Открытый урок русского языка для 5 класса по теме "Письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Авдеева Оксана Геннадьевна

Урок развития речи раскрывает роль писем в жизни человека, учит писать и оформлять письма согласно правилам эпистолярного жанра,  развивает умение составлять собственные тексты личных писем, воспитывает ценностное отношение к родным и близким. Актуальность урока заключается в том, что в современном обществе развивается тенденция минимализации текстов, предназначенных для общения, проведение данного урока способствует развитию потребности боллее полно высказать свою мысль, обозначить почти забытый, но очень интересный способ общения-письмо, которое написанно вручную, а значит, содержит часть душевного тепла, дарит внимание и любовь. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет

русский язык

Класс

5

Тема

Письмо

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Авдеева Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №210»

Район

Новосибирская область

Город/поселение

г.Новосибирск

Тип урока

развитие речи, открытие новых знаний

Время реализации урока

II четверть(ноябрь), после изучения темы «Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях»

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

обучение созданию текста письма согласно правилам эпистолярного жанра; определение роли писем в жизни человека; развитие умения составлять собственные тексты и выступления с ними перед аудиторией; воспитание ценностного отношения к родным и близким

Планируемые результаты

Предметные: умение писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимание роли писем в жизни человека.

Личностные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями

Метапредметные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей

Дидактическая структура урока

 Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Урок способствует рзвитию навыков исследовательской деятельности через подготовку сообщений, социализации обучающихся через развитие речи, выступление перед аудиторией, развитие творческих способностей через креативный подход при создании текста письма и его оформления

Дополнительная информация

Данная разработка урока была апробирована на открытом уроке в школе, планируемые результаты были достигнуты

Размер мультимедиа компонента

2,01 МБ

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Презентация

Ресурсы, оборудование и материалы

медиапроектор, компьютер , выставка журналов, газет, мультимедийная презентация, чистые конверты, таблички со словарными словами

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская и др.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

-

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Мотивация

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки . Давайте друг другу улыбнёмся и постараемся сохранять хорошее настроение весь день.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд №1

Слово учителя: Указ царя Синтаксиса ( в царстве которого мы сейчас находимся)- отгадайте загадку:

Очень к вам хотело,

Ехало, летело,

По морю плыло,

Наконец пришло.

(слушает ответ, комментирует)

Ребята,часто ли в вашей семье получают письма?

О чём они могут рассказать?

А вы сами пишите письма?

Знаете ли , как правильно заполнить конверт?

Отгадывают загадку.

Это письмо.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Формулирование темы и целей урока (работа с терминами). Выявление места и причины затруднения. Пстроение проекта выхода из затруднения

 

Выводит детей в процессе беседы на определение темы и целеполагания, выявляя затруднения в усвоении изученного материала.

Слово учителя:

Из всего сказанного сделайте вывод и сформулируйте тему нашего урока.

Слайд №2

Слайд №3

Какие цели мы поставим перед собой на урок по теме «Письмо» ? Вам помогут термины на слайде. Используя эти термины, сформулируйте цели.

Слайд №4

Формулируют тему урока и его цели, вспоминая значение терминов, структурируя знания

Познавательные: актуализация полученных ранее знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

Реализация простроенного проекта.

Усвоение новых знаний

Историческая справка

Слайд №5,6

Организация выступления обучающихся с сообщением

Подготовленные ученики рассказывают историю письма.

Личностные: выступление перед аудиторией.

Регулятивные: умение выражать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение работать в группах при подготовке к сообщениям.

Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Беседа.

Работа над содержанием писем, их разновидностью.

Корректировка деятельности учащихся.

Слайд №7

Работа по вопросам  слайда №7

Слайд №8

Слайд №7

 

Читают личное и деловое письмо. Приходят к выводу, что письма могут быть разными в зависимости от сферы их употребления. Вносят схему слайда №8 в тетрадь.

2. Читают письма положительного и отрицательного содержания. Сравнивают и приходят к выводу, что содержание письма очень важно при его составлении, нужно соблюдать нормы этикета.

Записывают словарные слова вежливого общения: здравствуйте, до свидания, извините

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Физминутка

Слайд №9 

Слово учителя:

Сейчас мы продолжим работу со трудными в написании словами, связанными с нашей темой, но необычным способом. Один человек из класса становится перд классом, повернувшись к нему лицом, я буду показывать слова по теме на слайде, а класс будет движениями показывать без слов значение этого слова. Человек, стоящий к классу лицом, должен отгадать слово, которое после отгадывания всех слов запишем в тетрадь.

Какие еще слова можно добавить в этот список?

Слайд №10

Практическая работа с названными словами в тексте

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Учитель вызывает ученика, который разгадывает слова, показанные за его спиной классу по подсказывающим движением класса.

Слова: поезд, велосипед, самолёт, ракета, голубь. Учащиеся определяют принадлежность к теме: это средства и способы  доставки писем.

Записывают слова, подчеркивают в них орфограммы, проверяют себя ( слайд №10), дополняяют список своими словами (н.п. почта, интернет), работают с этими словами, записывают в тетрадь.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Познавательные: проявление интереса к работе с трудными в написании словами

Первичное закрепление.

Промежуточный анализ спроектированной деятельности в целеполагании.

Слайд №14,15

Учитель предлагает проанализировать учащимся пройденный путь достижения запланированных результатов, работа со слайдами презентации (14,15)

и ответить на вопрос: Как строится письмо? Составьте в группе алгоритм его создания.

Устное комментирование записи в тетради:

1.Приветствие или обращение.

2.Содержание письма:

А)Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

Б)Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

В) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

3.Подпись. Дата.

Речевое проговаривание. Составление плана письма в группе:

Обращение

Содержание

Подпись, дата

Записывают в тетрадь.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: работа в группе, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Работа по пунктуационным и орфографическим проблемным вопросам письма.

Слайд №16

Объясняет условия выполнения заданий по пунктуации на слайде №16.

Слайд №17

Связывает тему предыдущего урока по теме «Обращение» с данным, предлагая учащимся выполнить  

задание устно (упр. 222, 224).

Работа с лексическим значением слов: адресант и адресат.

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Учащиеся выполняют задания, обсуждают, делают выводы о пунктуационной и орфографической  правильности письма, об актуальности соблюдения норм.

Вспоминают правила постановки знаков препинания при обращении.

Работа с заданием слайда №18 ( составляют в группе совет адресату и адресанту)

Работа со слайдом №20, самопроверка на слайде №21

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

5.Подведние итогов работы на уроке. Контроль выполнения целей, поставленных в начале урока ( слайд №22)

Слайд №22,23

Комментируют выполнение целей, поставленных в начале урока ( слайд №22,23)

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Рефлексия.

Слайд №24

Слово учителя:

Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, напишите письмо родителям (3-4 предложения) на тему «Что нового я узнал на уроке».

Слушает и комментирует письма.

Слайд №25

Эмоционально настраивает на завершение урока (слайд №17)

Учащиеся составляют письмо из 3-х предложений.

Зачитывают письма.

Делают общий вывод.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Актуализация домашнего задания. Домашнее задание

Слайд №26

Домашнее задание

1. Высокий уровень сложности:

Напишите и красиво оформите  (в конверте)

Слайд №27

письмо   дедушке или бабушке о школе, о друзьях или Деду Морозу о своих мечтах.

2. Средний уровень сложности:

Придумайте СМС   дедушке или бабушке о школе, о друзьях , запишите в тетрадь.

Слайд № 28

Записывают задания в дневники

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...