Урок-зачет в 5 классе в форме дидактической игры " Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок-зачет в форме дидактической игры- состязание в знаниях между учащимися. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответственности каждого ученика зависит успех всей команды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_rus.yaz_.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Цель урока: контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.
Урок-зачет в форме дидактической игры – состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.
ХОД УРОКА
Слово учителя: четкий и ясный рассказ об условиях игры (класс делится на 2 или 3 команды, в зависимости от количества учеников, все остальное, как в телевизионном ютубе «Что? Где? Когда?»: стол с вертушкой со стрелкой, показывающей номер конверта, можно делать музыкальные паузы), о порядке ее проведения, обращается внимание на дисциплину, учащиеся должны знать, что ее нарушение во время игры (подсказки, разговоры) снижает результаты.
К данному уроку-зачету приготовлены конверты с заданиями. Классный коллектив заранее разделен на группы.
А дальше, как в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?», - группа занимает место за столом, разыгрывает номер конверта с заданием, готовится и отвечает комиссии-жюри.
Конверт № 1
Прочитайте предложение:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
О каких членах данного предложения идет речь?
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого – глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого – глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Конверт № 2
Составьте предложение:
1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).
Конверт № 3
Определите, простыми или сложными являются предложения:
Книга - лучший товарищ.
Счастье без ума – что дырявая сума.
С ним говорить – что решетом воду мерить.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Нарисуйте схему сложного предложения.
Разберите словосочетания: дырявая сума, водятся в лесу.
Конверт № 4
Составьте предложение:
1) из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями-,
2) из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
3) добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской;
4) добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер;
5) из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения;
6) добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.
Конверт № 5
Устный блиц-опрос:
1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое.)
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета. (Определение.)
3. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог.)
4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство.)
5. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация.)
6. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис.)
7. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже? (Тире.)
8. Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее.)
9. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение.)
10. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Конверт № 6
Найдите грамматическую основу приложений.
- Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
- Со всех сторон собак сбежалося с полсотни.
- Каждый из нас станет на краю площадки.
- Дед с матерью шли впереди всех.
- Дед с матерью шел впереди всех.
Чем выражено подлежащее в каждом из данных предложений?
Конверт № 7
Кое-что о порядке.
Соберите карточки (со слогами: по ря док вре мя бе ре жет. Слог и пишутся на карточках и смешиваются) так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите все известные вам виды разбора.
(Ответ: Порядок время бережет.)
Конверт № 8
Составьте предложение:
1) из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;
2) из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;
3) из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;
4) из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.
Конверт № 9
Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными (там, где это возможно).
Образец: ария из оперы – оперная ария.
Банка из-под консервов, вагон для багажа, конец осени, книги для детей, задачи по арифметике, статуя из мрамора, содержание книги.
Конверт № 10
Докажите, что это предложения:
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
Укажите их состав по наличию главных членов.
Урок заканчивается. Комиссия-жюри подводит итоги на основании полученных ответов: правильный он был или нет. Можно ввести баллы за ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»
Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика за...
Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...
Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска
Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...
Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации"
Данный конспект разработан в соответсвии со всеми требованиями ФГОС и содержит все основные этапы современного эффективного урока....
Конспект урока в 5 классе "Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»"
Конспект может быть использован при проведении заключительного урока по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Итоговые задания в тестовой форме по теме «Синтаксис и пунктуация», 5 класс
Материал подходит для проведения итоговой контрольной работы по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Материал представлен в тестовой форме. Состоит из двух частей....
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...