Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: сформировать умение различать повествовательные, вопросительные, побудительные предложения и использовать их в собственной речи в соответствии с коммуникативной задачей.
Задачи урока: повторить изученный ранее материал о признаках предложения, приобрести через проблемную ситуацию знания об особенностях разных по цели высказывания предложений, освоить понятие «риторический вопрос», сформировать понимание необходимости знаний о видах предложений по цели высказывания, закрепить полученные знания на практике, осуществить рефлексию учебной деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Автор: Маврина Дарья Витальевна.
Класс: 5.
Цель: сформировать умение различать повествовательные, вопросительные, побудительные предложения и использовать их в собственной речи в соответствии с коммуникативной задачей.
Задачи: повторить изученный ранее материал о признаках предложения, приобрести через проблемную ситуацию знания об особенностях разных по цели высказывания предложений, освоить понятие «риторический вопрос», сформировать понимание необходимости знаний о видах предложений по цели высказывания, закрепить полученные знания на практике, осуществить рефлексию учебной деятельности на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. под редакцией Н. М. Шанского, раздаточный материал (фрагменты произведений В. Г. Распутина «Последний срок», «Уроки французского», «Я забыл спросить у Лёшки»; иллюстрации В. Гальдяева к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
Создание эмоционального настроя. Введение в работу. | Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». | Здравствуйте. | 2 минуты. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выпишите предложения из упражнения № 1, представленного в раздаточном материале. | 1) Гостинцы мне никакие не привезли. 2)Гостинцы мне никакие не привезли? (В. Г. Распутин «Последний срок) 3)Гостинцы мне какие-нибудь привезите. | 3 минуты. |
Катя, прочитай предложения. | Чтение предложений. | ||
Каково назначение предложений вообще? | При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами. | ||
По каким ещё признакам можно определить, что синтаксические единицы в упражнении № 1 действительно являются предложениями? | Предложения имеют грамматические основы («не привезли», «не привезли», «привезите»), все слова в предложениях связаны по смыслу и грамматически, имеется характерная интонация конца предложения. | ||
Молодцы! | |||
Создание проблемной ситуации. Цель: побудить учащихся к определению темы и цели урока. | Скажите, чем отличаются эти предложения? | В первом предложении содержится сообщение, во втором – вопрос, в третьем – просьба. Кроме того второе предложение отличается от первого и третьего пунктуационным знаком конца предложения. | 3 минуты. |
Правильно. Предложения различаются по цели высказывания. | |||
Ваня, прочитай ещё раз выразительно предложения. | Чтение предложений. | ||
Что помогает нам определить, что предложения действительно разные по цели высказывания? | Все предложения произносятся с различной интонацией. | ||
Правильно. Как вы думаете, какова цель нашего урока? | Цель нашего урока – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания, сформировать умения различать разные по цели высказывания предложения и использовать их в собственной речи. | ||
Поиск решения проблемной ситуации. Цель: самостоятельное исследование учащимися проблемной ситуации. | Совершенно верно. Давайте обратимся к учебнику и узнаем, какие бывают предложения по цели высказывания. Откройте учебник на странице № 70. Лена, прочитай правило. | Чтение правила. | 6 минут. |
Что нового вы узнали из правила? | По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложения, в которых содержится сообщение о чём-либо, называются повествовательными. Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными. Предложения, в которых содержится побуждение кого-либо к действию, приказ, просьба, называются побудительными. | ||
Напишите рядом с каждым из трёх предложений, каким оно является по цели высказывания. | Выполнение задания в рабочих тетрадях. | ||
Лера, озвучь то, что у тебя получилось. | Первое предложение по цели высказывания повествовательное, второе – вопросительное, третье – побудительное. | ||
Все согласны с Лерой? | Да. | ||
Какие интонации прослеживаются в каждом из трёх видов предложений по цели высказывания? | Повествовательная, вопросительная, побудительная интонации. | ||
Придумайте любое повествовательное, вопросительное или побудительное предложение. Маша, озвучь своё предложение. | Родители сходили на выставку антиквариата. | ||
Лёша, преобразуй предложение Маши в иное по цели высказывания предложение. | Повествовательное предложение Родители сходили на выставку антиквариата можно преобразовать в вопросительное Родители сходили на выставку антиквариата? и побудительное Родители, сходите на выставку антиквариата. | Аналогичная деятельность других учащихся. | |
