Рабочая учебная программа по родному (русскому) языку (5-9 кл.)
рабочая программа по русскому языку
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствующего ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnrus.docx | 81.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Гербаевская основная общеобразовательная школа
Согласованно на педсовете школы. Протокол №___ От «___»_______ 20___г. |
Рабочая учебная программа
по Родному (русскому) языку
(наименование учебного предмета/курса)
5-9
(степень образования/класс)
5 лет
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
(ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.: «Просвещение», 2010 г.)
_________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование программы)
Программу составила Кожевникова Алёна Алексеевна
_____________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Гербаево
2020 г.
Планируемые предметные результаты
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; заявление как жанр официально-делового стиля; рассказ, беседа как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание курса 5 класс (35 часов)
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Язык и культура (14 ч.) | ||
Наш родной русский язык. | Урок открытия нового знания | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. |
Из истории русской письменности. | Урок открытия нового знания | Узнают историю возникновения русской письменности, формирование понимания особой роли славянского алфавита. |
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. | Урок открытия нового знания | Выявляют особенности слова как хранилище материальной и духовной культуры народа. Выполняют упражнения. Отвечают на поставленные вопросы. Читают текст, определяют его тему, анализируя содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. |
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. | Урок открытия нового знания | Узнают происхождение и историю некоторых слов и устойчивых сочетаний, обозначающих предметы старинной русской одежды. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
История в слове: наименование предметов традиционного русского быта. | Урок открытия нового знания | Узнают происхождение некоторых слов, обозначающих предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение. | Урок открытия нового знания | Знакомятся с метафорами общеязыковыми и художественными, их национально-культурной спецификой. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи |
Живое слово русского фольклора. | Урок открытия нового знания | Знакомятся со значением устойчивых оборотов в фольклорных произведениях, народно-поэтических символах, народно-поэтических эпитетов в фольклорных и художественных произведениях. Узнают историю и этимологию некоторых слов. Совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. | Урок открытия нового знания | Выявляют различение пословицы и поговорки. Объясняют прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Используют пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Защита проектов. | Урок открытия нового знания. Урок контроля | Активизируют знания об именах исконных и заимствованных, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Узнают об общеизвестных старинных русских городах, происхождении их названий. Участвуют в коллективном диалоге. |
Культура речи ( 8 ч) | ||
Современный русский литературный язык. | Урок открытия нового знания. | Узнают разные виды интонации в предложениях, определяют виды предложений по эмоциональной окраске. Учатся читать предложения с правильной интонацией. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | Урок открытия нового знания. | Знакомятся с понятием вариант нормы. Узнают о равноправных и допустимых вариантах произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения. |
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. | Урок открытия нового знания. | Узнают основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Стилистическая окраска слов. | Урок открытия нового знания. | Знакомятся со стилистическими вариантами нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь правильная. Основные грамматические нормы. | Урок открытия нового знания. | Узнают о категории рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур.Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речевой этикет: нормы и традиции. | Урок открытия нового знания. | Активизируют знания о правилах речевого этикета: нормах и традициях. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь. Текст (13 ч) | ||
Язык и речь. | Урок открытия нового знания. | Активизируют свои знания о языке и речи, точности и логичности речи, выразительности, чистоте и богатстве речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Средства выразительности устной речи. | Урок открытия нового знания. | Узнают разные виды интонации в предложениях, определяют виды предложений по эмоциональной окраске. Читают предложения с правильной интонацией. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Формы речи: монолог и диалог. | Урок открытия нового знания. | Учатся различать монологическую и диалогическую формы речи, составлять обе формы, знать их принципиальные отличия. Осознают важность интонации, мимики и жестов как дополнительных средств выражения мыслей. