1

153

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

1

154

Закрепление правописания глаголов с чередованием е-и в корнях

1

155

Рассказ «Как я однажды…»

1

156

Время глагола Прошедшее время

1

157

Настоящее время

1

158

Будущее время

1

159

Спряжение глагола.

1

160

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

161

Промежуточная аттестация

1

162

Анализ и работа над ошибками.

1

163

Морфологический разбор глагола

1

164

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

1

165

Употребление времён

1

166

Повторение и обобщение изученного материала  о глаголе

1

167

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

168

Анализ контрольного диктанта

1

Повторение и систематизация изученного (7ч)

169

Разделы науки о языке.

1

170

Орфограммы в приставках и корнях

1

171

Орфограммы в окончаниях

1

172

Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания

1

173

Морфология. Орфография

1

174

Знаки препинания в простых  и сложных предложениях.

1

175

Фонетика, графика, орфография.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 10 класс

Рабочая адаптированная программа преназначена для педагогов 10 класса. В программе представлено тематическое планирование по предмету русский язык....

Адаптированная программа по русскому языку. 9 класс

В программу вошли некоторые изменения в обучении детей с задержкой психического развития (5-9) класс/ж.Дефектология №3, 1993г....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР (7 вид) для 9 класса.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы ос...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)

Основная цель рабочей программы -  создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...

Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса с ОВЗ

Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 9 класса с ОВЗ...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс

Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс...