Урок русского языка. Имена собственные и нарицательные. 5й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sobstv-naritsat.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель : Дробот Ольга Ивановна
Тема : « Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных».
Предмет : русский язык.
УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова «Русский яык 5 класс» (часть2) учебник для общеобразовательных организаций 2 издание Москва «Просвещение» 2020
Класс : 5 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования)
Тип урока : комбинированный урок.
Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения, технология активных форм обучения (групповая форма работы), технология наблюдения над языком, , здоровьесберегающие технологии.
Цель урока : формирование умения отличать имена собственные от нарицательных, умения правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках )
Задачи :
- - узнать основание деления существительных на собственные и нарицательные;
- - узнать правило употребления большой буквы в именах собственных;
- - узнать о выделении кавычками заглавий книг, газет и т.п.;
- - научиться распознавать имена собственные и нарицательные;
- - научиться правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т.п. с большой буквы и заключать в кавычки;
- - научиться графически обозначать условия выбора верных написаний;
- - готовить обучающихся к применению полученных знаний в повседневной жизни;
- - воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимоподдержку, трудолюбие , аккуратность.
- - содействовать воспитанию ответственности, организованности ;
- -формировать культуру мышления, воспитывать любовь к родному языку, стремление творчески подходить к решению учебных задач.
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, - знать правило употребления большой буквы в именах собственных , - знать о выделении кавычками заглавий книг, газет и т.п | -Уметь определять тему урока -уметь поставить цель и организовать её достижение - уметь осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, в процессе групповой работы ; -уметь самостоятельно планировать пути достижения целей , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; - развивать рефлексивное мышление , способность к самоанализу и самооценке. | Формировать осознание эстетической ценности русского языка ; - формировать уважительное отношение к родному языку, гордость за него ; - формировать стремление к речевому самосовершенствованию ; -воспитывать потребность сохранять чистоту русского языка ; - развивать волю, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие и дисциплинированность, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы (рефлексия), участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию , стремление к взаимопониманию
|
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке : Самооценка и оценка учителя на уроке .
Форма работы : индивидуальная, групповая, фронтальная .
Ресурсы урока : учебник, интерактивная доска (экран) , компьютер
Этапы урока
№ | Этапы урока | Время |
1 | Мотивация (самоопределение к учебной деятельности | |
2 | Актуализация и пробное учебное действие | |
3 | Выявление места и причины затруднения | |
4 | физкультминутка | |
5 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | |
6 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | |
7 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
9 | Включение в систему знаний и самопроверка. | |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
Вступительное слово учителя Здравствуйте. Какое у вас настроение?. Вы готовым к новым открытиям? Постараемся работать продуктивно, дружно с хорошим настроением. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. С начала урока дети сидят по группам |
| |
Учитель с помощью вопросов в эвристической беседе устанавливает преемственные связи прежних и новых знаний и применяет их в новой ситуации: -Какую часть речи изучаем ? - Что такое имя существительное? (на слайде написаны слова : стихи, Пушкин, Дон, река, Россия, город, Волгоград, страна) -Что общего в написанных словах? (к какой части речи они относятся) -Чем они отличаются? -Распределите слова в два столбика и запишите в рабочую тетрадь. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Смотрят презентацию. Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой . Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. |
| |
-По какому принципу вы распределили данные слова? -Давайте дополним каждую колонку своими примерами (два ученика у доски). - Какие предметы называют слова в первой группе? (предметы, которых может быть много, однородные) Делается вывод: это имена нарицательные. -Какие предметы называют слова во второй группе? (единичные предметы, индивидуальные). Делается вывод : это имена собственные. Послушайте стихотворение Е .Измайловой . Проверим, кто из вас самый внимательный. _Какие важные дела у большой буквы? ПРОПИСНАЯ БУКВА Буква обычная выросла вдруг. Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела , Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы , города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы. Слушают и обсуждают ответы товарищей |
| |
В воздухе над лужицей Стрекозы быстро кружатся, Взлетают и садятся, На солнышке резвятся. Вот ползёт сороконожка По тропинке на дорожку. Спинка изгибается, Ползет-переливается. | Ученики выполняют движения в соответствии с текстом. (можно назначить ведущего по желанию) |
| |
Формулируется цель совместной учебной деятельности вместе с учащимися. - Какие важные дела у большой буквы? Организует и сопровождает учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся. - Составим , пользуясь материалами учебника, перечень существительных, которые пишутся с большой буквы (стр.58 - 59)
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. |
| |
- Пользуясь материалами учебника стр. 58-59, 62-63 составьте памятку Учитель организует и сопровождает совместную (в группах) учебную деятельность. Помогает и дополняет ответы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одногруппниками делают вывод о том, что существуют собственные и нарицательные имена существительные |
| |
-Вот такие важные дела у большой буквы. Все Имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой. - Итак , на какие две группы делятся имена существительные? - Давайте обратимся к памятке и посмотрим , какие существительные относятся к именам собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры. -Прочитайте в памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают. -Какая особенность написания имен собственных? Выполним упражнение № 529 Выпишите из текста 4 примера имен существительных собственных и имен существительных нарицательных. Измените их по числам. -Какой вывод можно сделать? (имена существительные собственные не изменяются по числам) | Выполняют упражнение № 529. Отвечают на вопросы. Формулируют вывод |
| |
Самостоятельное выполнение упражнения с самопроверкой по памятке. № 539 | Выполняют упражнение№- 539 с последующей коллективной проверкой. Слушают ответы-комментарии друг друга, , оценивают их. |
| |
Тест по проверке усвоения изученного на уроке. Я читаю вопрос , а дети выбирают и записывают букву варианта ответа :
А) однородные предметы Б) единичные предметы
А)с большой буквы Б) с маленькой буквы 3. укажите строку , где все слова пишутся с маленькой буквы А) кузнец, комар, Комаров Б) дом, мама, медведь. 4. Укажите строку , где все имена существительные собственные: А)Кузнецов, Петр, Новгород Б)кузнец, Кузьма, кузов Взаимопроверка : 1б,2б,3б, 4а | Выполняют тест. Проверяют друг друга. Слушают одноклассников, оценивают их, Отвечают на вопросы |
| |
-Что нового узнали на уроке? -Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? - Какие трудности у вас возникали в процессе работы? - Как вы их преодолевали? Как вы себя чувствовали на уроке? -Какое сейчас настроение? | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Список литературы.
УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова «Русский язык» 5 класс (часть2) учебник для общеобразовательных организаций 2 издание Москва «Просвещение» 2020
Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на уроке русского языка "Имена нашего класса"
О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека, знали ещё наши предки. Каково значение твоего имени, почему тебя так назвали, каков смысл вложен в твоё имя – эти вопросы...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Презентация. Организация проекта по русскому языку. Имена собственные.
Виды исследовательской деятельности по русскому языку. Проект "Имена собственные". Микротопонимы и зоонимы....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО...
План-конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок с использованием ЭОР...