приемы ноосферного образования на уроках русского языка
статья по русскому языку
Что такое ноосферное образование, его принципы и приемы. Как продуктивно можно использовать эти приемы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ СЛАЙД
Доказано, что сконцентрировать внимание человек может минут на пятнадцать, затем будет физиологически обусловленный (у мозга работа тоже имеет ритмы) обратный процесс. Когда на курсах повышения квалификации мы напряжённо работаем два-три часа, у всех возникает ощущение «мозг закипает»? А ведь это наш предмет, наша область деятельности, где мы уж точно не новички. А дети в течение 6-8 часов могут полноценно усваивать большой объём новой информации? Да без усталости? Без потери внимания? Где нет успеха – нет радости. Где нет радости – нет успеха. Вот и теряют дети желание учиться: тяжело, безрадостно, да и не понятно – как и зачем всю эту массу знаний (точнее – информации) применить?
Концепция ноосферного образования предлагает природосообразные с физиологическими и психическими процессами человека методики, которые называются биоадекватными.
ВТОРОЙ СЛАЙД
Родоначальником этого направления в педагогике стал Ян Христиан Сметс, который обозначил его в книге «Холизм» (1926г.). Принципом данного направления является «удовольствие через ощущения», а целью – увлечь учащегося через удовольствие, игру, личный опыт, сняв стресс и подключив все каналы восприятия информации
А Луи де Бройль точно заметил, что образы лежат в основе всех истинных достижений науки. Действительно гуманитарное образование направлено на формирование образов.
Опыт показывает, что опора на образы не только облегчают и продуцирует успешное обучение, но и активизирует творчество. Л.С. Выгодский назвал образ, подлинной основой и движущим началом творчества. А академик Н.Н. Подъяков доказал, что школьники с преобладающим образным мышлением учатся успешнее детей с логической доминантой.
Именно образное мышление лежит в основе уникальной биоадекватной методики доктора психологических наук, профессора Н.В. Масловой.
ТРЕТИЙ СЛАЙД
Целью ноосферного образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим и образным мышлением.
Целью ноосферного преподавания учебных дисциплин является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов в дополнение к дискурсивно-логическому мышлению.
ЧЕТВЕРТЫЙ СЛАЙД
Была разработана REAL-методика преподавания учебных дисциплин.
1) Relaxation - релаксация, освобождение от стрессов и вовлечение в процесс множества центров удовольствий человеческого организма. Это одна из частей процесса учебы.
Ученые нейрофизиологи доказали, что в релаксации биоритм мозга составляет 10 колебаний в секунду (характеристика гомогенности релаксации мозга). Это состояние является наиболее благоприятным для восприятия информации.
2) Action - действие, активность во время учебы. Это другой неизбежный процесс в ходе познания. Биоритмы человеческого мозга составляют 15-17 колебаний в секунду, повышается артериальное давление, энергоснабжение тела, активно циркулируют биологические жидкости и т.п.
3) Learning - учеба.
ПЯТЫЙ СЛАЙД
С точки зрения физиологии продуктивность данной методики объясняется тем, что работа мозга имеет волновую природу.
Бета-ритм характеризуется активной работой левого полушария головного мозга, который «отвечает» за логику и который мы нещадно эксплуатируем.
Альфа-ритм – это ритм релаксации (расслабления), когда работает правое полушарие, ответственное за целостное восприятие и творческое мышление.
Если после вводной части по ноосферной методике идёт релаксация, то, как утверждают учителя, работающие в ноосферном образовании, это не потеря десяти минут урока, а существенный выигрыш, так как:
а) идёт развитие правого полушария, а значит, и творческих способностей;
б) глаза и левое полушарие без нагрузки успевают восстановиться, следовательно, нет и перегрузки;
в) в альфа-ритме мозг мыслит образами, на которые накладывается свёрнутая структурированная информация. Эти образы надолго остаются в памяти. Но тут важно задействовать все каналы восприятия, то есть зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные, вкусовые.
- Такой образ, транспортирующий в долговременную память груз информации, называется мыслеобраз.
Когда, например, я прошу ребят с закрытыми глазами под расслабляющую музыку представить колесо телеги, на которой едет Чичиков, а затем прошу их на спицы этого колеса накладывать информацию о композиции и жанре поэмы «Мертвые души», то каждый видит свою тройку, своего Чичикова, свое колесо, и, через личностное «переживание» информации усваивает знания о жанре и композиции поэмы прочно и надолго.
- Мыслеобраз - индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета, явления, события.
ШЕСТОЙ СЛАЙД
Структура урока.
I этап. А-фаза (активность). Беседа, постановка проблемного вопроса, создание учебной ситуации.
II этап. Re-фаза (релаксация).
Приобретение новых знаний. Формирование мыслеобраза
III этап. А-фаза.
После выхода из релаксации следует миниэтап, направленный на гармонизацию работы обоих полушарий. “Выведение” образа информации на уровень словесного осмысления, визуального графического образа в рисунке (опрос и прорисовка учащимися тех образов, что они восприняли в период релаксации - идёт создание собственного образона как своего рода конспекта. Формирование многоканальной связи между абстрактной информацией и личным образом.
Обговаривать мыслеобразы нужно обязательно, чтобы воссоединить зрительный центр с речевым!
IV этап.
Развитие темы. Акцентирование внимания на деталях. Подключается к работе отдохнувшее левое логическое полушарие. В этот период можно «обрастить образ-скелет мышцами» необходимых дополнений, пояснений и тому подобное. После этого учитель может показать свой образон с комментариями, то есть в итоге термины, определения, цифры и прочая информация проговаривается от трёх до пяти-шести раз.
V этап.