Первичное закрепление нового материала. Цель: организация усвоения учащимися нового учебного материала, нового способа действий при решении задачи с проговариванием во внешней речи. | Посмотрите на упражнение № 2 в раздаточном материале. Сейчас мы будем с вами характеризовать каждое предложение с точки зрения цели высказывания. | 1)– Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня? – Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было («Уроки французского» В. Г. Распутин). 2)– Михаил, иди-ка сюда. – Что там такое? («Последний срок» В. Г. Распутин). 3)Это пустяки. Ты напиши. Я жду и жду. («Я забыл спросить у Лёшки» В. Г. Распутин). 4)Матушка ты моя, матушка-а! Да открой же ты свои глазыньки-и! («Последний срок» В. Г. Распутин). 5)Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное? – Вы… выигрываю («Уроки французского» В. Г. Распутин). | 10 минут. |
Настя, прочитай первый отрывок произведения. | Чтение. | ||
Какой вид речи представляет собой этот отрывок? | Диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. | ||
Настя, охарактеризуй каждое предложение в этом отрывке с точки зрения цели высказывания, обоснуй своё мнение. | Предложение Ой, как неудачно по цели высказывания является повествовательным, так как содержит в себе сообщение и произносится с повествовательной интонацией. Предложение Вчера упал или сегодня? по цели высказывания является вопросительным, так как содержит в себе запрос информации и произносится с вопросительной интонацией. Предложения Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат в себе сообщение и произносятся с повествовательной интонацией. | ||
Все согласны с Настей? | Да. | ||
Спасибо. Коля, прочитай следующий отрывок художественного произведения. | Чтение. | Аналогичная деятельность других учащихся. Обратить внимание школьников, что во фрагменте № 4 Матушка ты моя, матушка-а! является обращением, а не предложением. | |
Охарактеризуй каждое предложение в этом отрывке с точки зрения цели высказывания, обоснуй своё мнение. | Предложение Михаил, иди-ка сюда по цели высказывания является побудительным, так как содержит в себе побуждение к действию и произносится с побудительной интонацией. Предложение Что там такое? по цели высказывания является вопросительным, так как содержит в себе запрос информации и произносится с вопросительной интонацией. | ||
У кого-нибудь есть замечания к Коле по его ответу? | Нет. | ||
В побудительном предложении содержится совет, приказ, просьба или приглашение? | В побудительном предложении содержится просьба. | ||
Обращайте на это своё внимание при анализе предложений с точки зрения цели высказывания. Посмотрите на вопросительное предложение. Одним из средств выражения вопросительности является интонация. Какое ещё средство выражение вопросительности имеется в этом предложении? | Вопросительное местоимение что. | ||
Совершенно верно. Местоимения, местоимённые наречия, частицы являются также средством выражения вопросительности. Отмечайте это при анализе предложений с точки зрения цели высказывания. | |||
Лера, прочитай выразительно текст № 3. | Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре. | ||
Узнаёте текст? | Это отрывок их произведения В. Г. Распутина «Уроки французского». | ||
Молодцы! Как можно озаглавить текст? | Наука жизни, Вырваться вперёд, Игра и др. | ||
Есть ли в тексте вопросительные предложения? | Да. Вопросительное предложение «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед?» | ||
Скажите, этот вопрос направлен на получение ответа ожидает ли говорящий ответа на свой вопрос? | Нет. Вопрос является компонентом размышлений героя. | ||
Совершенно верно. Вопросительное по форме предложение не направлено на получение ответа, оно содержит в себе отрицание. Сравните: Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед?, Мне неоткуда было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед. Согласны ли вы с таким сравнением? |
| ||
Предложения, которые имеют вопросительную форму, но не предполагают ответа, называются риторическими вопросами. Риторический вопрос может выражать отрицание, утверждение, эмоцию, оценку, размышление, побуждение. Например, утверждение заключено в предложении Если бы ты тут жил, а к тебе бы, главно, медведи без спросу приперлись, на твою территорию, – тебе что, неинтересно было бы? И ты бы так же бродил. Сравните: Если бы ты тут жил, а к тебе бы, главно, медведи без спросу припёрлись, на твою территорию, – и тебе интересно было бы. Отрицательная оценка заключена в предложении Иди, иди. Какой из тебя теперь работник! Нашел о чем говорить! (Деньги для Марии). Сравните: Иди, иди. Плохой из тебя теперь работник! Нашел о чем говорить! Подумайте, какое значение заключено в вопросительном по форме предложении из следующего отрывка: Воронцов выгнул колесом грудь и закричал: – Чего вы тут расшумелись? Чего расшумелись? Это вам не базар! (Прощание с Матёрой) | Предложение Чего вы тут расшумелись? имеет вопросительное форму, но значение побуждения к прекращению действия, запрет. Предложение можно преобразовать: Не шумите тут! | ||
Совершенно верно! Давайте запишем в тетрадях определение: «Риторический вопрос – это вопросительное по форме предложение, не предполагающее ответа, а выражающее отрицание, утверждение, побуждение, эмоцию, оценку или размышление». | Запись в тетрадях. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: организация самостоятельного выполнения задания, самопроверка и исправление ошибок. | Ваня, прочитай выразительно текст № 4, взятый из того же произведения В. Г. Распутина, что и предыдущий отрывок. | Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, самое главное я усвоил, язык мой отмяк и зашевелился, остальное со временем добавилось бы на школьных уроках. Впереди годы да годы. Что я потом стану делать, если от начала до конца выучу все одним разом? Но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, вовсе не считала нашу программу выполненной, и я продолжал тянуть свою французскую лямку (Уроки французского. В. Г. Распутин). | 12 минут. |
