Урок русского языка в 8 классе по теме тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе по теме тире между подлежащим и сказуемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_na_temu_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна
Русский язык 8 класс
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Ход урока
I. Организационный момент. Приготовьте, пожалуйста, учебники, тетради, ручки и дневники.
II. Актуализация знаний.
Вспомните:
- главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Какой член предложения называется сказуемым?
- На какие виды делятся сказуемые?
Задание: запишите предложение, при необходимости расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложений.
- Жизнь прекрасна и удивительна!
- Сияют переливаются купола собора.
- Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
- Краткость достоинство прозы.
III. Объяснение нового материала.
– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.
– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1. Запишите сегодняшнее число и тему урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
2. Изучите тему самостоятельно и запишите опорные схемы в тетради.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Сущ. И.п. — сущ. И.п. | Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). |
Числ. И.п. — числ. И.п. | Девятью сорок — триста шестьдесят. |
Сущ. И.п. — числ. И.п. Числ. И.п. — сущ. И.п. | Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). |
Сущ. И.п. — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п. | Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов). |
Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. | Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). |
_____ — это | Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев). |
_____ — вот | Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). |
_____ — значит | Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин). |
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ. | Вы умный человек, поймёте... (Чехов). |
Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. | Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). |
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. | Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны. |
Сущ. прилаг. | Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). |
Сущ. есть сущ. | Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев). |
III. Закрепление полученных знаний
1. Распределительный диктант.
Задание: запишите предложения, распределив их на 2 группы.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять двадцать пять.
- Погода несносная дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.
2. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
4. Тест на первичное усвоение знаний .
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
§22 выучить, упр. 115 или 116 на выбор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
План урока:№ЭтапЦель и содержание этапаВремя1.Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Актуализация опорных знанийРабота с целью актуализации опорных знани...
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок объяснения нового материала....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ »
Урок подготовлен по методической проблеме «Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся». Дифференциация, осуществляемая на осн...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"
Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при сравнитель...