программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
программа к учебнику русского языка Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7b_russkiy_yazyk_20-21.docx | 74.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 81»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа №81» ______________ /Н.В.Берекчиева/ Приказ № 180 от 30.08.2019 |
г. Ростов-на-Дону
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7б класса МБОУ «Школа №81» города Ростова–на-Дону составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку основного общего образования, программы «Русский язык» Т.А. Ладыженской,
Предметная линия учебников по русскому языку для основной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других, 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2012, Образовательной программы МБОУ « Школа №81» на 2019–2020 учебный год, обеспечена учебником «Русский язык. 8 класс» авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой, М.: Просвещение, 2017.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Нормативные документы |
11. | Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.о3.2015) |
22. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12. 2010 № 1897 |
33. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897» |
44. | Федеральный перечень учебников, утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28. 12. 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предметная область «Русский язык и литература » в учебном плане МБОУ «Школа № 81» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». При 5-дневной учебной неделе учебный предмет «Русский язык» в 7-х классах составляет 4 часа в неделю, 35 учебных недель, 140 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 81» на 2020/2021 учебный год количество учебных занятий в 7б классе за год составляет 136 часов. Освоение программы достигается за счет уплотнения темы
«Повторение» на 4 часа.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
№п/п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
2. | Повторение пройденного материала в 5-6-ых классах | 9 |
3. | Тексты и стили | 6 |
4. | Морфология и орфография. Культура речи | 68 |
5. | Причастие | 28 |
6. | Деепричастие | 11 |
7. | Наречие | 22 |
8. | Учебно-научная речь | 2 |
9. | Категория состояния | 5 |
10. | Служебные части речи | 38 |
11. | Предлог | 8 |
12. | Союз | 14 |
13. | Частица | 13 |
14. | Междометие | 2 |
15. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 13 |
Всего: | 135 |
Русский язык как развивающееся явление.1ч.
Повторение изученного в 5 - 6 классах. 9 ч.
Тексты и стили 6ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы
Морфология. Орфография. Культура речи . 68 ч.
Причастие 28 ч.
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям в опоре на совокупность признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают (летящий — летучий);
согласовывать причастия с определяемыми словами,
правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом
соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие 11 ч.
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям;
правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.
Наречие 22 ч.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой — существительное, зимой — наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий; различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
правильно ставить ударение в наречиях,
использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Учебно-научная речь 2 ч.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния 5 ч.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи 38 ч.
Предлог 8 ч.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
правильно употреблять предлоги в и на, с и из с нужным падежом, взависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге — рецензия на книгу);
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами..
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз 14 ч.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
отличать по совокупности признаков союзы от других частей речи;
правильно выбирать союз (в соответствии с его значением и стилистическими особенностями);
пользоваться повтором союза с целью усиления выразительности речи.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица 13 ч.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста;
выразительно читать предложения с модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие 2 ч.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классе. 13 ч.
Разделы науки оязыке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика. Морфология. Синтаксис. Орфография и пунктуация.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, публичное выступление на эту тему (защита проектов).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
- производить фонетический разбор слова;
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
- не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
- пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
- толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
- давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- выделять основу слова;
- образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
- производить морфемный разбор;
- производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
- различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
- производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
- выделять словосочетание в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
- определять грамматическую основу предложения;
- определять вид предложения по количеству грамматических основ;
- определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
- определять однородные члены;
- определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
- различать простое и сложное предложение;
- производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
- находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- обосновывать выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
- находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- обосновывать место и выбор знака препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
- определять стиль текста;
- письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 7б классе на 2020-2021 учебный год.
