"Неопределенные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Данный урок посвящен теме "Неопределнные местоимения". Проводится он в 6 классе по учебнику под редакцией Е.А. Быстровой. Помимо конспекта уроков, в наличии презентация и рабочие листы для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennye_mestoimeniya_6kl.doc | 54.5 КБ |
k_otkrytomu_uroku.pptx | 570.33 КБ |
zadaniya_dlya_uchenikov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организационный момент.
– Ребята, начинаем урок русского языка. У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Именно с ним мы сегодня будем работать. В этом листе представлены задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Если вы внимательно посмотрите, ваш рабочий лист 1) индивидуален, 2) за правильное выполнение заданий начисляются баллы, 3) в конце урока каждый из вас сам оценит свои знания.
– Запишите в РЛ число, классная работа (С.№2)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую часть речи мы с вами изучаем? (Местоимение)
- Дайте определение понятию «местоимение» (самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, количество, но не называет их).
- Сколько разрядов местоимений существует в русском языке (9)
Вспомним уже изученные нами разряды местоимений. Обращаю ваше внимание на листочек с заданием №1(С.№3).
Первое, что необходимо сделать, это вспомните те разряды, которые нам уже известны. Какие вы можете назвать? (называют).
(после того, как назовут, открывается слайд). Правильно, теперь запишем все разряды в 1 столбик. (Личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно-относительные)
Молодцы. А теперь, обращаю ваше внимание на примеры местоимений, которые представлены на вашем рабочем листе (одновременно слайд). Ваша задача распределить их во второй столбик таблицы. На работу даю вам 3 минуты.
Проверяем (по цепочке) – таблица открывается по мере ответов учеников.
Посчитайте количество слов, правильно распределенных по таблице, это и будет вашим заработанным за 1 задание баллом. Теперь, поставьте в квадратик рядом с этим заданием соответствующий заработанный балл.
Скажите, есть ли местоимения, которые вы не отнесли ни к одному из разрядов? (да, есть; их 2). Назовите их (некто, что-нибудь)
3. Освоение нового материала.
(1)
– Мы выяснили, что у нас остались местоимения, которые не подходят ни к одному из приведенных разрядов. Чтобы нам выяснить, о каком разряде пойдет речь, обратимся к стихотворению Юрия Иосифовича КовалЯ «На яхте» (учитель читает).
(С.№4)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“Скорей возвращайся назад.”
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
-Скажите, о чем это стихотворение? (о путешествии на яхте в открытом море).
Хорошо. А теперь в рабочем листе, оставив строчку для темы урока, ответим на следующие вопросы (СЛАЙД № 5): попутно отвечают.
– Кто плыл на яхте? (кто-то)
– О чём кричали чайки? (о чем-то)
– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)
– Какой дельфин в зелёные волны нырял? (какой-то)
– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)
– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? (СЛАЙД №5)
ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» (С.№5)
(2)
Обратите внимание на слайд и скажите, какова цель нашего урока сегодня? (знать: на что указывают эти местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция) (С.№6)
-Как вы понимаете, что значит, неопределенные местоимения? (невозможно определить о ком или о чем пойдет речь).
- В «Толком словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дано следующее определение понятия «неопределенный», т.е. 1) точно не установленный, 2) не вполне отчетливый. (С.№7)
- Исходя из этого, сформулируйте, пожалуйста, на что будут указывать неопределенные местоимения? (будут указывать на неопределенные лица, предметы, признаки, количества). Запишите, пожалуйста, это в табличку. (С.№8)
Какой разряд? | На что указывает? | На какие вопросы отвечает? | Как изменяется? | Какая синтаксическая функция? |
Неопределенные | На неопределенные лица, предметы, признаки, количества | Падежные вопросы | изменяются по падежам, кроме НЕКТО (И.п.), НЕЧТО (И.-В. п.). «НЕКОТОРЫЙ» изменяются по родам, числам и падежам). | Подлежащее, дополнение, определение. |
Теперь заполним остальные графы таблицы. Смотрим задание №3 в вашем рабочем листе. Дано 2 предложения, которые нужно:
-разберите все предложения по членам.
-найдите в предложениях неопределенные местоимения.
-сделать самостоятельно вывод о том, на какие вопросы отвечают неопределенные местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция. Запишите в оставшиеся столбики таблицы.
3 минуты.
Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил.
Теперь посмотрим, что у вас получилось. Оцениванием свои ответы. За каждое выполненное правильно задание 1 балл.
(3)
Задание №4. Следующее задание имеет несколько вариантов сложности. Начинаете работать с 1 задания. Оно самое простое и дает вам возможность заработать 1 балл. Каждое последующее задание сложнее, но и количество баллов, которые вы можете заработать, больше. Попробуйте свои силы.