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Текст и его строение. | Урок открытия нового знания. | Активизируют знания о тексте и его основных признаках, как строится текст. Узнают композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связей предложений и частей текста. | Урок открытия нового знания. | Узнают принципиальные различия основных типов речи, их композиционные особенности. Учатся создавать тексты разных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Используют «прием фотографирования» для определения типа речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. | Урок открытия нового знания. | Узнают основные функциональные разновидности языка. Понимают принципиальное отличие разговорной речи от книжной. Учатся подбирать нужные средства для просьбы и извинения. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Официально-деловой стиль. Объявление. | Урок открытия нового знания. | Узнают отличительные особенности официально-делового стиля. Учатся составлять объявление в устной и письменной форме. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. | Урок открытия нового знания. | Узнают отличительные особенности учебно-научного стиля. Учатся составлять план ответа на уроке, план текста. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Публицистический стиль. Устное выступление. | Урок открытия нового знания. | Знакомятся с отличительными особенностями публицистического стиля. Учатся выступать публично. Составляют девизы, слоганы на заданную тему. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | Урок открытия нового знания. | Узнают основные особенности языка художественной литературы. Понимают отличие литературной сказки от народной. Формируют представление об образности как о главном свойстве художественных текстов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Особенности языка фольклорных текстов. | Урок открытия нового знания. | Анализируют народные и литературные сказки, отмечая их художественные особенности, находят в них изобразительно-выразительные средства языка. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Представление проектов, результатов исследовательских работ. | Урок контроля | Защищают проектные работы, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Содержание курса 6 класс (35 часов)
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Язык и культура (11 ч.) | ||
Из истории русского литературного языка. | Урок открытия нового знания | Узнают краткую историю русского литературного языка, роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Диалекты как часть народной культуры. | Урок открытия нового знания | Узнают национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Лексические заимствования. Особенности освоения иноязычной лексики. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания о лексических заимствованиях как результате взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Современные неологизмы. | Урок открытия нового знания | Узнают о пополнении словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы. | Уроки открытия нового знания | Узнают о национально-культурной специфике русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Культура речи (11ч) | ||
Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. | Уроки открытия нового знания | Знакомятся с основными орфоэпическими нормами современного русского литературного языка, произносительными различиями в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. | Уроки открытия нового знания | Знакомятся с основными лексическими нормами современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён существительных. | Уроки открытия нового знания | Узнают об основных грамматических нормах современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге |
Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. | Урок открытия нового знания | Знакомятся с нормами употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речевой этикет. | Урок открытия нового знания | Знакомятся с национальными особенностями речевого этикета, принципах этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч) | ||
Эффективные приёмы чтения. | Урок открытия нового знания | Узнают о видах речевой деятельности. Знакомятся с эффективными приёмами чтения. Активизировать знания о предтекстовом, текстовом и послетекстовыом этапе работы. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. | Уроки открытия нового знания | Знакомятся с текстом, тематическим единством текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания о разговорной речи, рассказ о событии, «бывальщины». Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов. Подготовка и защита проектов | Урок открытия нового знания. Урок контроля | Знакомятся с учебно-научным стилем, словарной статьёй , её строением. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге Создают и защищают компьютерные презентации. |
Содержание курса 7 класс (35 часов)
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Язык и культура (10 ч.) | ||
Русский язык как развивающееся явление. | Урок открытия нового знания | Узнают о русском языке как развивающемся явлении, связи исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы. | Урок открытия нового знания | Узнают об устаревших словах как живых свидетелях истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | Уроки открытия нового знания | Формирую представление об архаизмах как словах, имеющих в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | Урок открытия нового знания | Узнают о лексических заимствованиях последних десятилетий. Узнают об употреблении иноязычных слов как проблеме культуры речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Культура речи (11 ч.) | ||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания об основных орфоэпических нормах современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Трудные случаи употребления паронимов. | Урок открытия нового знания | Узнают об основных лексических нормах современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Типичные грамматические ошибки. | Урок открытия нового знания | Узнают типичные грамматические ошибки в речи, варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания о русской этикетной речевой манере общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (14ч.) | ||