№ урока | Дата | Тема раздела /урока | Кол-во часов | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
1 четверть 35 | |||||
Введение 1 | |||||
| 01.09 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | С.4, № 6 | |
Повторение изученного в 5-6 классах 9 | |||||
| 04.09 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | §1, № 9 | |
| 04.09 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | §2, № 10, словарик 6 кл. | |
| 07.09 | Лексика и фразеология. Словарный диктант. | 1 | §3, № 15. | |
| 08.09 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | § 4, № 23 (подг. к сжат.изл.) | |
| 11.09 | Р.р. Сжатое изложение (упр 23). | 1 | С.206. повт. планы разборов. | |
| 11.09 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | §5, № 27 | |
| 14.09 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | §6, № 33 | |
| 15.09 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | §6, № 36 | |
| 18.09 | Р.р. Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад» (упр48) | 1 | §6, повт изуч орф (см форзац) | |
Тексты и стили речи 6 | |||||
| 18.09 | Текст. | 1 | §7, № 51-контр. | |
| 21.09 | Диалог как текст. | 1 | §8, №54-контр. | |
| 22.09 | Виды диалога. | 1 | §9, №59-устно | |
| 25.09 | Стили литературного языка. | 1 | §10, №63-устно. Словарик.с212 | |
| 25.09 | Публицистический стиль. | 1 | §11, № 69 | |
| 28.09 | Р.р. Устное выступление в публицистическом стиле. | 1 | §11, № 70 | |
Морфология и орфография. Культура речи. 61 | |||||
Причастие 28 | |||||
| 29.09 | Причастие как часть речи. | 1 | §12, № 78 | |
| 02.10 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | §13, № 82 | |
| 20.10 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | §14, № 86 | |
| 05.10 | Описание внешности человека. | 1 | §15, № 96 | |
| 06.10 | Р.р. Сочинение по картине В.Хабарова «Портрет Милы» (упр93). | 1 | §15, № 97 | |
| 09.10 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | §16, № 101 | |
| 09.10 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | §17, № 105(подг к дикт) | |
| 12.10 | Диктант (упр 105). | 1 | Повт §§12-17 | |
| 13.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | §18, № 107 | |
| 16.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | §18, № 110-контр. | |
| 16.10 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | §19, № 114 | |
| 19.10 | Р.р. Изложение (упр 116). | 1 | §§12-19, словарик | |
| 20.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | §20, № 123 | |
| 23.10 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | §21, № 127-контр. | |
| 23.10 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | §22, № 130 | |
| 26.10 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | §23, № 134 | |
| 27.10 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | §23, № 139-контр. | |
| 30.10 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | §24, №146 | |
| 30.10 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | §24, №151 (к изл) | |
2 четверть (30 часов) | |||||
| 09.11 | Р.р. Выборочное изложение (упр 151) | 1 | §24, № 150 | |
| 10.11 | Морфологический разбор причастия. | 1 | §25, № 152 | |
| 13.11 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | §26, № 157 | |
| 13.11 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | §26, № 159 | |
| 16.11 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | §27, № 164(письм), 165(устно) | |
17.11 | Р.р. Сочинение-описание осеннего пейзажа. | Словарик | |||
| 20.11 | Повторение. | 1 | С.73. вопр1-9. № 176-контр. | |
| 20.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 | Орфографич. словарик. | |
| 23.11 | Анализ ошибок, допущенных в к.р. | 1 | §§12-27 | |
Деепричастие 11 | |||||
| 24.11 | Деепричастие как часть речи. | 1 | §28, № 181 | |
| 27.11 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | §29, № 187 | |
| 27.11 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | §29, № 190-контр. | |
| 30.11 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | §30, № 194 | |
| 01.12 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | §31, № 199 | |
| 04.12 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | §32. № 203. 208-контр. | |
| 04.12 | Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» (упр209). | 1 | §32. словарик | |
| 07.12 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | §33. № 210 | |
| 08.12 | Повторение. | 1 | № 216-контр. | |
| 11.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». | 1 | §§28-33 | |
| 11.12 | Работа над ошибками, допущенными в к.р. | 1 | Подг. к слов. Д. | |
Наречие 22 | |||||
| 14.12 | Наречие как часть речи. | 1 | §34, № 221 | |
| 15.12 | Разряды наречий. | 1 | §35, № 228 | |
| 18.12 | Разряды наречий. | 1 | §35, № 232 | |
| 18.12 | Р.р. Сочинение-описание по картине И.Попова «Первый снег» (упр233). | 1 | §35, № 231 | |
| 21.12 | Степени сравнения наречий. | 1 | §36, № 236 | |
| 22.12 | Морфологический разбор наречия. | 1 | §37, № 237 | |
| 25.12 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | §38, № 245 | |
| 25.12 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | §38, № 248-контр. | |
| 28.12 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | §39, № 255(устно) | |
| 29.12 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | §40, № 258 | |
3 четверть (40 часов) | |||||
| 11.01 | Описание действий. | 1 | §41, № 264 (черн) | |
