Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
«Правописание корней с чередованием гласных е-и».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 23.56 КБ |
Презентация к уроку | 116.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №420 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»
Конспект
урока по русскому языку в 5 классе.
«Правописание корней с чередованием гласных е-и»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Марченко Анжелика Александровна
Санкт-Петербург
2019
Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных е-и».
Тип урока по цели: сообщение новых знаний.
Тип урока по содержанию: по морфемики и орфографии.
Цель урока: научить грамотному написанию корней –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.
Задачи:
- Обучающие:
- научить правильно писать корни с чередующимися гласными: –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-;
- научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму;
- научить самостоятельно формулировать правило на основе изученного материала.
- Развивающие:
- развивать словарный запас.
- Воспитывающие
1) воспитывать культуру речи;
2) воспитать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
- Постановка цели обучения перед учащимися.
- Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.
- Закрепление знаний, умений и навыков.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Ход урока.
- Организационный момент.
Предварительная организация класса.
Готовность учителя к уроку.
Мобилизующее начало урока.
Приветствие.
- Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
- Повторение правила чередования корней а-о (-кас-кос-; -лаг-лож-).
- Ребята, вы изучили правило чередования гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-.
- Вспомните, когда в корне пишется гласная о , а когда а?
а) – кас - кос - пишется а, если после корня есть суффикс – а -, а в остальных случаях пишется о.
б) – лаг – лож- пишется а перед г, а о перед ж. Искл.: полог.
- А теперь проверим, как вы усвоили это правило.
2) Словарный диктант на чередование корней -кас-кос-; -лаг-лож-.
Предл_гать, выл_жить, к_салась, прол_гать, прик_снуться, прил_жение, возл_гать.
- Постановка цели обучения перед учащимися.
- Ребята, вы изучили чередование гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-. Но на этом правило чередования корней не заканчивается. С чередованием гласных существует множество правил. Цель сегодняшнего урока – чередование гласных е-и в корнях –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.
4. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.
1) Объяснение нового материала.
- Тема сегодняшнего урока «Правописание корней с чередованием гласных е-и».
- Посмотрите на слайд. А теперь попробуйте сформулировать это правило (пишется и, если дальше следует суффикс – а -; в остальных случаях пишется е).
- Откройте учебники на стр… . Прочтите правило. Устно прокомментируйте примеры из учебника.
- А теперь мы научимся графически комментировать нашу орфограмму.
2) Первичное закрепление.
Задание: дети выходят к доске по цепочке и выполняют задание (выходят по 2 человека).
Проби͡рались, разбе͡ру, заст͡елю, выж͡игаю, дочи͡таю, выс͡т͡и͡лаю, сте͡реть, запе͡реть, сде͡ру, сти͡раю, распи͡раю, бл͡е͡с͡теть, перечи͡таю, расст͡и͡лается.
3) Физминутка.
- Мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.
Задание: вы хлопаете в ладоши, если → и, а если е → нет.
Блестел на солнце, взбирался медленно, опереться на друга, набирали высоту, замерли от восторга, звёзды зажигаются, костёр разжигается, умереть со смеху, отпираю дверь, постели скатерть.
5. Закрепление знаний, умений и навыков.
1) Тест (раздаточный материал).
а) 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?
1. Уб_ру, зам_р, расст_лается.
2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла.
3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть.
4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать.
б) 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру.
2. Пост_лить, оп_реться, ум_реть.
3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть.
4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть.
2) Вставить пропущенные буквы (Вспомнить, из каких сказок А. Пушкина взяты эти цитаты.).
*На девичник взять соб_раясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилась с ним.
*Как наешься ты своей полбы,
Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.
*Кто-то терем приб_рал
Да хозяев поджидал.
3) Творческий диктант.
Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
Например: сверкать на солнце (блестеть).
Подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрыть дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть), разгораться ярко (зажигаться), убегать от погони (удирать).
6. Информация о домашнем задании.
Повторить §52
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Литература:
- Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г.
- Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чередование е-и в корне
Тест 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1 . Уб_ру, зам_р, расст_лается. 2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла. 3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть. 4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать. 2вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру. 2 . Пост_лить, оп_реться, ум_реть. 3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть. 4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть .
1вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1. Уб е ру , зам е р , расст и лается . 2. Зам е реть , подст е лил , выт е рла . 3. Зап е реть , избир а тели , бл е стеть . 4. Разж и гают , выд и рать , отп и рать . 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб и рать , бл е стеть , выб е ру . 2. Пост е лить , оп е реться , ум е реть . 3. Выд и раю , соб и рались , отп е реть . 4. Сж и гаю , соч е тать , зам е реть .
Творческий диктант Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Например, сверкать на солнце (бл е стеть ) Подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрыть дверь, оцепенеть от страха, разгораться ярко, убегать от погони.
Литература : Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"
урок опубликован в электронном журнале"Учительский журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Проверочная работа по русскому языку. 6 класс. "Правописание корней с чередованием"
Проверочная работа состоит из двух заданий: 1) списать, вставляя пропущенные буквы; 2) тест...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных"
Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных" Тип урока: урок открытия новых знаний...