Традиции русского речевого общения. | Урок открытия нового знания | Узнают о традиции русского речевого общения. Разрабатывают коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. | Уроки открытия нового знания | ктивизируют знания о текст, основных признаках текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Разговорная речь. Спор и дискуссия. | Урок открытия нового знания | Знакомство с особенностями разговорной речи, беседы. Спор, виды споров. Выводят правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают проект. Выбирают беседу на нравственную тему. |
Публицистический стиль. Путевые заметки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | Урок открытия нового знания | Узнают особенности публицистического стиля, путевых записок. Характеризуют текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Ищут ошибки в рекламных объявлениях. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Язык художественной литературы. Притча. Подготовка и защита проектов. | Урок открытия нового знания. Уроки контроля | Знакомство с особенностями языка художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Выявляют особенности жанра притчи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают итоговые проекты. |
Содержание курса 8 класс (35 часов)
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Язык и культура (11 ч.) | ||
Исконно русская лексика и ее особенности. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания об исконно русской лексике: словах общеиндоевропейского фонда, словах праславянского (общеславянского) языка, древнерусских (общевосточнославянских) словах, собственно русских словах. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. | Урок открытия нового знания | Знать о роли старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике. | Урок открытия нового знания | Узнают об иноязычной лексике в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания о речевом этикете. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Выявляют специфику приветствий, традиционную тематику бесед у русских и других народов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Культура речи (10 ч.) | ||
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | Урок открытия нового знания | Узнают основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ; типичные акцентологические ошибки в современной речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке. | Урок открытия нового знания | Узнают основные лексические и стилистические нормы современного русского литературного языка. Выявляют нарушения точности словоупотребления заимствованных слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Нормы употребления терминов. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания о терминология и точности речи, нормах употребления терминов в научном стиле речи. Выявляют особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Трудные случаи согласования в русском языке. | Урок открытия нового знания | Узнают основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Выявляют типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Анализируют отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Активизируют знания о трудных случаях согласования в русском языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Особенности современного речевого этикета. | Урок открытия нового знания | Выявляют активные процессы в речевом этикете, новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Знакомятся с понятием «речевая агрессия». Выводят этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии, синонимия речевых формул. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.) | ||
Информация: способы и средства её получения и переработки. | Урок открытия нового знания | Узнают об эффективных приёмах слушания. Знакомство с предтекстовым, текстовым и послетекстовым этапом работы, основными методами, способами и средствми получения, переработки информации. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. | Урок открытия нового знания | Формируют представление о слушании как речевом виде деятельности. Активизируют знания об эффективных приёмах слушания. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Аргументация. Правила эффективной аргументации. | Урок открытия нового знания | Узнают структуру аргументации: тезис, аргумент. Выявляют способы аргументации, правила эффективной аргументации, причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Доказательство и его структура. Виды доказательств. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания о доказательстве и его структуре. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Разговорная речь. Самопрезентация. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания о разговорной речи. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Участвуют в подготовке и защите рефератов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания об учебно-научной дискуссии. Знакомятся с понятием «реферат», его структурой. Слово на защите реферата. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Выводят правила корректной дискуссии. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Язык художественной литературы. Защита проектных работ. | Урок открытия нового знания. Уроки контроля. | Узнают о сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Защищают итоговые проектные работы. |