| 12.01 | Р.р. Сочинение (упр264). | 1 | §41 | |
| 15.01 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | §42, № 278 | |
| 15.01 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | §43, № 272 | |
| 18.01 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» (упр273). | 1 | §§34-43, повт. | |
| 19.01 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | §44, № 278 | |
| 22.01 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | §44, № 279 | |
| 22.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | §45, № 286 | |
| 25.01 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | §46, №289 | |
| 26.01 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | №296 | |
| 29.01 | Повторение. | 1 | §§34-46, словарик | |
| 29.01 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | 1 | Подгк слов дикт. | |
Учебно-научная речь 2 | |||||
| 01.02 | Описание действий. | 1 | §47, № 303 | |
| 02.02 | Р.р. Сочинение (упр264). | 1 | §48, № 311 | |
Категория состояния 5 | |||||
| 05.02 | Категория состояния как часть речи. | 1 | §49, № 317 | |
| 05.02 | Категория состояния как часть речи. | 1 | §49, № 320 | |
| 08.02 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | §50, № 322(подг к изл) | |
| 09.02 | Р.р. Сжатое изложение (упр322). | 1 | С. 133-вопр повт, словарик | |
| 12.02 | Повторение. Словарный диктант. | 1 | С.206, повт морф разбор сам ч р | |
Служебные части речи 38 | |||||
| 12.02 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | §51, № 325-разбор по 1 сам ч р | |
Предлог 9 | |||||
| 15.02 | Предлог как часть речи. | 1 | §52, № 329 | |
| 16.02 | Употребление предлогов. | 1 | §53, № 333 | |
| 19.02 | Употребление предлогов. | 1 | §53, № 335 | |
| 19.02 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | §54, № 339 | |
| 22.02 | Простые и составные предлоги. | 1 | §55, № 344 | |
| 26.02 | Морфологический разбор предлога. | 1 | §56, № 347 | |
| 26.02 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | §57, № 351 | |
01.03 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | ||||
| 02.03 | Р.р. Сочинение (упр 353). | 1 | §57, № 352 | |
Союз 14 | |||||
| 05.03 | Союз как часть речи. | 1 | §58, № 357 | |
| 05.03 | Простые и составные союзы. | 1 | §59, №.358 | |
| 09.03 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | §60, № 363-контр | |
| 12.03 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | §61, № 367-контр. | |
| 12.03 | Сочинительные союзы. | 1 | §62, № 372 | |
| 15.03 | Подчинительные союзы. | 1 | §62, № 374 | |
| 16.03 | Подчинительные союзы. | 1 | §63, № 380 | |
| 19.03 | Морфологический разбор союза. | 1 | §64, № 382 | |
| 19.03 | Р.р. Сочинение (упр 384) | 1 | §64, разбор 4 союзов | |
4 четверть (33 часа) | |||||
| 02.04 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | §65, № 388 | |
| 02.04 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | §65, № 392-контр | |
| 05.04 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | §§52-65, № 399 | |
| 06.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги. Союзы». | 1 | §§52-65 | |
| 09.04 | Анализ ошибок, допущенных в к.р. | 1 | № 397 | |
Частица 13 | |||||
| 09.04 | Частица как часть речи. | 1 | §66, № 403 | |
| 12.04 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | §67, № 408 | |
| 13.04 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | §68, № 412 | |
| 16.04 | Смыслоразличительные частицы. | 1 | §68, № 417 | |
| 16.04 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | §69, № 425 | |
| 19.04 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр426). | 1 | §69, повт морф разбор ч р . | |
| 20.04 | Морфологический разбор частицы. | 1 | §70, 5част р. | |
| 23.04 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | §71, № 431 | |
| 23.04 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | §71, № 436 | |
| 26.04 | Различение частицы не и приставки не-. | 1 | §72, № 440 | |
| 27.04 | Частица ни, приставка ни, союз ни…ни. | 1 | §73, № 450 | |
| 30.04 | Частица ни, приставка ни, союз ни…ни. | 1 | §73,с180-вопр 1-7 | |
| 30.04 | Повторение. | 1 | §§66-73, № 458(письм) | |
Междометие 2 | |||||
| 04.05 | Междометие как часть речи. | 1 | §74, № 460 | |
| 07.05 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | §74, № 464 | |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 13 | |||||
| 07.05 | Разделы науки о русском языке. | 1 | §76, разб морф.5ч.р. | |
| 11.05 | Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | §77, № 470 | |
| 14.05 | Фонетика. Графика. | 1 | §78, № 481 | |
| 14.05 | Лексика и фразеология. | 1 | §79, № 483 | |
| 17.05 | Лексика и фразеология. | 1 | §79, словари | |
| 18.05 | Морфемика. Словообразование. | 1 | §80, № 489 | |
| 21.05 | Морфология. | 1 | §81, № 495 | |
| 21.05 | Морфология. | 1 | §81, № 496 | |
| 24.05 | Орфография. | 1 | §82, № 503 | |
| 25.05 | Контрольная работа (тест) | 1 | §82, форзац | |
| 28.05 | Синтаксис. | 1 | §84, 508 | |
| 28.05 | Анализ ошибок, допущенных в к .р. | 1 | §84, № 514 | |
| 31.05 | Пунктуация. | 1 | §84. |
Годовой учебный график
Период | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Количество часов | 35 | 30 | 38 | 33 | 136 |
сочинение | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
диктант | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
изложение | 2 | 1 | 1 | - | 4 |
тест | - | - | - | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...