Рабочая программа по родному русскому языку для учеников 7 класса 2022-2023 учебный год
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский родной язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_klass_rodnoy_russ.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заиграевская средняя общеобразовательная школа»
671310, Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Заиграево, ул. Октябрьская, 3
т. 4-22-13; e-mail: zschool2013@yandex.ru; сайт: https://zaigr.buryatschool.ru
Утверждаю Директор МБОУ «Заиграевская СОШ» БухольцеваА.А. ___________ Приказ №____ от «___» ________ 202__г. | Согласовано Замдиректора по УВР МБОУ «Заиграевская СОШ» Горбик Е.А. ___________ «_____»_________202__ г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ «ЗаиграевскаяСОШ» Протокол № _____ от «___» _________ 202__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____родному русскому языку
(название предмета)
для учащихся 7 классов
учителя _____Горбачевой Татьяны Алексеевны
(ФИО)
___первая_____
(квалификационная категория)
2022__ - 2023__ учебный год
РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________
Протокол № ______от «____» ____________ 202__ г
Руководитель МО _______________________________________
п. Заиграево
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык»разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Заиграевская СОШ» с учѐтом Примерной программы основного общего образования по Родному русскому языку Рабочая программа «Русский родной язык» для 5–9-го классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых).
Рабочая программа ориентирована на учебник Русский родной язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
Согласно учебному плану на изучение Родного русского языка отводится 17 часов ( 1 урок в две недели).
Виды работ | Количество работ | Примерная дата проведения |
Проект | 2 | 20.12, 27.12 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 17.12 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (7 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Система оценки результатов освоения учебного предмета
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. О
ценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов (всего) | Темы | Количество часов (всего) | Требования к результатам обучения (личностные, предметные и метапредметные) | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Язык и культура | 5ч. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше унать историю и культуру страны; - приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; - характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием словарей); - понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; - характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования; - комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; - определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова; - комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение); - характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета; - объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); | Гражданское воспитание: −развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; − формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; − воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; Патриотическое воспитание −развитие поисковой и краеведческой деятельности формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России. Духовно-нравственное воспитание − развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); −формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; −развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; − содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; − оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. Эстетическое воспитание приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; −воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; − приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; −популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; Экологическое воспитание − развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; − воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии Ценности научного познания − содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; − создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. |
Факторы, влияющие на развитие языка. Значение национально-бытовых реалий. | 1 | |||||
Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | |||||
Историзмы. Архаизмы. | 1 | |||||
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 | |||||
2 | Культура речи. | 3 ч. | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | 1 | - соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного); - различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; - употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; - понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; - правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; - соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; - корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); - опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; - употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; - анализировать и различать типичные речевые ошибки; - редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; - выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; - распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; - анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; - корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; - редактировать предложения, избегая демонстрации.Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д. нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; - соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; - использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; - соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; | |
Компьютерный сленг. Интернет-сленг. Подготовка тематического словарика. | 1 | |||||
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | |||||
Нормы ударения в деепричастиях и наречиях. | 1 | |||||
Паронимы и точность речи. Характер лексической сочетаемости паронимов. | 1 | |||||
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. | 1 | |||||
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 1 | |||||
Русская этикетная речевая манера общения. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. | 1 | |||||
Этикетные формулы, бытующие среди детей и подростков на примере обучающихся МБОУ. Подготовка тематического словарика. | 1 | |||||
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | |||||
Итоговая контрольная работа (тест). | 1 | |||||
Итоговое занятие. | 1 | |||||
Календарно-тематическое планирование
7 класс
16 часов
№ | Тема занятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | Повторить. | 5.09 | |
2 | Устаревшие слова – живые свидетели истории. историзмы | Повторить. | 12.09 | |
3 | Архаизмы в составе устаревших слов | Проект. | 19.09 | |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | Проект. | 26.09 | |
5 | Употребление иноязычных слов как проблема речи | Сообщение «Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов» | 3.10 | |
6 | Основные орфоэпические нормы современного языка | Подобрать лексику: 1. Компьютерный сленг. 2. Интернет-сленг | 10.10 | |
7 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях | Подготовка тематического словарика. | 17.10 | |
8 | Трудные случаи употребления паронимов | Онлайн тест. | 24.10 | |
9 | Типичные грамматические ошибки | Онлайн тест. | 7.11 | |
10 | Традиции русской речевой манеры общения | Онлайн тест. | 14.11 | |
11 | Нормы русского речевого и невербального этикета | Онлайн тест. | 21.11 | |
12 | Традиции русского речевого общения | Онлайн тест. | 28.11 | |
13 | Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы | Сбор материала для словарика | 5.12 | |
14 | Публицистический стиль. Путевые заметки | Составить словарик | 12.12 | |
15 | Текст рекламного объявления. Его языковые и структурные особенности | Повторить | 19.12 | |
16 | Язык художественной литературы. Притча. | Повторить | 26.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 7 класс 2022-2023 учебный год
Рабочая программа составлена в Конструкторе рабочих программ в соответствии с новыми ФГОС...
Рабочая программа по ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ 8 класс 2022-2023 учебный год
Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по английскому языку 5-9 классы.2022-2023
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в ...
Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-7 класс. 2022-2023
Создано с помощью конструктора...
Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 1 класс 2022- 2023 учеб.год
Занятия художественного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения о развитии изобразительного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчест...
Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 2 класс 2022-2023 учеб.год
Занятия художественного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения о развитии изобразительного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчест...
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса 2022-2023 год
Рабочая программа по иностранному (английскому) языку для 2 класса начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...