Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_sintaksis_i_punktuaciya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»
5 класс
Цели урока:
- Образовательная — контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.
- Развивающая - развитие речи учащихся.
- Воспитательная - воспитание интереса к русскому языку.
Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды. Оборудование: конверты с заданиями.
Структура урока:
- Разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры.
- Актуализация опорных знаний в форме разминки.
- Выполнение по группам специально подобранных знаний.
- Подведение общих итогов.
Ход урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Он проводится в форме дидактической игры. Тема урока: Урок - игра: «Синтаксис и пунктуация». Многие из вас, я думаю, смотрели телепередачу «Что? Где? Когда?». Сегодня вы будете в роли знатоков. Проверять ваши работы будет жюри в составе главного судьи и двух ассистентов. Хочу обратить ваше внимание на то что к данному уроку приготовлены конверты с заданиями.
Две группы - команды заняли свои места за столом. Давайте начнём.
Выпишите словосочетания из предложения.
- На лесной поляне вьётся лисий след. /1 команда./
Вьётся - бормаланып бара.
(на лесной поляне, лисий след, вьётся на поляне)
Выпишите словосочетания из предложения.
- Зимой на поляне красуются крохотные ёлочки. /2 команда/
(крохотные ёлочки, зимой красуются, на поляне красуются).
Угадай подлежащее. /1 команда/
а) Дует холодный ______________.
б) Белые падают на землю.
в) В лесу прыгает с ветки на ветку ______________ .
г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый .
д) Его ищет по всему лесу хитрая .
Что называется подлежащим? Чем оно выражается?
Угадай сказуемое. /2 команда/
а) ========= холодная зима.
б) Вчера ========= резкий, холодный ветер.
в) Всю зиму пушистые белки ========== в лесу.
г) Снежинки ========== на землю.
д) Снег ========== деревья, кусты, дома.
Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается? Карточка № 3 /2 команда/
Угадай определение.
1. Зима ^^^^^^^^^^^^^^ время для птиц.
2. Декабрь, январь, февраль считаются ^^^^^^^^^^^^^^месяцами.
3. Дома покрылись ^^^^^^^^^^^^^^снегом.
- Закованы льдом ^^^^^^^^^^^^^^ озёра, пруды.
- ^^^^^^^^^^^^^^дубок боится мороза.
Что называется определением? Чем оно выражается? Карточка № 3. /1 команда/
Угадай дополнение.
- Снег покрывает _ _ _ _ _ _ _ _ _.
- Заботу о _ _ _ _ _ _ _ _ _берут на себя ребята.
- Птицы привыкают к _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
- На кормушки дети посыпают _ _ _ _ _ _ _ _ _.
- Дети слепили _ _ _ _ _ _ _ _ _ и _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Что называется дополнением? Чем оно выражается?
Карточка № 4 /1 команда/
Угадай обстоятельство.
- По поляне _._._._._._._._._пробежала белка.
- Тихо в лесу зимним _._._._._._._._._.
- С _._._._._._._._._посыпались снежинки.
- Белка взбежала _._._._._._._._._. .
- Зверёк _._._._._._._._._скрылся.
Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?
Карточка № 5 /1команда/
Устный блиц-опрос.
1)Главный член предложения, обозначающий действие предмета, (сказуемое).
2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета (определение).
- Раздел науки о языке, в которым изучаются словосочетания и предложения, (синтаксис).
- Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.(тире).
- Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).
Карточка № 5./1 команда/
1) Главный член предложения, обозначающий предмет речи (подлежащее)
2) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание)
3) Какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
- Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания (пунктуация)
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия (обстоятельство)
Карточка № 4 /2 команда/
Кое - что о порядке.
Соберите карточки (со слогами: по ря док, вре мя, бе ре жёт. Слоги пишутся на карточках и смешиваются так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите разбор простого предложения. (Ответ: Порядок время бережёт).
Карточка № 6 /1,2 команда/
Какие слова спрятались в этих предложениях?
1)__________ =======
2) __________ ======= _ _ _ _ _ _ _ _ _.
3) _._._._._._._._._======= __________.
4) _ _ _ _ _ _ _ _ _ =======^^^^^^^^^^^^^^__________.
5) ^^^^^^^^^^^^^^__________ =======_._._._._._._._._.
Карточка № 7/1,2 команда/
Расставьте, где нужно знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
- Всё лицо и руки залепил мне снег.
- Бегут по дорожке доски и ножки.
- Ковёр зимы покрыл холмы луга и долы.
- Готовь сани летом а телегу зимой.
- Снег покрывает землю и висит на деревьях, как мягкая вата.
- Зима лето пугает а всё равно тает.
Карточка № 8. /1 команда/
Разбор сложного предложения.
Катаются ребятишки на санках, и никто из них не боится старухи-зимы.
Карточка № 8. /2 команда/
Прошёл снег, и земля покрылась белым ковром.
Комиссия - жюри подводит итоги на основании полученных ответов.
\
Домашнее задание. 1. Ответьте на вопросы.
- Какие бывают члены предложения:
а) главные и неглавные,
б) основные и вспомогательные,
в) главные и второстепенные,
г) общие и необщие.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
3. На какие вопросы отвечает определение?
4. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
5. Как подчёркиваются:
Подлежащее | |
Сказуемое | |
Дополнение | |
Определение | |
Обстоятельство | 1 |
2. Допишите предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
1. Ученики отправились (куда?) ____________________________________________
2. В лесу можно услышать (что?) ____________________________________________
3. Небо затянуло (чем?) ____________________________________________________
- Поезд прибыл (когда?) __________________________________________________
- Мы любовались (каким? чем?) ___________________________________________
- Брат читает (какую?) ______________________________книгу.
- (Когда? Где?) _______________________можно встретить (кого?)______________
8. (Какие?) _________________________каникулы мы провели (где?)_____________.
- Мальчик сидит (на чём?) ________________________________________________
- Мы живём (в каком?) _____________________________доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс
В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...
"Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация" (русский язык, 5 класс)
Материал для контроля знаний с применением игровых технологий...
Конспект по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (урок- игра)
Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация". Урок- игра "Умники и умницы"...
Урок-путешествие "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи. Задачи урока: Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации у...
Урок-зачет в 5 классе в форме дидактической игры " Синтаксис и пунктуация"
Урок-зачет в форме дидактической игры- состязание в знаниях между учащимися. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответственности каждого ученика завис...
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)
Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...