Конспект урока по теме "Мое отношение к прозвищам"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока по развитию речи в 7 классе (русский язык). Тема урока предполагает 2 учебных часа, первый - подготовка к сочинению-рассуждению, второй -классное сочинения. материалы урока включают в себя отрывки из художественных произведений и отрывок из фильма Родлана Быква "Чучело".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_moe_otnoshenie_k_prozvishcham.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение – рассуждение «Мое отношение к прозвищам»
Цели: - способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся;
- продолжить обучение рассуждению на дискуссионные темы;
- развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли;
- способствовать развитию умений составлять план текста, аргументировать свое мнение;
Личностные УУД: Принятие собственной точки зрения по проблеме;
Познавательные УУД: Извлечение информации, построение речевого высказывания;
Коммуникативные УУД: Умение связно и точно выражать свои мысли.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности композиции текста-рассуждения; уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Модель урока.
Предварительная подготовка. Учащиеся получают накануне урока домашнее задание : упр.238 (дополнительные задания к заданиям учебника: Озаглавить текст, определить его тему и идею)
- Проверка домашнего задания. Актуализация и пробное учебное действие.
ПК
Возможные варианты заголовка текста.
«Прозвища», « Опасны или не опасны прозвища?» «Имя или прозвище?»
Тема : ребята любят придумывать прозвища
Идея: автор предлагает поразмышлять: опасное это или забавное явление, герой уверен, что не опасное, п\ч оно позволяет узнать о человеке больше, чем имя.
- Дискуссия на тему «Опасны ли прозвища?»
- А как вы , ребята, относитесь к прозвищам? Считаете ли их опасными? Откуда они берутся?
Индивидуальные домашние задания.
А) Происхождение фамилий.
Итак, оказывается, прозвища – это источник многих русских фамилий, и чем древнее род человека, тем больше шансов на то, что его фамилия когда-то была всего лишь забавным прозвищем.
Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств
(по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Затем в XIV–XV веках приобрели фамилии московские удельные князья и бояре. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит
от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы, Скрябины (боярин Скряба Травин, Тимофей Григорьевич) и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем. Боярские и дворянские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. Его родоначальниками были жившие в XIV веке Андрей Иванович Кобыла (его брат Федор Иванович Шевляга – основатель древнего боярского рода Трусовых (от Матвея Труса, XV век) и др.) и Федор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Федора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-фамилию Кошкины (впрочем, не все: его сын Александр Беззубец стал родоначальником Беззубцевых, а другой сын Федор Гольтяй – родоначальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович. Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Федора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Федоровича (царя). До конца XVIII – середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. В середине XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861году, формируются фамилии у большинства крестьян. Процесс
приобретения фамилий в основном завершился только
к 30-м годам XX века.
Б) Происхождение имени
У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений.
В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, тогда расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.
Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь, поэтому понятно, что они называли своих первенцев Жданами, Любимами, дочерей — Любашами или Милушами.
Но ведь дети, являясь на свет, доставляют не одну радость. Рождался ребёнок и родители вдруг замечали, что хлопот и забот он принес куда больше, чем забавы. Маленький Ждан— переждан начинает так реветь по ночам, так заставляет убаюкивать и укачивать себя, не дает спать ни отцу, ни матери, что при его «наречении» на ум приходят совсем не такие благодушные имена.
В древних грамотах постоянно встречаются то Будилко, то Неупокой, и Шумило, и Томило, даже Крик, Гам, Звяга и Бессон
Этот обычай очень древен, и свойствен он был далеко не только нашему народу. Еще в первые века христианства церковный мудрец Ориген советовал запутывать демонов: называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Еще умнее, казалось ему, то же самое имя перевести на другой язык: окрестили Хоздазатом («дар божий»), а зовут Феодором (тоже «божий дар»).
Иногда такие хитрости бывали весьма сложными. После рождения дитяти у нас на Руси разыгрывался целый смешной спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверяя, что нашел подкидыша. Все домашние поносили и того, кто подбросил ребенка, и самого малыша, и нарекали его соответственно, скажем, Найденом или Ненашем. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются - ведь им он чужой!
Эти очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами -прозвищами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил.
В) Прозвища.
Кроме имен у людей есть прозвища. При изучении истории мы часто сталкиваемся с прозвищами не простых людей, а исторических личностей. Прозвища знаменитостям даются иногда при жизни народом или современниками, а иногда после их смерти - историками. Исторические прозвища отражают, какие -либо личные качества, заслуги людей, исторические события или даются по названию местности, где родился, правил или совершил какое-то из деяний исторический персонаж. Перечислим некоторых.
