Имя существительное 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егошин Алексей Андреевич

Урок-игра для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvit_urok-igra.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Имя существительное».

Тип  урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

1) образовательная цель: повторить и обобщить полученные ранее знания  о грамматических признаках имени существительного, формировать умение выделять в речи и правильно употреблять имена существительные;

2) развивающая цель: способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

3) воспитательная цель: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация, карта страны, толковые словари.

Технологии обучения: информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация), игровая технология, технология дифференцированного обучения, значки «Знаток имени существительного».

Ход урока

Этапы урока

Методы и технологии

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организация внимания.

1. Приветствие.

2. Мотивация.

3. Настрой на работу.

Словесный метод

ИКТ: мультимедийная презентация (с. 1)

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок пройдет в не обычной форме, а в форме путешествия по стране «Имя существительное».

Внимательно слушают педагога, готовятся к предстоящей деятельности

Познавательные УУД: формирование  интереса к изучаемой теме.

Регулятивные УУД: регуляция образовательной деятельности в контексте уважения к личности всех участников образовательного процесса.

Коммуникативные УУД: готовность к дальнейшему общению.

Личностные УУД: активизация внимания детей.

II. Обобщение и систематиза-ция знаний.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа по тексту.

3. Самостоятель-ная работа.

4. Фронтальная работа.

5. Работа в группах.

Словесный метод

Практический метод: самостоятельная работа.

ИКТ: мультимедийная презентация (с. 2)

ИКТ: мультимедийная презентация (с. 3)

Практический метод

Словесный метод: беседа

ИКТ: мультимедийная презентация (с. 4)

ИКТ: мультимедийная презентация (с. 5)

Наглядный материал: карточки с заданиями

Практический метод

- Перед Вами карта страны «Имя существительное». Начнем наше путешествие с двух городов: г. Собственный, и г. Нарицательный.

1) Из названия сказки А.С. Пушкина выберите имена существительные, определив, в каком городе живет каждый из них. Запишите в тетрадь жителей по группам:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

2) Путь наш лежит в следующие города, также расположенные по соседству. Прочитайте названия этих городов. Мы действительно приближаемся к городам Одушевленный и Неодушевленный. Выпишите из отрывка всем Вам известной сказки «Колобок» жильцов, которые живут в этих городах.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему лиса:

- Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький, румяненький!

А Колобок запел:

- Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжен,

Да на окошке стужён;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, лиса, и подавно уйду!

Продолжим путешествие. Стрелка ведет нас в следующие города. Как они называются? Правильно: Мужской, Женский, а между ними располагается Средний. Придумайте, запишите  по три жильца, которые могли бы жить в каждом из этих городов. Как вы определили,  кто где живёт? Задание мы выполним по вариантам. Ученики, сидящие в 1-ом ряду, запишут существительные  женского рода, сидящие во втором - мужского, сидящие в 3 ряду – среднего рода. Дети записывают слова. Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

Пора двигаться дальше. Посмотрите, ребята, перед нами два живописных озера.  В маленьком озере всех обитателей по одному, а большом – обитатели, которых много. Наверное, вы уже догадались, что это озера Единственного и Множественного числа. Определите, кто из обитателей, в каком озере живет (слайд с ниже перечисленными словами):

Карась, щуки, лягушки, уж, сом, сазаны, утки, цапля.

- Молодцы, ребята! Нравится Вам наше путешествие? Тогда продолжим его. Посмотрите, какая  старинная лестница перед нами. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Назовите название  каждой ступеньки (падежи) и падежные вопросы.

- Не будем задерживаться, ребята. Переместимся в следующий город - Склонение. В нем  есть несколько площадей, связанных названием с изменением имён существительных.  Как Вы думаете, сколько площадей в городе? Как они называются?

- Кто же должен находиться на каждой из этих площадей?

Толпа(1), народ(2), племя(р), животное(2), птица(1), мышь(3), время(р), дочь(3).

- А теперь нам предстоит, на мой взгляд, одна из самых интересных экскурсий в город, который называется Знатоки языка. Работа по карточкам в группах по 3 человека. На листочках у Вас, ребята, напечатано по одному слову (слова «невежа» и «невежда»). Задание одинаковое. Вам надо найти нужную словарную статью и  записать её на листочек (для этого перед вами лежат толковые словари), сделать его морфологический разбор,  составить  с ним простое  предложение, подчеркнуть в нем имена существительные как члены предложения. Необходимо распределить задания между детьми.

Внимательно изучают карту

Собственный: Салтан, Гвидон Салтанович, Лебедь. Нарицательный: сказка, царь, сын, богатырь, князь, царевна.

Внимательно слушают задание учителя, самостоятельно выполняют задание

Выполняют задание учителя

Дети читают написанное, исправляют ошибки, если они есть

1 Склонения, 2 Склонения, 3 Склонения, Разносклоняемая

Внимательно слушают задание учителя

Выполняют задание в группах

Познавательные УУД: реализация мотивации к усовершенствованию собственных знаний.

Регулятивные УУД: регуляция образовательной деятельности в контексте уважения к личности всех участников образовательного процесса.

Коммуникативные УУД: ответы на вопросы педагога, высказывание собственной точки зрения, формирование аргументации. Личностные УУД: активизация внимания детей

III. Итог урока. Рефлексия

1. Фронтальная работа.

2. Рефлексия.

3. Выставление отметок.

Словесный метод

Наглядный метод: значки

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы хорошо справились с заданиями, поэтому каждый из вас достоин значка «Знаток имени существительного»

- Чем вам понравился урок?

- Какое задание вызвало наибольшие трудности?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД: мотивация к чтению дополнительной литературы по рассматриваемой теме

Регулятивные УУД: самоанализ

Коммуникативные УУД: ответы на вопросы педагога, высказывание собственной точки зрения, формирование аргументации. Личностные УУД: желание активной самореализации, повышения уровня знаний.

IV. Домашнее задание.

Словесный метод: объяснение

Предлагаю домашнее задание в двух вариантах. Первое  - для тех, кто уверен  в своих знаниях,  второй - для тех, кто, всё-таки  совсем чуть-чуть,  в них сомневается. Какой из вариантов вы выберете, зависит только от вас. Запишите домашнее задание:

1 вариант. Написать сочинение-повествование о нашем путешествии.

2 вариант. Написать 6 предложений о нашем путешествии.

Самостоятельная работа детей дома

Развитие всех аспектов деятельности: самостоятельность, память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...