ПРОЕКТ по русскому языку на тему «Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике»
проект по русскому языку (10 класс)
ПРОЕКТ
по русскому языку
на тему «Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kiro.docx | 2.36 МБ |
buklet.docx | 244.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Типичные трудности морфемного анализа
Н-р: живём по зимн –ему времени (окончание прилагательного) – оделся по-зимн-ему (суффикс наречия).
волчий – воль[j]его – волчь[j]ему (основа волчий ).
Ср.: об-у-ть – об-у-вь – об-у-ваться
. старый –старьё[-j-о].
кадк(а) – кадоч-к(а); тетрадь – тетрад-оч-к(а); 11.Различение нулевого суффикса.
лес-ник («тот, кто охраняет лес») и лес-н-ик («тот, кто охраняет лесное хозяйство») | ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой. 2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”? А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик. 3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ? А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение; В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние. 4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание? А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав. 5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения: А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать; В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти. Примеры заданий открытого типа (часть В).
Знай, умей, не отвлекайся! | Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский институт развития образования» «Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике» |
ПОВТОРИМ! Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Корень –это главная часть слова, в которой скрыто его значение. Например, сад, садик, садовый, посадка, пе-ресадил. Суффикс (постфикс) – это часть слова, которая стоит по-сле корня и служит для образования новых слов. Например, супчик, тор-тик, Вовочка, Танечка . Приставка (префикс) – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образова-ния новых слов. Например, выход, проход, вход, переход. Окончание (флексия)– это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например, школа, школе, школы, школу, школой. Интерфикс - служит для соединения корней в сложных словах Например, мясорубка, лоботряс |
Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди!
Алгоритм выполнения морфемного разбора. 1.Какая часть речь? изменяемая неизменяемая (Просклоняй, проспрягай) НЕТ лес- леса-лесу; смеялась- (деепричастие, наре- смеялись) чие, сравнит. степень прилаг., служебные части речи, междометие 2. Основа – часть слова без формообразовательных морфем 3.Корень подбери однокоренное слово (зима – зимний - зимовать) РАЗЛИЧАЙ Корни-омонимы имеют 2 (Гора-гореть) (мясорубка) Чередование: Гл. (собери-собирай) согл. (друг-друзья) 4.Приставка и суффикс Чередование : внутри слова воспоминание-вспомнить (вышеназванные) : звоночек-звоночка после Какие-либо, наигрался Несколько в слове переоценили | Пример выполнения морфемного разбора слова ПРЫГАЮЩИЙ 1.(Что делающий?) прыгающий - причастие 2.Прыгающий - прыгающая – изменяемая часть речи, окончание –ИЙ- 3. Основа слова прыгающ- 4.Прыгающий- прыгать-прыгнуть – корень слова прыг- 5. Прыгающий- прыгать-прыгнуть – суффикс –а- и –ющ-
ПРЫГАЮЩИЙ ПОПРОБУЙ САМ Священнодействие, сверкающий, высочайший ЗАПОМНИ! Если в слове пропущена орфограмма и ты не знаешь какую букву написать определи в какой морфеме может быть допущена ошибка. Ра.сказал – пишем рассказал, т.к. орфограмма находится в приставке, есть приставка рас- и раз-; -З- если корень начинается со звонкой, -С- - с глухой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по русскому языку по теме "Не с прилагательными"
Данный урок-проект был проведен в 6 классе согласно рабочей программе (3 четверть)Основная цель урока: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учеб...
Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс
Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....
Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".
Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.)....
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....
Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...
ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в ко...