МЖКХ1/06.11.2020/русский язык/Лингвистический анализ текста
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Галина Николаевна Махутова

Выполнить предложенные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mzhkh1_russkiy_06.11.2020.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дата занятия: 06.11.2020

Группа: МЖКХ1

Дисциплина: Русский язык

Тема занятия: Типы речи.

Задание 1. Урок1 

Ответить на вопросы теста

1. Выберите, какой тип речи представлен в предложениях:

Зоологический сад пробуждается. Сперва открыл глаза лев.

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

2. Определите, какой тип речи представлен в предложении:

Лев потряс головой и выгнул спину, как огромный рыжий кот. После этого потянулся и стал точить когти.

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

3. Укажите, какой тип речи представлен в предложениях:

В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью.

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

4. Определите, какой тип речи представлен в предложении:

Хасок не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой.

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

5. Отметьте, какой тип речи представлен в предложениях:

Отец Никишки огромный, бородатый, в новых сапогах, с ножом на поясе, в брезентовой робе. Руки у него красные, лицо бурое, борода светлая, а глаза резкие, пристальные, под густыми бровями.

а) повествование

б) рассуждение

в) описание

6. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:

Дача стоит на опушке леса и обращена лицом на юго-запад. Перед ней — поле.

а) рассуждение

б) описание

в) повествование

7. Выберите, какой тип речи представлен в предложениях:

Летом на поле волнуется рожь и серебрится ячмень. За полем — говорливая речка, за речкой — лес, в котором прячутся дома и взметнулась колокольня старинной церкви.

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.

а) повествование

б) рассуждение

в) описание

9. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. В это время из-под ног у деда выскочил заяц.

а) описание

б) рассуждение

в) повествование

10. Определите, какой тип речи представлен в предложении:

Заяц бежал медленно и волочил задние лапы.

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

Тема занятия: Лингвистический анализ текста

Задание 2. Урок2 

Произвести лингвистический анализ текста, используя план.

1) Я живу в маленьком доме у самого моря. 2) Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. 3) Море не замёрзло. 4) Снег лежит до самой кромки воды. 5) Когда на море подымается волна, то слышен не шум воды, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. 6) Балтика зимой пустынна и угрюма. 7) по горизонту весь день лежит слоями тяжёлая мгла. 8) В ней пропадают очертания низких берегов. 9) Только кое- где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы – там идёт снег.

10) Вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из освещенного дома наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. 11) Море уходит на сотни миль в чёрно- свинцовые дали. 12) На нём не видно ни одного огонька. 13) И не слышно ни единого всплеска, словно в расплывчатой туманной бездне обрывается земля.

14) К западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. 15) Обык-новенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. 16) В посёлке сотни лет живут латышские рыбаки. 17) Поколения сменяют друг друга. 18) Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжёлые платки. 19) Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.

20) Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. 21) И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. 22) Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел.

23) Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, всё равно надо и дальше делать сво1 дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. 24) Уступать морю нельзя.

25) В море около посёлка лежит большой гранитный валун. 26) На нём еще давно рыбаки высекли надпись: « В память всех, кто погиб и погибнет в море». 27) Эту надпись видно издалека.

28) Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. 29) Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: 30) – Наоборот. 31) Это очень мужественная надпись. 32) Она говорит, что люди никогда не сдадутся и будут делать своё дело. 33) Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. 34) Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».

35) Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.

36) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. 37) Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свой дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. 38) Недаром Салтыков – Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

 ( 465 слов По К. Паустовскому)

План лингвистического анализа текста

 

1.     Тема текста.

Темой текста является описание…

Это произведение посвящено изображению…

 2.     Основная мысль

Автор стремится показать…

Автор подводит читателя к выводу, что…

Основной мыслью произведения является…

 3.     Количество микротем

Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…

В данном тексте можно выделить следующие микротемы…

Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем.

 4.     Настроение

 Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)

Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…

 Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением.

 5.     Средства художественной изобразительности

 В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

эпитеты…,

сравнения…,

метафоры…,

олицетворения…

Автор достигает своей цели, используя …

6.     Лексические особенности

В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.

Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…

Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.

Обилие разговорной лексики позволяет передать… 

7.     Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса

 В тексте преобладают простые (сложные) предложения

По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации -  …

Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …

Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.

Предложения с многоточиями…

Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.

Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.

 8.     Звуковые средства художественной изобразительности

Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.

Звуки … пронизывают все произведение.

      Из звуковой гаммы текста выделяются …

Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...