Конспект урока русского языка "Виды предложений по цели высказывания" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
На уроке формируется навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_po_tseli_vyskazyvaniya.docx | 24.94 КБ |
vidy_predlozheniy_po_tseli.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Виды предложений по цели высказывания. Урок в 5 классе
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
- Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
- Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
- Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
3.Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
- Проблемное изложение
- Частично-поисковый
- Словесный
- Самоконтроль
- Наглядно-вербальный
- Диалогический
- Эвристический
- Творческий
Ход урока.
1 этап. Организационный.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будем тему изучать
И пятёрки получать!
Садитесь, открывайте тетради и записывайте число, классная работа
2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, вспомните наш предыдущий урок. Вспомните, как мы составляли предложение и с чем их сравнивали. С чем мы сравнивали предложение?
- Если бы у вас была сейчас возможность выйти в парк и сфотографировать осенний день, что бы вы сняли? (осенние листья, прогулку по парку, дорожку в листьях).
Осенние листья
Прогулка по парку
Дорожка в красивых листьях
- Что это такое? (словосочетание)
- Что такое словосочетание?
- Достаточно ли словосочетания, чтобы описать какое-то событие, фрагмент действительности? (нет)
- А что для этого нужно? (предложение)
- Что такое предложение?
- Обратите внимание на этот цвет листвы.
-Кто из вас знает, как его правильно назвать? (багровый, багряный)
(багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска)
-Многие писатели и поэты в своих произведениях используют это слово.
Послушайте:
Роняет лес багряный свой убор.
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
-Что я вам прочитала? (стихотворение)
- А если мы рассмотрим с точки зрения синтаксиса? (текст)
- Так что же такое текст?
- Из чего состоит текст? (из предложений)
Давайте еще раз обратимся к предложениям, которые мы уже читали. Какие знаки препинания стоят в конце этих предложений?
Ученик: Цели высказывания этих предложений:
- Спросить
- Попросить о чём-либо
- Сообщить
Учитель: Правильно, так как вы думаете, какова тема нашего урока?
3 этап. Целеполагание.
Ученик: Тема нашего урока – Виды предложений по цели высказывания.
Учитель: Верно, запишем число и тему в тетрадь. А к чему мы должны будем стремиться, что нам нужно обязательно узнать на уроке?
Ученик: Нам нужно узнать, какие виды предложений по цели высказывания бывают.
Научиться различать эти предложения.
Научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений. Давайте начнем
Запись предложений на доске.
Я видела багряные листья рябины.
А вы видели багровое солнце?
Нарисуй багряный закат.
- Чем похожи эти предложения?
- Чем они различаются? (целью высказывания)
А теперь попытаемся определить их вид по цели высказывания. Какие это предложения? Употребляйте прилагательные.
1-е Повествовательное (если определить не могут, обращаемся к учебнику)
2-е Вопросительное
3-е Побудительное (если определить не могут, обращаемся к учебнику)
- - первое предложение сообщает о чем-либо.
- - второе – содержит вопрос.
- - третье – выражает просьбу.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Хорошо, т.к. возникли некоторые трудности, откроем параграф 29, прочитаем его и создадим опорные сигналы, касающиеся темы урока.
(создание и представление опорных сигналов)
Учитель: Какие прекрасные и познавательные получились у нас подсказки. Молодцы!
Физкультминутка. А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.
Ребята! Мне передали телеграмму, с которой мы должны будем поработать на уроке. Но я никак не могу разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?
5. Актуализация и фиксация знаний в пробном действии.
- Не в…дал ли где на свете ты царевны м…лодой
- Не кручинься, Бог с тобой
- И ц…рица у …кна
Села ждать его одна
Учитель: Что представлено на слайде?
Ученик: На слайде представлены предложения.
Учитель: Докажите, что это предложения.
Ученик: Это предложения, потому что они содержат высказывания о ком-либо или о чём-либо.
Учитель: Верно. А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?
Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель: Давайте вставим пропущенные буквы и устно объясним их написание.
(Ученики выходят к доске и записывают предложения, восстанавливая их)
Учитель: На какую орфограмму были пропущены буквы?
Ученик: Буквы были пропущены на орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
Учитель: Верно. Попробуем определить цель высказывания предложений, с которыми мы работали. Употребляйте глаголы.
Снова вернёмся к предложениям из сказки Пушкина. Определи виды 2 и 3 предложения по цели высказывания. И докажем, что первое – вопросительное.
Побудительное, потому что содержит в себе просьбу.
Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Поработаем с учебником. Прочитаем первое задание к упр.148.
Читаем предложения. Что между ними общего?
Ученик: Общее между этими предложениями то, что все они по цели высказывания вопросительные.
Учитель: Почему?
Ученик: Эти предложения вопросительные, потому что в них задаётся вопрос, и в конце этих предложений стоит вопросительный знак.
Учитель: Верно.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: игра «ДА/НЕТ»
Прочитайте предложения, определите вид по цели высказывания.
- Суди о человеке по его труду.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Как называются вышеперечисленные предложения?
- Чему учат нас с вами эти предложения?
1-е Повествовательное НЕТ
2-е Вопросительное НЕТ
3-е Побудительное ДА
4-е Повествовательное ДА
5-е Вопросительное ДА
6-е Побудительное НЕТ
8 этап. Творческое задание. Работа в группах.
Учитель: завершающим заданием у нас с вами будет создание посланий для учащихся начальной школы. Эти послания должны быть обязательно поучительного характера.
Итак, объединитесь в группы по 4 человека.
На столах у вас имеется некоторый материал, с помощью которого вы создадите послания.
Обязательно используйте разные по цели высказывания предложения.
(учащиеся работают над созданием посланий)
Посмотрим, что же у вас получилось.
(представление посланий)
Учитель: Очень интересные и поучительные получились у нас с вами послания. Обязательно передадим их в начальную школу.
9 этап. Домашнее задание.
Запишем домашнее задание.
Параграф 29, упражнение 147 для всех.
Задание на выбор:
написать письмо другу, в котором вы расскажете о том, как нужно вести себя музее.
10 этап. Рефлексия.
Что ж урок наш подходит к концу. И ещё об одном попрошу вас. Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие словосочетания помогут вам описать данное фото?
Составьте предложения к данному фото.
Багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска.
Запись предложений
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
Какие словосочетания помогут вам описать данное фото? Составьте предложения к данному фото. Багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска.
Виды предложений по цели высказывания Какие словосочетания помогут вам описать данное фото? Составьте предложения к данному фото. Багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска.
Не в…дал ли где на свете ты царевны м… лодой Не кручинься, Бог с тобой И ц … рица у … кна села ждать его одна
Игра «ДА/НЕТ» Суди о человеке по его труду. Маленькое дело лучше большого безделья. Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Как называются вышеперечисленные предложения? Чему учат нас с вами эти предложения?
Ответы НЕТ НЕТ ДА ДА ДА НЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...
Урок-презентация "Виды предложений по цели высказывания" в 5 классе
Урок-презентация...
План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»
Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...