Конспект урока по русскому языку _6 класс_Чередование в корнях кос - кас
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
для 6 класса
Тема: «Чередование гласных в корнях –кас- - -кос»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях –кас-, -кос.
2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях –кас-, -кос
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;
6) шаги плана действий; 7) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме – первый в тесте ЕГЭ.
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
− Посмотрите на доску и выполните задание устно.
Задание проецируется на доску:
- Ребята, какой цветок считают первой красавицей среди цветов?
Работа с текстом.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А
Знаете ли вы, как правильно выр…стить розу? Для этого нужно прил…жить немало усилий. Тоненький отр…сток нуждается в плодородной почве. Молодое р…стение необходимо оберегать от вредителей и ярких лучей солнца. Выр…щенный цветок будет радовать вас пышным цветением. Прик…снитесь к цветку, и вы почувствуете бархатистость бутона.
Слова с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-).
-Запишите, выделенные слова, обозначьте корень слова.
-Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. (ответы детей)
-Что общего в правописании корней –лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос-(ответы детей)
-Проверяются ли ударением слова? (ответы детей.)
− Итак, что вы повторили? (Мы повторили корни с чередованиями: лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос)
− Молодцы!
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)
− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)
− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)
− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.
Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)
- Попробуйте объяснить орфограммы в словах касаться, коснуться. (У нас нет вариантов объяснения)
- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов касаться и коснуться? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях
-кас - кос.)
− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)
− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)
− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях –кас – кос)
- Вспомните, с какими чередованиями мы с вами уже
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
5. Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
Дана полная разработка урока и конспект...
Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"
Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
laquo;Правописание корней с чередованием гласных е-и»....
Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"
Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...
Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).
Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....