Имя существительное 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: «Имя существительное».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
1) образовательная цель: повторить и обобщить полученные ранее знания о грамматических признаках имени существительного, формировать умение выделять в речи и правильно употреблять имена существительные;
2) развивающая цель: способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
3) воспитательная цель: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация, карта страны, толковые словари.
Технологии обучения: информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация), игровая технология, технология дифференцированного обучения, значки «Знаток имени существительного».
Ход урока
Этапы урока | Методы и технологии | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организация внимания. 1. Приветствие. 2. Мотивация. 3. Настрой на работу. | Словесный метод ИКТ: мультимедийная презентация (с. 1) | - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок пройдет в не обычной форме, а в форме путешествия по стране «Имя существительное». | Внимательно слушают педагога, готовятся к предстоящей деятельности | Познавательные УУД: формирование интереса к изучаемой теме. Регулятивные УУД: регуляция образовательной деятельности в контексте уважения к личности всех участников образовательного процесса. Коммуникативные УУД: готовность к дальнейшему общению. Личностные УУД: активизация внимания детей. |
II. Обобщение и систематиза-ция знаний. 1. Вступительное слово учителя. 2. Работа по тексту. 3. Самостоятель-ная работа. 4. Фронтальная работа. 5. Работа в группах. | Словесный метод Практический метод: самостоятельная работа. ИКТ: мультимедийная презентация (с. 2) ИКТ: мультимедийная презентация (с. 3) Практический метод Словесный метод: беседа ИКТ: мультимедийная презентация (с. 4) ИКТ: мультимедийная презентация (с. 5) Наглядный материал: карточки с заданиями Практический метод | - Перед Вами карта страны «Имя существительное». Начнем наше путешествие с двух городов: г. Собственный, и г. Нарицательный. 1) Из названия сказки А.С. Пушкина выберите имена существительные, определив, в каком городе живет каждый из них. Запишите в тетрадь жителей по группам: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 2) Путь наш лежит в следующие города, также расположенные по соседству. Прочитайте названия этих городов. Мы действительно приближаемся к городам Одушевленный и Неодушевленный. Выпишите из отрывка всем Вам известной сказки «Колобок» жильцов, которые живут в этих городах. Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький, румяненький! А Колобок запел: - Я по коробу скребён, По сусеку метён, На сметане мешан, Да в масле пряжен, Да на окошке стужён; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От тебя, лиса, и подавно уйду! Продолжим путешествие. Стрелка ведет нас в следующие города. Как они называются? Правильно: Мужской, Женский, а между ними располагается Средний. Придумайте, запишите по три жильца, которые могли бы жить в каждом из этих городов. Как вы определили, кто где живёт? Задание мы выполним по вариантам. Ученики, сидящие в 1-ом ряду, запишут существительные женского рода, сидящие во втором - мужского, сидящие в 3 ряду – среднего рода. Дети записывают слова. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Пора двигаться дальше. Посмотрите, ребята, перед нами два живописных озера. В маленьком озере всех обитателей по одному, а большом – обитатели, которых много. Наверное, вы уже догадались, что это озера Единственного и Множественного числа. Определите, кто из обитателей, в каком озере живет (слайд с ниже перечисленными словами): Карась, щуки, лягушки, уж, сом, сазаны, утки, цапля. - Молодцы, ребята! Нравится Вам наше путешествие? Тогда продолжим его. Посмотрите, какая старинная лестница перед нами. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Назовите название каждой ступеньки (падежи) и падежные вопросы. - Не будем задерживаться, ребята. Переместимся в следующий город - Склонение. В нем есть несколько площадей, связанных названием с изменением имён существительных. Как Вы думаете, сколько площадей в городе? Как они называются? - Кто же должен находиться на каждой из этих площадей? Толпа(1), народ(2), племя(р), животное(2), птица(1), мышь(3), время(р), дочь(3). - А теперь нам предстоит, на мой взгляд, одна из самых интересных экскурсий в город, который называется Знатоки языка. Работа по карточкам в группах по 3 человека. На листочках у Вас, ребята, напечатано по одному слову (слова «невежа» и «невежда»). Задание одинаковое. Вам надо найти нужную словарную статью и записать её на листочек (для этого перед вами лежат толковые словари), сделать его морфологический разбор, составить с ним простое предложение, подчеркнуть в нем имена существительные как члены предложения. Необходимо распределить задания между детьми. | Внимательно изучают карту Собственный: Салтан, Гвидон Салтанович, Лебедь. Нарицательный: сказка, царь, сын, богатырь, князь, царевна. Внимательно слушают задание учителя, самостоятельно выполняют задание Выполняют задание учителя Дети читают написанное, исправляют ошибки, если они есть 1 Склонения, 2 Склонения, 3 Склонения, Разносклоняемая Внимательно слушают задание учителя Выполняют задание в группах | Познавательные УУД: реализация мотивации к усовершенствованию собственных знаний. Регулятивные УУД: регуляция образовательной деятельности в контексте уважения к личности всех участников образовательного процесса. Коммуникативные УУД: ответы на вопросы педагога, высказывание собственной точки зрения, формирование аргументации. Личностные УУД: активизация внимания детей |
III. Итог урока. Рефлексия 1. Фронтальная работа. 2. Рефлексия. 3. Выставление отметок. | Словесный метод Наглядный метод: значки | - Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы хорошо справились с заданиями, поэтому каждый из вас достоин значка «Знаток имени существительного» - Чем вам понравился урок? - Какое задание вызвало наибольшие трудности? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: мотивация к чтению дополнительной литературы по рассматриваемой теме Регулятивные УУД: самоанализ Коммуникативные УУД: ответы на вопросы педагога, высказывание собственной точки зрения, формирование аргументации. Личностные УУД: желание активной самореализации, повышения уровня знаний. |
IV. Домашнее задание. | Словесный метод: объяснение | Предлагаю домашнее задание в двух вариантах. Первое - для тех, кто уверен в своих знаниях, второй - для тех, кто, всё-таки совсем чуть-чуть, в них сомневается. Какой из вариантов вы выберете, зависит только от вас. Запишите домашнее задание: 1 вариант. Написать сочинение-повествование о нашем путешествии. 2 вариант. Написать 6 предложений о нашем путешествии. | Самостоятельная работа детей дома | Развитие всех аспектов деятельности: самостоятельность, память |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...