Экологическое воспитание при подготовке к сочинению-рассуждению в 11-м классе (ЕГЭ, часть С)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста – неразрывности единства формы и содержания.
Уроки словесности стоят в ряду одних из главных предметов, которые ориентируются прежде всего на формирование (или точнее – выращивание) души. Литература и русский язык остаются стержневыми учебными дисциплинами, которые могут и должны заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребёнка. Поэтому главная высшая цель любого урока словесности состоит не только в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас в процессе изучения литературного произведения ребёнок испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока, относиться к себе и миру.
Произведения, написанные по законам общечеловеческой морали, содержат в себе целый комплекс важнейших установок: идею благоговения перед жизнью вообще, ответственности за всё, что живёт, слитность человека и Вселенной, построение новой картины мира, ориентированной на человека, провозглашающей единство истины, добра, красоты, признающей общечеловеческие ценности, приоритет духовных, творческих потребностей, которые создают разнообразие в природе и культуре, как условие целостности системы «природа-человек-общество».
Экологический компонент определяет связь между практической жизнью и таким предметом школьного курса, как литература. Литература как учебный предмет обладает большими возможностями в плане воздействия на формирование отношений учащихся к природе и окружающей среде.
Не менее значимая роль в экологическом воспитании учащихся отводится и такой школьной дисциплине как русский язык.
К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Поэтому мы должны научить ребёнка не только знать и применять орфографические правила, но и осознавать, как через речь происходит познание мира, какова роль человека в происходящем. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык.
Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле этого слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. И я предлагаю одно из занятий по русскому языку, актуальность которого состоит не только в том, что ведется подготовка к ЕГЭ, но и в поднимаемой теме – проблема экологии.
Я считаю, что благодаря таким занятиям, урокам, мероприятиям сформируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание при подготовке к сочинению-рассуждению в 11-м классе (ЕГЭ, часть С) | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т.Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района
Экологическое воспитание при подготовке к сочинению-рассуждению в 11-м классе (ЕГЭ, часть С)
Автор: Шакирова Эльвира Фагимовна
2014
Пояснительная записка
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста – неразрывности единства формы и содержания.
Уроки словесности стоят в ряду одних из главных предметов, которые ориентируются прежде всего на формирование (или точнее – выращивание) души. Литература и русский язык остаются стержневыми учебными дисциплинами, которые могут и должны заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребёнка. Поэтому главная высшая цель любого урока словесности состоит не только в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас в процессе изучения литературного произведения ребёнок испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока, относиться к себе и миру.
Произведения, написанные по законам общечеловеческой морали, содержат в себе целый комплекс важнейших установок: идею благоговения перед жизнью вообще, ответственности за всё, что живёт, слитность человека и Вселенной, построение новой картины мира, ориентированной на человека, провозглашающей единство истины, добра, красоты, признающей общечеловеческие ценности, приоритет духовных, творческих потребностей, которые создают разнообразие в природе и культуре, как условие целостности системы «природа-человек-общество».
Экологический компонент определяет связь между практической жизнью и таким предметом школьного курса, как литература. Литература как учебный предмет обладает большими возможностями в плане воздействия на формирование отношений учащихся к природе и окружающей среде.
Не менее значимая роль в экологическом воспитании учащихся отводится и такой школьной дисциплине как русский язык.
К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Поэтому мы должны научить ребёнка не только знать и применять орфографические правила, но и осознавать, как через речь происходит познание мира, какова роль человека в происходящем. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык.
Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле этого слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. И я предлагаю одно из занятий по русскому языку, актуальность которого состоит не только в том, что ведется подготовка к ЕГЭ, но и в поднимаемой теме – проблема экологии.
Я считаю, что благодаря таким занятиям, урокам, мероприятиям сформируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими знаниями, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.
Тип занятия: занятие обучающего сочинения.
Цель: подготовить учащихся к выполнению задания части С1 ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
образовательные: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3. развивать умение собирать и систематизировать
материал для сочинения;
4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;
воспитательные: 1. прививать любовь к природе;
2.призывать бережно относиться к окружающей среде;
3.воспитывать патриотические чувства;
4.прививать любовь к классической литературе;
развивающие: 1. развивать речевую культуру учеников;
2.развивать память учащихся и умение пересказывать;
План занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения
1. План сочинения-рассуждения
2. Как правильно понять исходный текст?
3. Чтение текста
4. Анализ текста
А) Определение стиля и типа речи
Б) Нахождение проблемы текста
В) Комментарии к исходному тексту
Г) Нахождение позиции автора
Д) Аргументация
5. Дополнительный материал по теме «Природа и человек»
Е) Заключение
IV. Физкультминутка
V. Подведение итогов
1. Повторное чтение текста
2. Обобщение
3. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Сегодняшнее наше занятие мы посвятим подготовке к сочинению-рассуждению, т.е. части С1 ЕГЭ по русскому языку. А говорить мы будем об одной из вечных и актуальных проблем – теме «Природа и человек».
II. Актуализация
- В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.
Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.
Человечество, вступив в новое тысячелетие, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с природой и поддержание её ресурсов в планетарном масштабе объединяет людей. Современный человек понимает, что природа не безгранична, мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношениях с природой человек переступил нравственный рубеж. Поэтому сегодня нам надо чаще говорить об «экологии души».
«В языке, – писал К.Д.Ушинский, – одухотворяется весь народ и вся его Родина, в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».
- Как вы понимаете слова Константина Дмитриевича? Что он хотел этим сказать? (ответы учащихся)
- На уроках литературы мы много раз обращались к теме природы. Назовите произведения, касающиеся эту тему (ответы учащихся).
- Эти примеры помогут вам при аргументации своего мнения по поводу заявленной проблемы.
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
- И прежде чем мы перейдем собственно к тексту, вспомним структуру сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод).
- Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять? (слайд 1)
1. План сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Основная часть:
-тема;
-проблема;
-комментарии к проблеме;
-позиция автора;
-собственное мнение (2 аргумента по проблеме). - Заключение.
- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями «Как правильно понять исходный текст?» (слайд 2)
2. Как правильно понять исходный текст
- О чем текст? (Ты увидишь тему).
- Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
- Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
3. Чтение текста (у каждого на парте лежит текст).
(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.
(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
(По В. Солоухину)
Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997) – поэт, прозаик. Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги "Письма из Русского музея" (1966) и "Черные доски" (1969).Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.
4. Анализ текста.
А) Определение стиля и типа речи.
- Итак, начнем работу над текстом. Определите стиль и тип речи
(рассуждение с элементами повествования, публицистический).
- Какова тема текста?
- Прежде напомните, что такое тема текста. (слайд 3)
Тема — это то, о чем идет речь в произведении, круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения.
Б) Нахождение проблемы текста.
- Какова проблема данного текста? Что такое проблема? (Слайд 4)
Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.
- А для определения проблемы нашего текста выполните следующее задание: Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем.
- Это задание поможет вам разобраться в понятиях «тема» и «проблема». (слайд 5)
Темы | Проблемы |
1Война
2. Музей
3. Природа 4. Роль книги
5. Честь и достоинство 6. Человек, любящий свою Родину
7. Спор, дискуссия
8. Язык |
|
Образец выполнения (слайд 6)
Темы | Проблемы |
Роль книги | Проблема нравственного воспитания |
Человек, любящий свою Родину | Проблема патриотизма |
Война | Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества |
Природа | Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема |
Честь и достоинство | Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке |
Музей | Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия |
Язык | Проблема экологии языка |
Спор, дискуссия | Проблема общения Проблема этики, хороших манер |
- Какова основная проблема, поставленная автором? (ответы учащихся)
В) Комментарии к исходному тексту
- Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий? (слайд 7)
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
- В комментарии не должно быть: (слайд 8)
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- общих рассуждений о тексте.
- Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме ответьте на вопросы:
- К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
- Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?
- Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
- К каким выводам автор подводит читателя?
Г) Нахождение позиции автора
- Переходим к определению авторской позиции. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте; способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи; в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте. В сочинении вы можете раскрыть позицию автора, как в сжатом, так и в развёрнутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.
- Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Наиболее удачный вариант следующий: (слайд 9)
Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:
- я согласна с мнением автора в том, что…
- автор прав в том, что…
- я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Д) Аргументация
- Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Высказывание собственного мнения и его аргументация, вывод являются своеобразным мини-сочинением-рассуждением.
- При аргументации можете организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов. Например: (слайд 10)
1) Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский).
2) Охранять природу – значит охранять Родину. (Пришвин).
3) Природа – вечный образец искусства; а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский).
- Вы должны аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. (слайд 11)
I. Логические аргументы.
1. Факты.
2. Выводы науки.
3. Статистика (количественные показатели).
4. Законы природы.
5. Свидетельства очевидцев.
6. Данные экспериментов и экспертиз. (слайд 12)
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
- Конкретные примеры:
а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)
б) литературный пример.
2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях). (слайд 13)
III. Ссылки на авторитет:
- Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа и т.д.
- Мнение специалиста, эксперта.
- Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
- Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.
5. Дополнительный материал по теме “Природа и человек”.
- Проанализируйте материалы Госкомстата России о средней продолжительности жизни людей сейчас и 100 лет назад, когда жил В.А. Солоухин. (слайд 14-15)
Годы | Все население | Городское население | Сельское население | ||||||
всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | |
1896-1897 | 30,54 | 29,43 | 31,69 | 29,77 | 27,62 | 32,24 | 30,63 | 29,66 | 31,66 |
(по 50 губерниям Европейской России) | |||||||||
1926-1927 | 42,93 | 40,23 | 45,61 | 43,92 | 40,37 | 47,5 | 42,86 | 40,39 | 45,3 |
(по Европейской части РСФСР) | |||||||||
1961-1962 | 68,75 | 63,78 | 72,38 | 68,69 | 63,86 | 72,48 | 68,62 | 63,4 | 72,33 |
1970-1971 | 68,93 | 63,21 | 73,55 | 68,51 | 63,76 | 73,47 | 68,13 | 61,78 | 73,39 |
1980-1981 | 67,61 | 61,53 | 73,09 | 68,09 | 62,39 | 73,18 | 66,02 | 59,3 | 72,47 |
1990 | 69,19 | 63,73 | 74,3 | 69,55 | 64,31 | 74,34 | 67,97 | 62,03 | 73,95 |
1995 | 64,52 | 58,12 | 71,59 | 64,7 | 58,3 | 71,64 | 63,99 | 57,64 | 71,4 |
2000 | 65,34 | 59,03 | 72,26 | 65,69 | 59,35 | 72,46 | 64,34 | 58,14 | 71,66 |
2001 | 65,23 | 58,92 | 72,17 | 65,57 | 59,23 | 72,37 | 64,25 | 58,07 | 71,57 |
2002 | 64,95 | 58,68 | 71,9 | 65,4 | 59,09 | 72,18 | 63,68 | 57,54 | 71,09 |
2003 | 64,85 | 58,55 | 71,84 | 65,35 | 59 | 72,18 | 63,42 | 57,29 | 70,86 |
2004 | 65,27 | 58,89 | 72,3 | 65,81 | 59,38 | 72,65 | 63,76 | 57,55 | 71,27 |
2005 | 65,3 | 58,87 | 72,39 | 65,99 | 59,52 | 72,86 | 63,44 | 57,19 | 71,07 |
2006 | 66,6 | 60,37 | 73,23 | 67,29 | 61,03 | 73,7 | 64,73 | 58,67 | 71,89 |
2007 | 67,51 | 61,39 | 73,9 | 68,21 | 62,09 | 74,34 | 65,6 | 59,57 | 72,62 |
2008 | 67,88 | 61,83 | 74,16 | 68,59 | 62,53 | 74,62 | 65,96 | 60 | 72,86 |
2009 | 68,67 | 62,77 | 74,67 | 69,38 | 63,5 | 75,13 | 66,72 | 60,87 | 73,38 |
Таблица 1. Продолжительность жизни при рождении. (слайд16)
- Вывод: Благодаря НТП продолжительность жизни людей увеличилась за последние 100 лет (1896 год – 31 год – 2009 год – 69 лет) в два раза. Средняя продолжительность жизни в городе больше, чем в селе (город-69лет, село-66 лет).
