Урок русского языка. Имена собственные и нарицательные. 5й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дробот Ольга Ивановна

Урок русского языка в 5 классе основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstv-naritsat.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Дробот Ольга Ивановна

Тема : « Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных».

Предмет : русский язык.

УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова «Русский яык 5 класс» (часть2) учебник для общеобразовательных организаций 2 издание Москва «Просвещение» 2020

Класс : 5 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования)

Тип урока : комбинированный урок.

Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения, технология активных форм обучения (групповая форма работы), технология наблюдения над языком, , здоровьесберегающие технологии.

Цель урока : формирование умения отличать имена собственные от нарицательных, умения правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках )

Задачи :

  • - узнать основание деления существительных на собственные и нарицательные;
  • - узнать правило употребления большой буквы в именах собственных;
  • - узнать о выделении кавычками заглавий книг, газет и т.п.;
  • - научиться распознавать имена собственные и нарицательные;
  • - научиться правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т.п. с большой буквы и заключать в кавычки;
  • - научиться графически обозначать условия выбора верных написаний;
  • - готовить обучающихся к применению полученных знаний в повседневной жизни;
  • - воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимоподдержку, трудолюбие , аккуратность.
  • - содействовать воспитанию ответственности, организованности ;
  • -формировать культуру мышления, воспитывать любовь к родному языку, стремление творчески подходить к решению учебных задач.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- знать основание деления существительных на собственные и нарицательные,

- знать правило употребления большой буквы в именах собственных ,

- знать о выделении кавычками заглавий книг, газет и т.п

-Уметь определять тему урока

-уметь поставить цель и организовать её достижение

- уметь осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, в процессе групповой работы ;

-уметь самостоятельно планировать пути достижения целей , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ;

- развивать рефлексивное мышление , способность к самоанализу и самооценке.

Формировать осознание эстетической ценности русского языка ;

- формировать уважительное отношение к родному языку, гордость за него ;

- формировать стремление к речевому самосовершенствованию ;

-воспитывать потребность сохранять чистоту русского языка ;

- развивать волю, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие и дисциплинированность, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы (рефлексия), участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию , стремление к взаимопониманию

 

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке : Самооценка и оценка учителя на уроке .

Форма работы : индивидуальная, групповая, фронтальная .

Ресурсы урока : учебник, интерактивная доска (экран) , компьютер

Этапы урока

Этапы урока

Время

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

2

Актуализация и пробное учебное действие

3

Выявление места и причины затруднения

4

физкультминутка

5

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

6

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

7

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

9

Включение в систему знаний и самопроверка.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

Вступительное слово учителя

Здравствуйте. Какое у вас настроение?. Вы готовым к новым открытиям? Постараемся работать продуктивно, дружно с хорошим настроением.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

С начала урока дети сидят по группам

  1. Актуализация и пробное учебное действие

Учитель с помощью вопросов в эвристической беседе устанавливает преемственные связи прежних и новых знаний и применяет их в новой ситуации:

-Какую часть речи изучаем ?

- Что такое имя существительное?

(на слайде написаны слова : стихи, Пушкин, Дон, река, Россия, город, Волгоград, страна)

-Что общего в написанных словах?

(к какой части речи они относятся)

-Чем они отличаются?

-Распределите слова в два столбика и запишите в рабочую тетрадь.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания.

Смотрят презентацию. Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой . Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

  1. Выявление места и причины затруднения

-По какому принципу вы распределили данные слова?

-Давайте дополним каждую колонку своими примерами (два ученика у доски).

- Какие предметы называют слова в первой группе? (предметы, которых может быть много, однородные)

Делается вывод: это имена нарицательные.

-Какие предметы называют слова во второй группе? (единичные предметы, индивидуальные). Делается вывод : это имена собственные.

Послушайте стихотворение Е .Измайловой . Проверим, кто из вас самый внимательный.

_Какие важные дела у большой буквы?

ПРОПИСНАЯ БУКВА

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела ,
Букве поручено важное дело .

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки  в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы , города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

 Знакомят с результатами работы. Слушают и обсуждают ответы товарищей

  1. физкультминутка

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся,

Взлетают и садятся,

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка

По тропинке на дорожку.

Спинка изгибается,

Ползет-переливается.

Ученики выполняют движения в соответствии с текстом. (можно назначить ведущего по желанию)

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулируется цель совместной учебной деятельности вместе с учащимися.

- Какие важные дела у большой буквы?

Организует и сопровождает учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся.

- Составим , пользуясь материалами учебника, перечень существительных, которые пишутся с большой буквы (стр.58 - 59)

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

  1. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Пользуясь материалами учебника стр.  58-59, 62-63 составьте памятку

Учитель организует и сопровождает совместную (в группах) учебную деятельность. Помогает и дополняет ответы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одногруппниками делают вывод о том, что существуют собственные и нарицательные имена существительные

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

-Вот такие важные дела у большой буквы. Все Имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

- Итак , на какие две группы делятся имена существительные?

- Давайте обратимся к памятке и посмотрим , какие существительные относятся к именам собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.

-Прочитайте в памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

-Какая особенность написания имен собственных?

Выполним упражнение  № 529

Выпишите из текста 4 примера имен существительных собственных и имен существительных нарицательных. Измените их по числам.

-Какой вывод можно сделать? (имена существительные собственные не изменяются по числам)

Выполняют упражнение  № 529.

 Отвечают на вопросы.

 Формулируют вывод

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение упражнения с самопроверкой по памятке. № 539

Выполняют упражнение№- 539 с последующей коллективной проверкой.

Слушают ответы-комментарии друг друга, , оценивают их.

  1. Включение в систему знаний и самопроверка

Тест по проверке усвоения изученного на уроке.

Я читаю вопрос , а дети выбирают и записывают букву варианта ответа :

  1. Имена существительные собственные называют:

А) однородные предметы

Б) единичные предметы

  1. Нарицательные существительные пишутся :

А)с большой буквы

Б) с маленькой буквы

        3. укажите строку , где все слова пишутся с маленькой буквы

А) кузнец, комар, Комаров

Б) дом, мама, медведь.

        4.  Укажите строку , где все имена существительные собственные:

А)Кузнецов, Петр, Новгород

Б)кузнец, Кузьма, кузов

Взаимопроверка : 1б,2б,3б, 4а 

Выполняют тест. Проверяют друг друга.

Слушают одноклассников, оценивают их,

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

-Что нового узнали на уроке?

 -Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

- Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

Как вы себя чувствовали на уроке?

-Какое сейчас настроение?

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Список литературы.

УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова «Русский язык»  5 класс (часть2) учебник для общеобразовательных организаций 2 издание Москва «Просвещение» 2020

Электронные ресурсы.

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на уроке русского языка "Имена нашего класса"

О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека, знали ещё наши предки. Каково значение твоего имени, почему тебя так назвали, каков смысл вложен в твоё имя –  эти вопросы...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Презентация. Организация проекта по русскому языку. Имена собственные.

Виды исследовательской деятельности по русскому языку. Проект "Имена собственные". Микротопонимы и зоонимы....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....