конспект урока по математике "Отношения", 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Спицына Татьяна Дмитриевна

Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_otnosheniya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Отношения»

Составила и провела учитель математики Спицына Т.Д.

Цели урока:

  1. Обучающая:
  1. формирование знаний о  применении отношений в других науках и в практической жизни,
  2. научить применять знания при решении текстовых задач,
  3. формирование навыков работать самостоятельно,
  4. формирование навыков анализа полученных результатов и умения делать выводы,

      2) Развивающая:

  1. развивать математическую речь,

     3) Воспитывающая:

  1. прививать интерес к предмету,
  2. воспитывать чувство сопереживания, уважения мнения других, умения слушать товарищей.

1. Целеполагание и мотивация.

   Вы многое знаете про отношения, так как хорошо поработали на предыдущих уроках. Но знаете ли вы, что отношения часто применяются в других науках, не только в математике и даже в практической обычной жизни? Так что вам предстоит сделать сегодня? (Узнать это)).(На доске запись «применение»).

Кроме того вы видите, что учебник математики не заканчивается темой «отношения», он продолжается дальше и его содержание построено в логической последовательности, когда из одной темы следует другая. Чтобы этот переход был для нас плавным и понятным, что нам нужно сделать уже на сегодняшнем уроке? (Подготовиться к изучению следующей темы). (На доске запись «подготовиться»).

2. Актуализация знаний и умений.

(Слайд 1)На слайде я записала дробь 5/8. И попрошу ответить вас ответить на вопросы.

  1. Что показывает эта дробь? (Во сколько раз первое число больше второго)
  2. Как можно ответить на мой вопрос иначе? (Какую часть первое число составляет от второго)
  3. Как можно ответить ещё? (Во сколько раз второе число меньше первого)
  4. А как ещё можно назвать эту запись? (Отношение)
  5. Что же называют отношением двух чисел? (Их частное).

А записала я это отношение  не случайно. Это очень необычное отношение. У него даже есть собственное имя. Кто знает это имя? Это отношение выражает собой «золотое сечение». Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры - храм Парфенон (V в. до н. э.) в Афинах  имеет отношение высоты здания к его длине равное 5/8. Вы видите, что отношения используются в архитектуре. Многие художники использовали «золотое сечение» при создании своих полотен. (Слайд 2)

(Слайд 3) На слайде ещё одно отношение 8/5. Что вы можете сказать о полученной паре отношений? (Это взаимно обратные отношения). А теперь несколько ПОЧЕМУ и КАК?

Почему? (Их произведение равно 1).

Я дописываю к 5м и к 8м. Можно ли найти значение такого отношения? (Можно)

Почему? (Одинаковые единицы измерения)

А теперь я припишу к 5м, а к 8см. Можно ли найти такое отношение? (Можно).

Как? (Перевести единицы измерения к одной и той же)

А теперь я припишу к 5 литры, а к 8 часы. Можно ли найти такое отношение? (Нет).

Почему? (Часы и литры нельзя перевести в одну единицу измерения).

Как узнать, сколько процентов 8 составляет от 5? (8 разделить на 5 и ответ перевести в проценты).

Посчитайте сколько процентов выражает это отношение. (160%)

Я записываю ещё одно отношение 10/16. Сравните его с двумя первыми. (Оно равно 5/8).

Почему? (Можно сократить на 2, получится 5/8)

Что вы использовали при сокращении? (Основное свойство дроби).

Итак, я ставлю между ними знак равенства, а как называются такие равенства и какими интересными свойствами они обладают, вы узнаете уже на следующем уроке.

Вам было дано творческое задание «Отношения и …», в которых вы должны были рассказать о том, где применяются отношения. Сейчас мы посмотрим несколько презентаций, а остальные я проверю самостоятельно.

(на уроке были просмотрены сообщения «Отношения в архитектуре», «Отношения и физика», «Отношения в геометрии», «Живопись и отношения»)

Спасибо, ребята! Вы отлично потрудились. Нам было очень интересно узнать о применении отношений в жизни. Ну, а сейчас я предлагаю вам решить две задачи по вариантам. I вариант – задача № 270, II вариант – задача № 271. Вы можете советоваться с консультантами. После решения я задам вам несколько вопросов.

Итак, задачи решены. Спасибо консультантам. А теперь вопросы.

Вопросы I варианту

ответы

Вопросы II варианту

ответы

Как вы думаете, который из рабочих работал лучше?

Первый

О ком идёт речь в задаче?

О брате и сестре

О ком идёт речь в задаче?

О рабочих

Что говорится о них?

Что они распределяли между собой деньги

Что говорится о них?

Что они распределяли заработок

Как они распределили деньги?

Сестра получила в три раза больше, чем брат

В чём представлен в задаче заработок?

В процентах

какую часть денег получил брат?

1/4

Какой вопрос задачи

Сколько % составляли заработок первого от заработка двух других

А сестра?

3/4

Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Какой заработок получил первый и какой - второй с третьим вместе

Какой вопрос задачи?

Сколько % всех денег получила сестра и сколько брат

как вы решите задачу?

Разделим заработок первого на заработок второго и третьего

Как на него ответить?

1/4 и ¾ перевести в проценты

Как можно ответить иначе?

Найдём отношение заработка первого к заработку второго и третьего

По условию задачи кто получил денег больше?

Сестра

Что нужно знать, чтобы посчитать общий заработок второго и третьего?

Сколько получил каждый из них

Можно ли было решить задачу иначе?

Составлением уравнения, х – часть брата, 3х – часть сестры, 1 – вся сумма, х+3х=1

Что сказано в условии сделать с ответом?

Округлить до десятых

сколько процентов составил его заработок от общего заработка двух других?

70%

Какой ответ вы получили – точный или приближённый?

Приближённый

А можно ли было получить точный ответ? Как?

2/3 и перевести в проценты 200/3%=66%

Молодцы! А теперь перед работой с тестами мы должны расшифровать слово, которое  закодировано на слайде. Чтобы расшифровать его, надо правильно решить пять устных примеров. По полученному вами ответу вы выбираете первую букву и т.д.(Слайд 4)

  1. найти отношение 16 к 8 (2),                             У
  2. округлить до сотых 2,345 (2,35),                      Д
  3. найти отношение, обратное 7/12 (12/7),          А
  4. какую часть составляет 3 от 15 (1/5),              Ч
  5. сколько процентов составляет 12 от 6 (200)   И. 

М

Е

Г

А

Ч

У

Д

И

К

-7/12

2,34

½

12/7

1/5

2

2,35

200

5

Удача вам пригодится сегодня при проверке ваших знаний и умений. Однако помните – удача не любит ленивых!(Учащимся предлагается решить тесты по вариантам и проверить их самостоятельно – Слайд 5).

Рефлексия.

Итак, какую работу вы проделали сегодня? («Применение», «подготовились», «прошли тест»)

Если вы хорошо чувствовали себя на уроке, то нарисуйте в тетрадочках весёлый смайлик, если не очень – то грустный, если вам было не по себе – то ничего не рисуйте.

Домашнее задание.

Запишите в дневниках задание на дом по вариантам: 1)   № 722 (а, б), 718. 2)   № 722 (в, г), 723.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...