"Конспект по русскому языку "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку
Совершенствовать умение находить омонимы в тексте, определять виды омонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
omonimy.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Омонимы и их употребление»
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цели:
- Познавательные: углубить знания учащихся об омонимах;
- Практические: совершенствовать умение находить омонимы в тексте; определять виды омонимов; повторить правописание –Н- и –НН- в прилагательных, причастиях и наречиях; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
- Развивающие: развивать логическое мышление на основе разграничения видов омонимов.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
- Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Орфоэпическая разминка: позвоним, банты, завидно, рвала, намерение, давнишний, балуясь, создавший, каталог, начав, сливовый, баловать, квартал.
- А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.
- 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
Давайте вспомним, когда в прилагательных, причастиях и наречиях пишется -Н-, а когда -НН-.
-Н- -НН-
В прилагательных:
1) с непроизводной основой 1) от сущ. с основой на -н- + суф. -н-
(юный, пряный, румяный) (каменный, ценный)
2) в суф. -ан-/-ян-/-ин- 2) в суф. -енн-/-онн-
(песчаный, серебряный) (клюквенный, дискуссионный)
! оловянный, деревянный, стеклян- ! ветреный
ный
В причастиях:
1) в кратких причастиях 1) от глагола с суф. -ова-/-ева-, -ирова-
(грибы высушены) (маринованный, штампованный)
2) нет зависимых слов 2) есть зависимые слова
(уроки не выучены) (ещё не выученный уроки)
3) от глагола сов. Вида
(купленный – купить)
В наречиях:
1) образованных от прил. с 1) образованных от прил. с
-н- в суффиксе -нн- в суффиксе
(искусно – искусный) (взволнованно – взволнованный)
Ш. Подготовка к новому материалу:
- Синтаксический разбор предложения:
Ясным заревом алея, Уводила вдоль пруда Эта узкая аллея. (А. Блок)
(Повест.,невоскл,простое, распр., осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
2) Беседа:
- Почему в двух случаях слово алея пишется по-разному? (Потому что это разные слова)
- Укажите лексическое и грамматическое значение этих слов. (Алея –деепричастие несовершенного вида, настоящего времени от глагола алеть, то есть становиться алым; аллея – существительное женского рода в единственном числе, в именительном падеже, обозначающее дорогу между рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам.)
IV. Объяснение нового материала:
- Как называются слова, которые пишутся или звучат, но различаются по значению? (Такие слова называются омонимами)
- Верно. Следовательно тема нашего урока: «Омонимы и их употребление». Откройте и прочитайте §4. Какие виды омонимов можно выделить? (Составление схемы)
Омонимы
омоформы слова, совпадающие по звучанию и напи- санию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах. (мой папа – мой полы) | омофоны слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению. (зелёный луг – репча тый лук) - | омографы слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение. (замок – замок) |
- Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним
Упр.12.Устно. (Задание: Прочитайте стихотворение М.Цветаевой. Определите вид омонимов).
Мука и мука
«Всё перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоскою?
Нет, лучше мукой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
Мука – мука – омографы.
Следующее упражнение, которое мы выполним, также направлено на определение видов омонимии.
Упр.13. Доска. (Задание: определите вид омонимии для каждой пары слов)
Везти – вести (омофоны), перевожу (переводить) – перевожу (перевозить) (омоформы), дорога – дорога (омографы), костный – косный (омофоны), лиса – леса (омофоны), бал – балл (омофоны), лес – лез (омофоны), переносится – переносица (омофоны), плачу – плачу (омографы), стою – стою (омографы).
Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.
Упр.14. Самостоятельно. (Задание: прочитайте тексты, найдите в них омонимы и укажите вид омонимии).
1. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке, В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. (А. Шибаев) (Норка – норка – омоформы). 3. Тонко, но крепко, как ниткой суровой, Он связан с этой зимой суровой, С тучей, что на Поволжье плывёт Со всем, что на этой земле живёт. (Б. Слуцкий) (Суровой – суровой – омоформы). | 2. Справа лес всё чаще, Конь несётся рысью, Услыхав, что в чаще Ветер фыркнул рысью. (Я. Козловский) (Чаще – чаще, рысью – рысью – омоформы). 3. Снег сказал: – Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей… (Я. Козловский) (Стаю – стаю, голубей – голубей – омоформы). |
- Домашнее задание.
- Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что омонимы – слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Выделяют следующие виды омонимии: омоформы, омофоны и омографы.)
- Выставление оценок, их комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...