Практическая работа (выполнение упражнений, различных заданий на усвоение и закрепление изученного материала.
СЕДЬМОЙ СЛАЙД (МУЗЫКА)
Релаксация:
Сядьте удобно. Закройте глазки. расслабьтесь. Почувствуйте, как удобно расположилось ваше тело, как ему комфортно.
Вам легко и свободно.
Представьте, что вы идете по пшеничному полю . Колосья созревшие, полные. Полюбуйтесь волнующимся от ветра пшеничным полем… Вдохните аромат зреющего хлеба… Окунитесь в эти золотые волны. Насладитесь видом этого замечательного поля, его ароматом. Наполнитесь счастьем, как эти колосья наполнились силой жизни…
Возьмите один колос. Внимательно рассмотрите его. Полюбуйтесь его полнотой, силой, жизнью…
Попросите его стать символом видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.
Посмотрите, на стебле и зернышках для вас высвечивается информация.
Виды придаточных предложений соотносятся с членами предложения.
Какого она цвета? Как она появляется?
Рассмотрев эту надпись вы легко читаете следующую информацию.
Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.
Как это просто! Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.
По строению и значению сложноподчиненных предложений различаются следующие основные виды придаточных предложений:
определительные,
изъяснительные,
обстоятельственные.
Эта информация высвечивается на спелых, полных, крупных зернышках волшебного колоса…
Первый вид придаточных – придаточные определительные. Отвечают на вопросы определения. Относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где, когда и др. Например: На ладони – зерно, дороже которого нет для человека.
Посмотрите на следующую информацию. Придаточные изъяснительные. Отвечают на вопросы дополнения. Чаще всего они относятся к сказуемому, прикрепленному к главному союзами что, будто, чтобы и др. Придаточные дополнительные – одно из средств передачи косвенной речи. Например. Человек дорожит тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца. (Люблю, когда волнуется от ветерка пшеничное поле)
Последний вид придаточных – обстоятельственные. Они отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого.
Далее вы можете прочитать следующую информацию. По соотношению с членами предложения выделяются 9 разновидностей обстоятельственных придаточных: места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Например. Где поле защищено лесом, пшеница вызревает лучше. (придаточное места, прикрепленное к главному союзным словом где).
Еще раз посмотрите на свой удивительный колос. Прочитайте информацию, расположенную на колосе. Запомните виды придаточных предложений – определительные, изъяснительные, обстоятельственные (которые имеют 9 разновидностей: места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки).
Поблагодарите ваш колос за важную информацию… и отпустите…
Вы оглядываетесь вокруг и видите – посередине этого поля на красиво вышитой скатерти появились разные пшеничные вкусные изделия. В центре – батюшка-каравай с выпеченным узором в виде колоса. Рядом печенья, булочки, пончики, румяные оладьи… Чего только нет на этом богатом столе!
Вы вдыхаете аромат горячего хлеба, кушаете все, что вам захочется…
И вот вы замечаете, что на любом пшеничном изделии есть информация для вас. Это информация о видах придаточных предложений.
Вы берете печенье в виде улыбающегося сердечка и читаете: «Придаточные определительные. Отвечают на вопросы определения. Относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где, когда и др.»
Вы с благодарностью съедаете печеньку и чувствуете, что ваши знания окрепли. Вы съедаете другую печеньку с информацией: «Придаточные изъяснительные. Отвечают на вопросы дополнения. Чаще всего они относятся к сказуемому, прикрепленному к главному союзами что, будто, чтобы и др.»
А вот и горячая, ароматная булочка, какой аромат источает она. И на боку булочки тоже информация: «Придаточные обстоятельственные. Они отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого».
Колос передал информацию всему, что можно из него сделать.
А теперь с благодарностью отпустите все образы, которые вы увидели.
А сами возвращайтесь в этот кабинет. Почувствуйте ногами пол, почувствуйте, как расположена ваша спина, пошевелите пальцами рук, поверните голову вправо, влево. Откройте глаза и улыбнитесь.
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями, ощущениями, тем, что он увидел? Какие чувства вы испытали?
Раздается колос каждому ученику.
Посмотрите на этот колосок. Полюбуйтесь им, потрогайте его усики, почувствуйте полноту зерен. Может, этот колосок пахнет хлебом? Похож ли ваш колосок на этот колос?
Нарисуйте колос, который вы увидели в своем месте покоя.
Вспомните надписи, которые вы прочитали на этом удивительном колосе.
Рассмотрите образон, расположенный на слайде. Сверьте свои записи в альбоме с предложенным на слайде.
Какие изделия из этих прекрасных колосьев вы увидели и попробовали? Какого они были вкуса? Какой аромат от них исходил?
Раздаются печенья каждому ученику.
Попробуйте улыбающиеся печеньки. Они тоже несут информацию нашего колоска.
Какая информация высвечивалась на ваших печеньях? Вспомним её.
ВОСЬМОЙ СЛАЙД
Методика является единой для всех учебных предметов, дает хорошие результаты при работе с любыми возрастными группами. Универсальность ее обеспечивается за счет соблюдения естественных для человека режимов и этапов процесса познания, что соответствует природному коду приема-передачи-архивации информации. Это позволяет в 3-6 раз сократить затраты энергии (сил) и времени на изучение учебного материала, сохранить интерес к учебе, повысить эффективность труда учащегося и учителя до 80-95%. При этом главным результатом является «тройственный союз»: психологический комфорт - знание - здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"
Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать при подготовке к интедллектуальным ма...
Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.
в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....
Презентация к уроку "Приемы учебных технологий на уроках русского языка при изучении темы "Употребление глаголов".
иллюстративный материал...
Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...