Таблица №2. Младенческая смертность. (слайд 17)
Годы | Все население | Городское население | Сельское население | |||
всего, человек | на 1000 родившихся живыми | всего, человек | на 1000 родившихся живыми | всего, человек | на 1000 родившихся живыми | |
1950 | 249051 | 88,4 | 119864 | 100,9 | 129187 | 79,3 |
1960 | 102040 | 36,6 | 46241 | 34,9 | 55799 | 38,1 |
1970 | 43511 | 23 | 26349 | 22,1 | 17162 | 24,5 |
1980 | 48500 | 22,1 | 32422 | 21,2 | 16078 | 24 |
1990 | 35088 | 17,4 | 23902 | 17 | 11186 | 18,3 |
1995 | 24840 | 18,1 | 16258 | 17,4 | 8582 | 19,8 |
2000 | 19286 | 15,3 | 12934 | 14,7 | 6352 | 16,8 |
2001 | 19104 | 14,6 | 12899 | 14 | 6205 | 16,2 |
2002 | 18407 | 13,3 | 12511 | 12,7 | 5896 | 14,9 |
2003 | 18142 | 12,4 | 12235 | 11,7 | 5907 | 13,9 |
2004 | 17339 | 11,6 | 11596 | 10,8 | 5743 | 13,4 |
2005 | 16073 | 11 | 10716 | 10,3 | 5357 | 12,7 |
2006 | 15079 | 10,2 | 9839 | 9,4 | 5240 | 12,1 |
2007 | 14858 | 9,4 | 9497 | 8,6 | 5361 | 11,2 |
2008 | 14436 | 8,5 | 9273 | 7,8 | 5163 | 10,1 |
2009 | 14271 | 8,1 | 9189 | 7,5 | 5082 | 9,7 |
(слайд 18)
- Вывод: детская (младенческая) смертность снизилась с 1950 г по 2009 год (88 до 8 детей).
- Всё, что даёт человеку современная цивилизация, всегда ли негативно влияет на человека и его взаимоотношения с природой? Все ли предметы, перечисленные В. Солоухиным в данном тексте, так вредны?
- Детально проанализируйте предметы из текста: пластик – сердечные клапаны-аналоги искусственных органов – спасают тысячи жизней; транспорт (автомобиль, самолёт) – события при пожарах в России в 2010 году; экстренная медицинская помощь при авариях и катастрофах, асфальтированные дороги – гарантия нормальной цивилизованной жизни и т.д.
- Вывод: НТП – это благо для человека (таблицы, статистика, свидетельства очевидцев – объективная информация).
- Используя текст, составьте сравнительную таблицу. (слайд 19)
Положительное влияние природы на человека. Естественный контакт человека и природы. | Отрицательное влияние человека на природу. Физическая и духовная изоляция человека и природы |
|
|
- Вывод: “Следует жить в соответствии с природой”, – так считал древнеримский мыслитель Цицерон в 1 веке до нашей эры. Природа и человек взаимосвязаны. Сохранение разумного баланса – необходимое условие существования человеческой цивилизации.
