Открытый урок русского языка для 5 класса по теме "Письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок развития речи раскрывает роль писем в жизни человека, учит писать и оформлять письма согласно правилам эпистолярного жанра, развивает умение составлять собственные тексты личных писем, воспитывает ценностное отношение к родным и близким. Актуальность урока заключается в том, что в современном обществе развивается тенденция минимализации текстов, предназначенных для общения, проведение данного урока способствует развитию потребности боллее полно высказать свою мысль, обозначить почти забытый, но очень интересный способ общения-письмо, которое написанно вручную, а значит, содержит часть душевного тепла, дарит внимание и любовь. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока для 5 класса по теме "Письмо" | 92.5 КБ |
Презентация урока для 5 класса по теме "Письмо" | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия | |
Предмет | русский язык |
Класс | 5 |
Тема | Письмо |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Авдеева Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы |
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №210» |
Район | Новосибирская область |
Город/поселение | г.Новосибирск |
Тип урока | развитие речи, открытие новых знаний |
Время реализации урока | II четверть(ноябрь), после изучения темы «Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях» |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | обучение созданию текста письма согласно правилам эпистолярного жанра; определение роли писем в жизни человека; развитие умения составлять собственные тексты и выступления с ними перед аудиторией; воспитание ценностного отношения к родным и близким |
Планируемые результаты | Предметные: умение писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимание роли писем в жизни человека. Личностные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями Метапредметные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей |
Дидактическая структура урока Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? | Урок способствует рзвитию навыков исследовательской деятельности через подготовку сообщений, социализации обучающихся через развитие речи, выступление перед аудиторией, развитие творческих способностей через креативный подход при создании текста письма и его оформления |
Дополнительная информация | Данная разработка урока была апробирована на открытом уроке в школе, планируемые результаты были достигнуты |
Размер мультимедиа компонента | 2,01 МБ |
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.) | Презентация |
Ресурсы, оборудование и материалы | медиапроектор, компьютер , выставка журналов, газет, мультимедийная презентация, чистые конверты, таблички со словарными словами |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская и др. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | - |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Мотивация | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Слово учителя: Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся И чаще награждаемся Подарками судьбы. Пусть этими подарками станут хорошие оценки . Давайте друг другу улыбнёмся и постараемся сохранять хорошее настроение весь день. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Слайд №1 Слово учителя: Указ царя Синтаксиса ( в царстве которого мы сейчас находимся)- отгадайте загадку: Очень к вам хотело, Ехало, летело, По морю плыло, Наконец пришло. (слушает ответ, комментирует) Ребята,часто ли в вашей семье получают письма? О чём они могут рассказать? А вы сами пишите письма? Знаете ли , как правильно заполнить конверт? | Отгадывают загадку. Это письмо. Отвечают на вопросы. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. |
Формулирование темы и целей урока (работа с терминами). Выявление места и причины затруднения. Пстроение проекта выхода из затруднения
| Выводит детей в процессе беседы на определение темы и целеполагания, выявляя затруднения в усвоении изученного материала. Слово учителя: Из всего сказанного сделайте вывод и сформулируйте тему нашего урока. Слайд №2 Слайд №3 Какие цели мы поставим перед собой на урок по теме «Письмо» ? Вам помогут термины на слайде. Используя эти термины, сформулируйте цели. Слайд №4 | Формулируют тему урока и его цели, вспоминая значение терминов, структурируя знания | Познавательные: актуализация полученных ранее знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
Реализация простроенного проекта. | Усвоение новых знаний Историческая справка Слайд №5,6 Организация выступления обучающихся с сообщением | Подготовленные ученики рассказывают историю письма. | Личностные: выступление перед аудиторией. Регулятивные: умение выражать свою точку зрения. Коммуникативные: умение работать в группах при подготовке к сообщениям. Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. |
Беседа. Работа над содержанием писем, их разновидностью. Корректировка деятельности учащихся. Слайд №7 Работа по вопросам слайда №7 Слайд №8 Слайд №7
| Читают личное и деловое письмо. Приходят к выводу, что письма могут быть разными в зависимости от сферы их употребления. Вносят схему слайда №8 в тетрадь. 2. Читают письма положительного и отрицательного содержания. Сравнивают и приходят к выводу, что содержание письма очень важно при его составлении, нужно соблюдать нормы этикета. Записывают словарные слова вежливого общения: здравствуйте, до свидания, извините | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. | |
Физминутка Слайд №9 Слово учителя: Сейчас мы продолжим работу со трудными в написании словами, связанными с нашей темой, но необычным способом. Один человек из класса становится перд классом, повернувшись к нему лицом, я буду показывать слова по теме на слайде, а класс будет движениями показывать без слов значение этого слова. Человек, стоящий к классу лицом, должен отгадать слово, которое после отгадывания всех слов запишем в тетрадь. Какие еще слова можно добавить в этот список? Слайд №10 Практическая работа с названными словами в тексте Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 | Учитель вызывает ученика, который разгадывает слова, показанные за его спиной классу по подсказывающим движением класса. Слова: поезд, велосипед, самолёт, ракета, голубь. Учащиеся определяют принадлежность к теме: это средства и способы доставки писем. Записывают слова, подчеркивают в них орфограммы, проверяют себя ( слайд №10), дополняяют список своими словами (н.п. почта, интернет), работают с этими словами, записывают в тетрадь. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке Познавательные: проявление интереса к работе с трудными в написании словами | |
Первичное закрепление. Промежуточный анализ спроектированной деятельности в целеполагании. Слайд №14,15 Учитель предлагает проанализировать учащимся пройденный путь достижения запланированных результатов, работа со слайдами презентации (14,15) и ответить на вопрос: Как строится письмо? Составьте в группе алгоритм его создания. Устное комментирование записи в тетради: 1.Приветствие или обращение. 2.Содержание письма: А)Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. Б)Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. В) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 3.Подпись. Дата. | Речевое проговаривание. Составление плана письма в группе: Обращение Содержание Подпись, дата Записывают в тетрадь. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: работа в группе, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
4.Работа по пунктуационным и орфографическим проблемным вопросам письма. Слайд №16 Объясняет условия выполнения заданий по пунктуации на слайде №16. Слайд №17 Связывает тему предыдущего урока по теме «Обращение» с данным, предлагая учащимся выполнить задание устно (упр. 222, 224). Работа с лексическим значением слов: адресант и адресат. Слайд №18 Слайд №19 Слайд №20 Слайд №21 | Учащиеся выполняют задания, обсуждают, делают выводы о пунктуационной и орфографической правильности письма, об актуальности соблюдения норм. Вспоминают правила постановки знаков препинания при обращении. Работа с заданием слайда №18 ( составляют в группе совет адресату и адресанту) Работа со слайдом №20, самопроверка на слайде №21 | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. | |
5.Подведние итогов работы на уроке. Контроль выполнения целей, поставленных в начале урока ( слайд №22) Слайд №22,23 | Комментируют выполнение целей, поставленных в начале урока ( слайд №22,23) | Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. | |
Рефлексия. | Слайд №24 Слово учителя: Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, напишите письмо родителям (3-4 предложения) на тему «Что нового я узнал на уроке». Слушает и комментирует письма. Слайд №25 Эмоционально настраивает на завершение урока (слайд №17) | Учащиеся составляют письмо из 3-х предложений. Зачитывают письма. Делают общий вывод. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Актуализация домашнего задания. Домашнее задание | Слайд №26 Домашнее задание 1. Высокий уровень сложности: Напишите и красиво оформите (в конверте) Слайд №27 письмо дедушке или бабушке о школе, о друзьях или Деду Морозу о своих мечтах. 2. Средний уровень сложности: Придумайте СМС дедушке или бабушке о школе, о друзьях , запишите в тетрадь. Слайд № 28 | Записывают задания в дневники | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...