Содержание курса 9 класс (34 часа)
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Язык и культура (11 ч.) | ||
Отражение в русском языке культуры и истории народа. Ключевые слова русской культуры. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа (обобщение). Приводят примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Крылатые слова и выражения в русском языке. | Урок открытия нового знания | Активизируют знания о крылатых словах и выражениях (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. | Уроки открытия нового знания | Активизируют знания о развитии языка как объективном процессе. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Общее представление об активных процессах в русском современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Выполняют орфографический и пунктуационный практикум, выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | Урок открытия нового знания | Узнают об активизации процесса заимствования иноязычных слов. Выполняют орфографический и пунктуационный практикум, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | Урок открытия нового знания | Выявляют стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке | Уроки открытия нового знания | Выявляют общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова. Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Культура речи (8 ч.) | ||
Активные процессы в области произношения и ударения. | Урок открытия нового знания | Узнают основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Выявляют активные процессы в области произношения и ударения. Запоминают отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Узнают о нарушениях орфоэпической нормы как художественном приёме. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Трудные случаи лексической сочетаемости. | Урок открытия нового знания | Узнают о лексической сочетаемости слова и точности. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Выявляют типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | Урок открытия нового знания | Узнают типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Узнают отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета. | Уроки открытия нового знания | Учатся соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения, использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии, понимать активные процессы в современном русском речевом этикете. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Речь. Текст (15 ч.) | ||
Русский язык в Интернете. | Урок открытия нового знания | Узнают виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Формулируют правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Узнают, что такое контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Язык художественной литературы. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Виды преобразования текстов. | Урок открытия нового знания | Узнают виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Учатся использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Разговорная речь. Анекдот, шутка. | Урок открытия нового знания | Знакомятся с функциональными разновидностями языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. | Уроки открытия нового знания | Выявляют особенности официально-делового стиля. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Выполняют контрольную работу, практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. |
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | Урок открытия нового знания. Урок контроля | Выявляют особенности языка художественной литературы. Выполняют контрольную работу, практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают проектные работы |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (14 ч) | ||||
1. | Наш родной русский язык. | 1 | ||
2-3. | Из истории русской письменности. | 2 | ||
4. | Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. | 1 | ||
5. | История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. | 1 | ||
6. | История в слове: наименование предметов традиционного русского быта. | 1 | ||
7-8. | Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение. | 2 | ||
9-10. | Живое слово русского фольклора. | 2 | ||
11-12. | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. | 2 | ||
13-14. | О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Защита проектов. | 2 | ||
Культура речи ( 8 ч) | ||||
15. | Современный русский литературный язык. | 1 | ||
16-17. | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 2 | ||
18-19. | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. | 2 | ||
20. | Стилистическая окраска слов. | 1 | ||
21. | Речь правильная. Основные грамматические нормы. | 1 | ||
22. | Речевой этикет: нормы и традиции. | 1 | ||
Речь. Текст (13 ч) | ||||
23. | Язык и речь. | 1 | ||
24. | Средства выразительности устной речи. | 1 | ||
25. | Формы речи: монолог и диалог. | 1 | ||
26. | Текст и его строение. | 1 | ||
27. | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связей предложений и частей текста. | 1 | ||
28. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. | 1 | ||
29. | Официально-деловой стиль. Объявление. | 1 | ||
30. | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. | 1 | ||
31. | Публицистический стиль. Устное выступление. | 1 | ||
32. | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | 1 | ||
33. | Особенности языка фольклорных текстов. | 1 | ||
34-35. | Представление проектов, результатов исследовательских работ. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11ч) | ||||
