План-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Зоя Михайловна Бужлакова

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra_.5_klass.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

ТемаУрок-игра «Путешествие по русскому языку».

Учитель: Бужлакова Зоя Михайловна.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Цели: 1. Сформировать навыки учебной деятельности.

2. Углубить знания к изучению русского языка.

2. Развивать познавательный интерес по предмету.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества.

4. Обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование: мешочек с карточками, конверты с заданиями для каждой команды, кораблики, грамоты.

Ход урока:

I. Вступительная часть.

1.  Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный, занимательный и интересный урок русского языка. В нашей школе началась предметная неделя. Наш урок-игра будет посвящён началу недели русского языка.

Русский язык – это богатство и достоинство нашего народа. Вы все прекрасно знаете, что язык – важнейшее средство общения людей друг с другом. Это наше орудие мысли. Язык- это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер. В языке можно увидеть особенности мышления и художественного творчества. Каждый из нас гордится своим родным языком.

 - И сегодня мы проверим ваши знания по русскому языку.

II. Основная часть.

  -Ребята, за ходом игры будет следить многоуважаемое жюри. В конце игры жюри оценит вас и объявит победителей.

 Представление жюри.

1. Мотивационный момент.

Кораблики.

2.Первый этап «Начало пути».

1. Представление команд. ( Название, эмблема, девиз.)

2.Конкурс капитанов на самое лучшее высказывание наших писателей о русском языке.

-Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие русские и зарубежные писатели, лингвисты, исследователи.

Я раздам листочки с высказываниями.

Задача капитана:1. Прочитать выразительно. 2. Объяснить смысл.

- Помните, ребята, что важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком. Используя как можно больше красивых, правильных слов, учитесь точно выражать свои мысли. Не засоряйте свой язык нецензурной бранью, жаргонизмами и диалектизмами.

3. Первая игра: «Кот в мешке». ( пока капитаны готовятся к выступлению).

- Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним .В моем мешочке карточки с началом пословицы. Ребята, ваша задача по очереди доставать карточки и продолжить вашу пословицу. За каждый правильный ответ 1 балл..

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

4. Вторая игра: «Умники и умницы».

- Я буду задавать вопросы каждой команде. Отвечают команды по очереди. За каждый правильный ответ жюри ставит 1 балл.

Вопросы.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Назовите часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. Какие главные члены предложения вы знаете? Назовите их (
Подлежащее и сказуемое).

4. Какой частью речи может быть выражено сказуемое? (глаголом).
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (
3)
6. Что такое имя существительное?
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
8. Как назвать одним словом очень медлительного человека? (
Черепаха)
9. Что такое текст? 
(Два или несколько предложений, связанных по смыслу).
10. Какой знак обозначает звук на письме. (
Буква)
11. Какая морфема обозначает общую часть родственных, или однокоренных, слов. (
Корень)
12. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

13. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

14. Какой частью речи может быть выражено подлежащее? (Сущ., инф., прил., мест., глаг.)

15. Назовите гласные буквы в русском алфавите. (Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я)
16.  Что такое прилагательное?
17. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
18. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

19. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

20. Подберите синоним к слову красный.

21. Что такое словосочетание? (Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого).
22. Сколько согласных в слове 
тень?

5. Третья игра "Кроссворд".

Каждой команде даётся лист с заданием, на которое отведено 2 минуты. Команда, которая заканчивает первой получает дополнительный балл.

6.Четвертая игра «Составь предложение» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

7. Пятая игра «Собери слова» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

8.Рефлексия.

Каждый ученик причаливает свой кораблик к соответствующей станции.

9. Подведение итогов.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Я очень вами довольна. Надеюсь, что наш урок-игра вам очень понравился.

10. Жюри подводит итоги.

Называют команду-победителя.

Награждают грамотами. Спасибо за урок. До свидания.

5.Кроссворд:

1. Словарь; 2. Синонимы; 3. Омонимы; 4. Антонимы; 5. Лексикон.

6.Четвертая игра «Составь предложение»

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

7. Пятая игра «Собери слова»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...