Есть ли в тексте риторические вопросы? | Да. Предложение Что я потом стану делать, если от начала до конца выучу все одним разом? представляет собой риторический вопрос со значением отрицания (Нечего потом мне станет делать, если от начала до конца выучу все одним разом?). | ||
Правильно. Попробуйте теперь самостоятельно дописать текст № 4 (4-5 предложений) так, чтобы в нём появились другие риторические вопросы. Обведите риторические вопросы карандашом и подпишите, какое значение они выражают (отрицание, утверждение, побуждение, эмоция, оценка, размышление). Посмотрите на иллюстрации художника В. Гальдяева, на которых изображены мальчик и Лидия Михайловна. Возможно, иллюстрации вас вдохновят. | Выполнение задания рабочих в тетрадях. | ||
Давайте проверим, что у вас получилось. Кристина, прочитай, пожалуйста, своё продолжение текста выразительно. | Разве будешь спорить со школьной учительницей? Я ходил к ней каждый вечер, и через пару недель Лидия Михайловна просто восхищалась моей речью на французском языке. Она говорила, что я талантливый ребёнок. Да какой я талантливый? Мне просто хотелось поскорее прекратить эти занятия, потому приходилось изо всех сил трудиться, чтобы Лидия Михайловна увидела безупречный результат и освободила меня от ежедневных занятий. | Аналогичная деятельность других учащихся. | |
Молодец, Кристина. Какие риторические вопросы есть в твоём тексте и какое значение в них заключено? | Риторический вопрос Разве будешь спорит со школьной учительницей? имеет значение отрицания (Со школьной учительницей не будешь спорить). Риторический вопрос Да какой я талантливый? имеет оценочное значение. | ||
Включение нового материала в систему знаний. Цель: включение нового материала в систему знаний, повторение и закрепление изученного. | Молодцы! Придумайте по одному вопросу, касающемуся темы сегодняшнего урока, своему соседу по парте. | 4 минуты. | |
Юля, задай свой вопрос Антону. | Антон, какие бывают предложения по цели высказывания? | ||
Антон, отвечай. | По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. | ||
Молодец! Наташа, задай свой вопрос Серёже. | Серёжа, что такое риторический вопрос? | Аналогичная деятельность других учащихся. | |
Серёжа, отвечай. | Риторический вопрос – это вопросительное по форме предложение, не предполагающее ответа, а выражающее отрицание, утверждение, побуждение, эмоцию, оценку или размышление | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Молодцы! Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили в начале урока? | Целью нашего урока было сформировать умения различать предложения по цели высказывания и использовать их в собственной речи в соответствии с коммуникативной задачей. | 5 минут. |
Достигли ли мы этой цели? Если да, то как мы двигались к её достижению? | Мы достигли цели урока. Для этого наблюдали за языковыми единицами в отдельных предложениях и в художественном тексте, выявляли отличительные особенности разных по цели высказывания предложений, конструировали свои предложения и реконструировали чужие, изучали теоретический материал учебника, выявляли на языковом материале средства выражения вопросительности, конструировали текст, определяли значения, которые выражают риторические вопросы. Придумывали друг другу вопросы по теме урока. | ||
Для чего нам нужны знания о видах предложений по цели высказывания? | Полученные на уроке знания необходимы нам для правильного употребления тех или иных по цели высказывания предложений в определённой речевой ситуации в соответствии с коммуникативной задачей, для понимания цели высказывания собеседника, а также для понимания смысла, заложенного в письменной речи, в том числе в художественном произведении. | ||
Молодцы. Дома выучите теоретический материал учебника на с. № 70, а также определение понятия «риторический вопрос». Вспомните и напишите в две колонки пословицы, которые представляют собой предложения повествовательные по цели высказывания и пословицы, которые представляют собой предложения побудительные по цели высказывания. Например, пословица Семь раз отмерь, один раз отрежь представляет собой побудительное предложение, поэтому записываете её в первую колонку. Пословица После драки кулаками не машут представляет собой повествовательное предложение, поэтому записываете её во вторую колонку. Домашнее задание всем понятно? | Да. | ||
Все сегодня хорошо позанимались. Спасибо за урок. До свидания! | До свидания! | Выставление отметок за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания
Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....
Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"
Урок для 5 класса...
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока ФГОС по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по теме высказывания"...
Конспект урока русского языка "Виды предложений по цели высказывания" 5 класс
На уроке формируется навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....
Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания...