Конспект урока по русскому языку _6 класс_Чередование в корнях кос - кас
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass_po_russkomu_yazyku.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

для  6 класса

Тема: «Чередование гласных в корнях –кас- - -кос»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях –кас-, -кос.

2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях –кас-, -кос

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;

6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме – первый в тесте ЕГЭ.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску:

- Ребята, какой цветок считают первой красавицей среди цветов?

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А

Знаете ли вы, как правильно выр…стить розу? Для этого нужно прил…жить немало усилий. Тоненький отр…сток нуждается в плодородной почве. Молодое р…стение необходимо оберегать от вредителей и ярких лучей солнца. Выр…щенный цветок будет радовать вас пышным цветением. Прик…снитесь к цветку, и вы почувствуете бархатистость бутона.

Слова с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-).

-Запишите, выделенные слова, обозначьте корень слова.

-Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. (ответы детей)

-Что общего в правописании корней –лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос-(ответы детей)

-Проверяются ли ударением слова? (ответы детей.)

− Итак, что вы повторили? (Мы повторили корни с чередованиями: лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос)

− Молодцы!

− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.

Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться.

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах касаться, коснуться. (У нас нет вариантов объяснения)

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов касаться и коснуться? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

-кас - кос.)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях –кас – кос)

- Вспомните, с какими чередованиями мы с вами уже

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

5. Реализация построенного проекта.

− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"

Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...

Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).

Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....