ПРОЕКТ по русскому языку на тему «Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике»
проект по русскому языку (10 класс)

Велюханова Наталья Алексеевна

ПРОЕКТ

по русскому языку

на тему «Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kiro.docx2.36 МБ
Файл buklet.docx244.83 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Типичные трудности морфемного анализа

  1. Различение нулевого окончания и отсутствия окончания.
  1. Разграничение омонимичных морфем.

Н-р: живём по зимн –ему времени (окончание прилагательного) – оделся по-зимн-ему (суффикс наречия).

  1. Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий.

волчий – воль[j]его – волчь[j]ему (основа волчий ).

  1. Связанные корни.

Ср.: об-у-ть – об-у-вь – об-у-ваться  

  1. Исторические чередования гласных и согласных в разных морфемах.
  1. Определение семантики приставок и суффиксов. Книга – книж-иц-а – суффикс -иц-
  1. Суффикс -ий- (-j-).

. старый –старьё[-j-о].

  1. Выделение суффиксов -ениj- и -ниj- в составе абстрактных имён существительных. Н-р:, терпеть – терп-ениj-е; учить – уч-ениj-е.
  2. Учёт в морфемном составе слова беглых гласных – наблюдается не только в корне, но и аффиксах. Сон сн-а.
  3. Чередование к//оч 

 кадк(а) – кадоч-к(а); тетрадь – тетрад-оч-к(а);

11.Различение нулевого суффикса.

  1. Различение словообразовательных и формообразующих аффиксов для выделения основы слова.
  1. Учёт лексического значения слова с точки зрения современного русского языка
  2. Учёт лексического значения слова . Н-р: норк-а – «животное» и нор-к-а – «маленькая нора».
  3. Учёт множественной мотивации

 лес-ник («тот, кто охраняет лес») и лес-н-ик («тот, кто охраняет лесное хозяйство»)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой.

2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик.

3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение;

В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние.

4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав.

5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать;

В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

 

 C:\Users\Админ\Desktop\vnimanie201722.jpg

                  Знай,

умей,

не отвлекайся!

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский институт развития образования»

«Дидактический материал для закрепления и подготовки к заданиям ЕГЭ по морфемике»

 

ПОВТОРИМ!

Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Корень –это главная часть слова, в которой скрыто его значение.

Например, сад, садик, садовый, посадка, пе-ресадил.

Суффикс (постфикс) – это часть слова, которая стоит по-сле корня и служит для образования новых слов.

Например, супчик, тор-тик, Вовочка, Танечка .

Приставка (префикс) – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образова-ния новых слов.

Например, выход, проход, вход, переход.

Окончание (флексия)– это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Например, школа, школе, школы, школу, школой.

Интерфикс - служит для соединения корней в сложных словах

Например, мясорубка, лоботряс

C:\Users\Админ\Desktop\img2_15.jpg

 C:\Users\Админ\Desktop\Сова-картинка-для-детей-на-прозрачном-фоне-подборка-7.jpg

Помни при разборе слова:

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди!

 

Алгоритм выполнения морфемного разбора.

1.Какая часть речь?

изменяемая                                  неизменяемая

(Просклоняй, проспрягай)            НЕТ

лес- леса-лесу; смеялась-          (деепричастие, наре-

смеялись)                                       чие, сравнит. степень                                                                                                             прилаг., служебные                                                                                                части речи, междометие

2. Основа –

часть слова без формообразовательных морфем

3.Корень

подбери однокоренное слово

(зима – зимний - зимовать)

РАЗЛИЧАЙ

Корни-омонимы                                     имеют 2

(Гора-гореть)                                             (мясорубка)

                                Чередование:

Гл. (собери-собирай)                согл. (друг-друзья)

4.Приставка и суффикс

Чередование      :                         внутри      слова

воспоминание-вспомнить             (вышеназванные)                

   : звоночек-звоночка                               после

                                                 Какие-либо, наигрался

                           Несколько в слове                                                    

                                переоценили

Пример выполнения морфемного разбора слова ПРЫГАЮЩИЙ

1.(Что делающий?) прыгающий - причастие

2.Прыгающий - прыгающая – изменяемая часть речи, окончание –ИЙ-

3. Основа слова прыгающ-

4.Прыгающий- прыгать-прыгнуть – корень слова прыг-

5. Прыгающий- прыгать-прыгнуть – суффикс –а- и –ющ-

 

ПРЫГАЮЩИЙ

ПОПРОБУЙ САМ

Священнодействие, сверкающий, высочайший

C:\Users\Админ\Desktop\s1200.png

ЗАПОМНИ!

Если в слове пропущена орфограмма и ты не знаешь какую букву написать определи в какой морфеме может быть допущена ошибка.

Ра.сказал – пишем рассказал, т.к. орфограмма находится в приставке, есть  приставка рас- и раз-; -З- если корень начинается со звонкой, -С- - с глухой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по русскому языку по теме "Не с прилагательными"

Данный урок-проект был проведен в 6 классе согласно рабочей программе (3 четверть)Основная цель урока: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учеб...

Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".

Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.)....

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в ко...