На работу даю 3 минуты. Время прошло. Поставьте себе балл, соответствующий заданию, которое вы смогли выполнить.
Суммируйте полученные баллы и поставьте себе оценку.
4. Рефлексия.
Теперь отложите листочки в сторону. Подведем итоги урока.
-Встаньте, если у вас хорошее настроение.
–Повернитесь направо, если неопределенные местоимения указывают на неизвестные, неопределенные лица, предметы, их признаки.
– Повернитесь прямо, если местоимение НЕКТО имеет форму только И.п.
– Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п (НЕТ!!!)
– Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли.
(С.№10).Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Домашнее задание по выбору:
§8, упр. №45(2)
Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему "Неопределённые местоимения».
«РЛ» сдать. Каждому из вас будет поставлена оценка за работу на уроке в соответствии с полученными баллами.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первое марта. Классная работа.
Распредели следующие местоимения по разрядам: Собой, мои, у них, который, чей, некто, вы, таков, что-нибудь, свои, этот, любой, кто, весь. Примеры Разряды У них, вы Личные Собой Возвратные Притяжательные Мой, свои Указательные Этот, таков Определительные Любой, весь Который Вопросительно-относительные Некто, что-нибудь
Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то , наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт. Ю .Коваль «На яхте»
Ответь на вопросы: Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? Какой дельфин в зелёные волны нырял? Тема: НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Каковы цели урока ? НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ у казывают на… изменяются по… с интаксическая функция
Неопределённые местоимения. Неопределенный 1)точно не установленный ; 2)не вполне отчётливый
Исследуй предложение и сделай вывод Неопределенные На неопределенные лица, предметы, признаки, количества Падежные вопросы Изменяются по падежам (кроме НЕКТО (И.п.), НЕЧТО (И.-В. п.)) Местоимения типа «НЕКОТОРЫЙ» изменяются по родам, числам и падежам. Подлежащее, дополнение, определение. НЕКТО ШЕЛ ПО КАКОЙ-ТО ДОРОГЕ И НАШЕЛ НЕЧТО. НЕКОТОРУЮ ЧАСТЬ НАЙДЕННОГО ОН ОТДАЛ ТОВАРИЩУ, А КОЕ-ЧТО БРОСИЛ. Разбери все предложения по членам; Найди неопределенные местоимения . Какой разряд? На что указывает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какая синтаксическая роль?
Домашнее задание 1) §8 2 ) Упражнение №45(2) *3) Составьте из 20 слов словарный диктант на тему «Неопределённые местоимения».
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учени___ 6__: ______________________________________
(число)_______________________________
(вид работы)_________________________________________
Задание №1: заполни второй столбик таблицы примерами местоимений.
Собой, мои, у них, который, чей, некто, вы, таков, что-нибудь, свои, этот, любой, кто, весь.
Разряд | Примеры |
9-10 – 5 баллов | 8 – 4 балла | 7 – 3 балла | 6 – 2 балла | 0-5 – 0 баллов | Сумма балов |
Тема урока: ______________________________________
Задание №2: ответь на вопросы по стихотворению Ю.И. Коваля «На яхте».
– Кто плыл на яхте? _________________________________________________
– О чём кричали чайки? ______________________________________________
– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след?______________________
– Какой дельфин в зелёные волны нырял? _______________________________
– К какому разряду относятся данные местоимения? __________________
Задание №3: заполни таблицу сведениями о неопределенном местоимении.
Какой разряд? | На что указывает? | На какие вопросы отвечает? | Как изменяется? | Какая синтаксическая функция? |
Чтобы заполнить 3,4,5 столбики, выполни следующие задания:
Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил.
1) Разберите все предложения по членам.
2) Найдите в приведенных предложениях неопределенные местоимения.
3) Сделайте устно вывод о том, на какие вопросы отвечают неопределенные местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция. Запишите в оставшиеся столбики таблицы.
3 задания – 1 балл | 2 задания – 1 балл | 1 задание – 1 балл | 0 заданий – 0 баллов | Сумма баллов |
Задание №4.
- Найти в тексте неопределенные местоимения, сверху над ними поставить «+» (1 балл)
- Подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения (2 балла).
- Определите признаки неопределенных местоимений (3 балла).
Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.
*Перевод баллов в оценку:
14-11 баллов | 10-9 баллов | 8-7 баллов | 6 и меньше | Ваша оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"
Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...
Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе
Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...
презентация "Неопределенные местоимения"
презентация по русскому языку, 6 класс...
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...
презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс
Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....
Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».
Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...
Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.
Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....