1-2. | Из истории русского литературного языка. | 2 | ||
3-4. | Диалекты как часть народной культуры. | 2 | ||
5-6. | Лексические заимствования. | 1 | ||
7-8. | Особенности освоения иноязычной лексики. | 1 | ||
9. | Современные неологизмы. | 1 | ||
10. | Отражение во фразеологии истории и культуры народа. | 1 | ||
11. | Современные фразеологизмы. | 1 | ||
Культура речи (11ч) | ||||
12. | Стилистические особенности произношения и ударения. | 1 | ||
13. | Нормы произношения отдельных грамматических форм. | 1 | ||
14. | Синонимы и точность речи. | 1 | ||
15. | Антонимы и точность речи. | 1 | ||
16. | Лексические омонимы и точность речи. | 1 | ||
17. | Особенности склонения имён собственных. | 1 | ||
18. | Нормы употребления имён существительных. | 1 | ||
19-20. | Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. | 2 | ||
21-22. | Речевой этикет. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч) | ||||
23. | Эффективные приёмы чтения. | 1 | ||
24. | Этапы работы с текстом. | 1 | ||
25-26. | Тематическое единство текста. | 2 | ||
27-28. | Тексты описательного типа. | 2 | ||
29-30. | Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. | 2 | ||
31-32. | Научное сообщение. Устный ответ. | 2 | ||
33. | Виды ответов. | 1 | ||
34-35. | Подготовка и защита проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (10 ч) | ||||
1-2. | Русский язык как развивающееся явление. | 2 | ||
3-4. | Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы. | 2 | ||
5-6. | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 2 | ||
7-8. | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 2 | ||
9-10. | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 2 | ||
Культура речи (11 ч.) | ||||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | ||
12,13.14 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 2 | ||
15-16. | Трудные случаи употребления паронимов. | 2 | ||
17-18. | Типичные грамматические ошибки. | 2 | ||
19. | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 | ||
20-21. | Нормы русского речевого и невербального этикета. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (14ч.) | ||||
22. | Традиции русского речевого общения. | 1 | ||
23-24. | Текст. Виды абзацев. | 2 | ||
25. | Заголовки текстов, их типы. | 1 | ||
26-27. | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 2 | ||
28-29. | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 2 | ||
30-31. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 2 | ||
32-33. | Язык художественной литературы. Притча. | 2 | ||
34-35. | Подготовка и защита проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11 ч.) | ||||
1,2,3. | Исконно русская лексика и ее разновидности. | 3 | ||
4-5. | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. | 2 | ||
6-7. | Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике. | 2 | ||
8-9. | Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. | 2 | ||
10-11. | Русский человек в обращении к другим. | 2 | ||
Культура речи (10 ч.) | ||||
12-13. | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 2 | ||
14-15. | Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке. | 2 | ||
16-17. | Нормы употребления терминов. | 2 | ||
18-19. | Трудные случаи согласования в русском языке. | 2 | ||
20-21. | Особенности современного речевого этикета. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.) | ||||
22. | Информация: способы и средства её получения и переработки. | 1 | ||
23-24. | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. | 2 | ||
25-26. | Аргументация. Правила эффективной аргументации | 2 | ||
27-28. | Доказательство и его структура. Виды доказательств. | 2 | ||
29. | Разговорная речь. Самопрезентация. | 1 | ||
30-31. | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | 2 | ||
32-33. | Язык художественной литературы. | 2 | ||
34-35. | Защита проектных работ. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11 ч.) | ||||
1-2. | Отражение в русском языке культуры и истории народа. | 2 | ||
3. | Ключевые слова русской культуры. | 1 | ||
4. | Крылатые слова и выражения в русском языке. | 1 | ||
5. | Развитие русского языка как закономерный процесс. | 1 | ||
6. | Основные тенденции развития современного русского языка. | 1 | ||
7. | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 1 | ||
8. | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | 1 | ||
9. | Переосмысление значений слов в современном русском языке. | 1 | ||
10-11. | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке | 2 | ||
Культура речи (8 ч.) | ||||
12-13. | Активные процессы в области произношения и ударения. | 2 | ||
14-15. | Трудные случаи лексической сочетаемости. | 2 | ||
16-17. | Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | 2 | ||
18. | Речевой этикет в деловом общении. | 1 | ||
19. | Правила сетевого этикета. | 1 | ||
Речь. Текст (15 ч.) | ||||
20-21. | Русский язык в Интернете. | 2 | ||
22-23. | Виды преобразования текстов. | 2 | ||
24-25. | Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 2 | ||
26-27. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 2 | ||
28-29. | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. | 2 | ||
30. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | ||
31-32. | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 2 | ||
33-34. | Подготовка и защита проектных работ. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11ч) | ||||
1-2. | Из истории русского литературного языка. | 2 | ||
3-4. | Диалекты как часть народной культуры. | 2 | ||
5-6. | Лексические заимствования. | 1 | ||
7-8. | Особенности освоения иноязычной лексики. | 1 | ||