- Высказывание собственного мнения и его аргументация являются своеобразным мини сочинением-рассуждением, где есть тезис (ваше мнение), доказательства (аргументы), и как любому сочинению-рассуждению необходим вывод.
- Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны. (слайд 20)
Е) Заключение.
- Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.
- Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
- Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
- Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
- Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
IV. Физкультминутка
- Итак, основная работа над сочинением завершена. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка. (Слайд 21 с музыкой. Можно включить отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года»)
- Сядьте удобно, глубоко вдохните, выдохните, расслабьтесь. Займите удобное положение, закройте глаза.
Представьте, что вы оказались на берегу моря, на горизонте догорает вечернее солнце, вода ласково плещется у ваших ног, ветерок нежно обдувает.
Ваше дыхание ровное. Вам очень спокойно и приятно, морской воздух согревает вас изнутри. Вам легко и приятно. Открываем глаза.
V. Подведение итогов урока
1. Повторное чтение текста.
- Для написания сочинения-рассуждения я вам предлагаю памятку (у каждого на столе), которая, надеюсь, вам поможет. Приложение 1.
2. Обобщение.
- Что нового узнали на уроке?
- Как это может помочь в учебе?
- Что было интересным?
- Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
3. Рефлексия.
VI. Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение по тексту В.А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)
- Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.
Приложение 1
ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Шаблоны: автором проблема может быть:
поставлена
изложена
рассмотрена
выдвинута
затронута
поднята
сформулирована
исследована
проанализирована
Возможные проблемы:
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
3. Комментируем проблему.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
социальная
общественно-политическая
идеологическая
морально-этическая философская
психологическая
нравственная
эстетическая
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая
животрепещущая
жизненная
насущная
первоочередная
острая
важная
серьёзная
спорная
глубокая злободневная
актуальная
главная
сложная
принципиальная
жгучая
наболевшая
основная
неразрешимая
назревшая
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих
лучше понять трагизм происходящего серьёзно размышлять
критичнее относиться к…
по-иному посмотреть на…
поделиться мыслями о…
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или его части.
Рассуждений по поводу всех проблем текста.
Комментариев о действиях героев текста.
Избегать повторов слова «проблема»
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
Автор может
Посвящать свою статью
Решать заявленную проблему
Эмоционально воздействовать на читателя
Делать читателя своим союзником
Образно воссоздавать картину происходящего
Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
Раскрывать сущность поставленных проблеем
Точно формулировать (выражать)мысль
Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
Подчёркивать остроту поставленной проблемы
Видеть глубину и актуальность проблемы
Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
Выражать мнение большинства
Пытаться понять, почему
Использовать ряд убедительных аргументов
Побуждать искать истину
Стараться объяснить, почему
Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
Заставить сделать переоценку отношений.. Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
Утверждать, что…
Уточнять некоторые моменты
Писать интересно и ново о старых проблемах
Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
Привести в качестве примера цитату
Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Дать новую жизнь старой теме
Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
Подчеркнуть истинное положение вещей
Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
Показывать образец поведения, отношения к жизни
Говорить с тревогой о наболевших проблемах
Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
Призывать нас к …
Представлять истинную картину происходящего
Клише:
Автор считает, что… Автор утверждает, что…
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.
Важно доказать, почему вы так думаете.
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
тезис
аргументация
вывод
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Во-первых,…
Во-вторых,…
Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Клише:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
Например,… Допустим…
По свидетельству кого-либо,… Предположим…
Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
6. Как заканчивать сочинение?
2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Вступление.
Проблемы, над которыми размышляет автор.
Комментарий.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-рассуждению о современной молодёжи. 9 класс
Урок развития речи насыщен разнообразными формами работы, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся....
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...
Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.
Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.
Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....
Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.
Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....
Подготовка к сочинению – рассуждению в жанре эссе 9 класс
Данный урок поможет в:1. формировании внутренней организации учащихся, ответственного отношения к учению. 2. воспитанию учебной дисциплины, уважению к школе и учителю....