Александр Великий, которого чаще почему -то именуют Македонским (эту кличку ему дали историки), приобрёл свои прозвища по причине создания великой империи, когда во главе древних варваров-македонцев совершил ряд победоносных войн. Любил он воевать.
Ярослав Мудрый (ум. 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. При его правлении прочным и могущественным было международное положение Руси.
Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).
Ярослав Осмомысл – Ярослав Владимирович Галицкий –тесть князя Игоря Новгород-Северского, отец Ярославны. Летописец так его характеризует: «бе же князь мудр и речен языком, и богобоще, и честен в землях и славен полны» (Ипатьевская летопись, 1187г.)
Осмомысл – знал восемь языков, был умен за восьмерых, «заботен восемь мыслей».
Николай I Палкин – получил своё прозвище, так как ввёл в армии «палочную» систему.
Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)
Иван Грозный (Иван IV, Васильевич) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. В западно-европейских языках прозвище Ивана IV – Грозный – переводится как «ужасный».
Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.
- Целеполагание.
- Ребята, к сожалению, время урока ограничено, и мы не успеем выслушать точку зрения каждого, а проблема интересная! Я предлагаю вам записать свое мнение в форме сочинения.
– К какому типу речи будет относиться наше сочинение?
(Рассуждение.)
4. Повторение теоретических сведений о тексте-рассуждении.
- Как построен текст-рассуждение? Из каких частей он состоит?
(Тезис, аргументы, вывод)
5.Подготовка к созданию плана сочинения
– Давайте назовем шаги, которые помогут нам сделать наше рассуждение не только грамотным, но и убедительным для читателей.
- Сформулируйте тезис, выразив свое отношение к прозвищам.
Работа с таблицей
- Определить основную мысль (тезис) своего рассуждения.
Прозвища - это обидно, оскорбительно.
Прозвища – это весело.
2. Подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования.
Главное – уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме.
– Что же это могут быть за доказательства? (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.)
Прозвища-это обидно | Прозвища – это весело |
Человек утрачивает имя, полученное от родителей, Прозвище заслоняет смысл имени. | Произнося прозвище, окружающие вспоминают приятные моменты, с которыми оно было связано. |
Прозвища не всегда отражают лучшие черты характера | Прозвища отмечают отличительные черты характера человека, его поступки |
Прозвища могут быть обидными | На неприятное и обидное прозвище можно не откликаться. Прозвище поможет человеку увидеть себя со стороны. |
Вывод: лучше прозвища не давать и на них не откликаться. | Вывод: прозвище не вредит человеку, оно похоже на игру. |
3. Подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен).
– Итак, ребята, мы пришли к выводу о том, что сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.
6.Составление плана.
- Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?
Приложение
1) Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
(Марина Цветаева)
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
(Анна Ахматова)
2) « И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил Кожемяка печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их. («Повесть временных лет»: «Сказание о Кожемяке». Прозвище Кожемяка дано по профессии (перед выделкой кожа животного должна стать мягкой), также оно указывает на необыкновенную силу юноши).
«Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе…
Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Мужичок в мешочке – Митраша – мальчик маленький, но серьёзный и хозяйственный, по характеру упрямый. Золотая курочка – Настя – хлопотливая хозяюшка. Внешне, словно золотая: волосы у неё отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки).
3) «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем, но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как жил он в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру». (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
4) Ему открыла девочка в черных шерстяных брюках и в синем свитере. Петины мечты о бледной красавице сразу рухнули. Перед ним была известная всей школе Машка, по кличке "Самбо". Говорили, что ее двоюродный брат увлекается этим видом борьбы и Машка научилась от него всем приемам. Она славилась не только ловкостью и силой, но и вспыльчивостью. Даже самые отчаянные мальчишки боялись ее задевать, потому что она бросала их через голову. (Ю. Сотник «Машка, Самбо и Заноза»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"
Целевые установки: предметные:Дать возможность осмыслить знакомое с 3 класса выполняемое действие сравнения чисел и величин , с точки зрения нового понятия – «отношения». Установить связь новой т...
конспект урока по математике "Отношения", 6 класс
Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций....
конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу"
конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу" по Всемирной истории для 7 класса по программе "2100"....
Конспект урока по теме "Отношение величин " + презентация. Математика 6 класс.
Урок-открытие новых знаний. Ребята в процессе занятия сами подходят к определению "отношения". Решая задачи, убеждаются в значимости нового понятия и узнают удивительные факты из мира животных. Урок с...
Конспект урока по теме "Отношение и пропорция"
Через различные виды деятельности и выполнение упражнений систематизировать и проверить знания по теме: Отношения и пропорции. Познакомиться с понятием "Золотое сечение"....
Конспект урока на тему "Отношение чисел"
Конспект урока на тему "Отношение чисел"...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...