9. | Современные неологизмы. | 1 | ||
10. | Отражение во фразеологии истории и культуры народа. | 1 | ||
11. | Современные фразеологизмы. | 1 | ||
Культура речи (11ч) | ||||
12. | Стилистические особенности произношения и ударения. | 1 | ||
13. | Нормы произношения отдельных грамматических форм. | 1 | ||
14. | Синонимы и точность речи. | 1 | ||
15. | Антонимы и точность речи. | 1 | ||
16. | Лексические омонимы и точность речи. | 1 | ||
17. | Особенности склонения имён собственных. | 1 | ||
18. | Нормы употребления имён существительных. | 1 | ||
19-20. | Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. | 2 | ||
21-22. | Речевой этикет. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч) | ||||
23. | Эффективные приёмы чтения. | 1 | ||
24. | Этапы работы с текстом. | 1 | ||
25-26. | Тематическое единство текста. | 2 | ||
27-28. | Тексты описательного типа. | 2 | ||
29-30. | Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. | 2 | ||
31-32. | Научное сообщение. Устный ответ. | 2 | ||
33. | Виды ответов. | 1 | ||
34-35. | Подготовка и защита проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (10 ч) | ||||
1-2. | Русский язык как развивающееся явление. | 2 | ||
3-4. | Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы. | 2 | ||
5-6. | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 2 | ||
7-8. | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 2 | ||
9-10. | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 2 | ||
Культура речи (11 ч.) | ||||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | ||
12,13.14 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 2 | ||
15-16. | Трудные случаи употребления паронимов. | 2 | ||
17-18. | Типичные грамматические ошибки. | 2 | ||
19. | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 | ||
20-21. | Нормы русского речевого и невербального этикета. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (14ч.) | ||||
22. | Традиции русского речевого общения. | 1 | ||
23-24. | Текст. Виды абзацев. | 2 | ||
25. | Заголовки текстов, их типы. | 1 | ||
26-27. | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 2 | ||
28-29. | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 2 | ||
30-31. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 2 | ||
32-33. | Язык художественной литературы. Притча. | 2 | ||
34-35. | Подготовка и защита проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11 ч.) | ||||
1,2,3. | Исконно русская лексика и ее разновидности. | 3 | ||
4-5. | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. | 2 | ||
6-7. | Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике. | 2 | ||
8-9. | Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. | 2 | ||
10-11. | Русский человек в обращении к другим. | 2 | ||
Культура речи (10 ч.) | ||||
12-13. | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 2 | ||
14-15. | Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке. | 2 | ||
16-17. | Нормы употребления терминов. | 2 | ||
18-19. | Трудные случаи согласования в русском языке. | 2 | ||
20-21. | Особенности современного речевого этикета. | 2 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.) | ||||
22. | Информация: способы и средства её получения и переработки. | 1 | ||
23-24. | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. | 2 | ||
25-26. | Аргументация. Правила эффективной аргументации | 2 | ||
27-28. | Доказательство и его структура. Виды доказательств. | 2 | ||
29. | Разговорная речь. Самопрезентация. | 1 | ||
30-31. | Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. | 2 | ||
32-33. | Язык художественной литературы. | 2 | ||
34-35. | Защита проектных работ. | 2 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Язык и культура (11 ч.) | ||||
1-2. | Отражение в русском языке культуры и истории народа. | 2 | ||
3. | Ключевые слова русской культуры. | 1 | ||
4. | Крылатые слова и выражения в русском языке. | 1 | ||
5. | Развитие русского языка как закономерный процесс. | 1 | ||
6. | Основные тенденции развития современного русского языка. | 1 | ||
7. | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 1 | ||
8. | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | 1 | ||
9. | Переосмысление значений слов в современном русском языке. | 1 | ||
10-11. | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. | 2 | ||
Культура речи (8 ч.) | ||||
12-13. | Активные процессы в области произношения и ударения. | 2 | ||
14-15. | Трудные случаи лексической сочетаемости. | 2 | ||
16-17. | Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | 2 | ||
18. | Речевой этикет в деловом общении. | 1 | ||
19. | Правила сетевого этикета. | 1 | ||
Речь. Текст (15 ч.) | ||||
20-21. | Русский язык в Интернете. | 2 | ||
22-23. | Виды преобразования текстов. | 2 | ||
24-25. | Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 2 | ||
26-27. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 2 | ||
28-29. | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. | 2 | ||
30. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | ||
31-32. | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 2 | ||
33-34. | Подготовка и защита проектных работ. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе
Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12...
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...
Рабочая программа по родному русскому языку для учеников 7 класса 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский родной язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александрово...
Рабочая программа по родному (русскому) языку, родной литературе
Рабочая программа по родному (русскому) языку...