Речевое развитие учащихся при изучении фонетики
статья по русскому языку (5 класс)

Подковырина Нина Михайловна

В работе собран дидактический материал, отображающий выразительные средства фонетики в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_pri_izuchenii_fonetiki.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие учащихся при изучении фонетики.

Анализировать художественный текст надо начинать прежде всего с его звуковой стороны. Для анализа фонетического уровня текста предпочтительнее стихотворная речь.

  1.  И живут в квартире с нами

Два ежа

И два ужа,

Целый день поют над нами

Два приятеля – чижа

И про наших двух ежей,

Двух ужей

И двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.                       (С. Михалков)

- Какие звуки преобладают в этом тексте и почему?

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

- Почему всем известно, что происходит в квартире автора? Какова основная мысль этого стихотворения?  Как она раскрывается?

(На лексическом уровне: все двенадцать этажей; на фонетическом: обилие шипящих согласных – шум.)

  1. Обвал.

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

   И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

   Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

   Загородил,

И Терека могучий вал

   Остановил

Вдруг, истощав и присмирев,

О Терек, ты прервал свой рев;

Но задних волн упорный гнев

   Прошиб снега…

Ты затопил, освирепев,

   Свои брега…                          (А. Пушкин)

- Какая картина создается в вашем воображении?

-Какие согласные звуки преобладают в стихотворении? Почему? Какие ощущения  вызывают (усиливают) эти звуки?

- Слова какой части речи преобладают и почему?

      3) Большинство стихов Фета это образец благозвучной речи. Какими языковыми средствами создается благозвучие?

     Чудная картина,

     Как ты мне мила:

     Белая равнина,

     Полная луна.

     Свет небес высоких,

     И блестящий снег,

     И саней далеких

     Одинокий бег.                  (А. Фет)

(В благозвучной речи естественно чередуются гласные и согласные звуки, нет стечения труднопроизносимых согласных. Обилие сонорных согласных придает напевность речи).

- Найдите примеры благозвучной речи в стихах Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Есенина.

     4)  Весенняя гроза.

     Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром,

     Как бы резвяся и играя,

     Грохочет в небе голубом.

     Гремят раскаты молодые,

     Вот дождик брызнул, пыль летит,

     Повисли перлы дождевые,

     И солнце нити золотит.

     С горы бежит поток проворный,

     В лесу не молкнет птичий гам,

     И гам лесной и шум нагорный

     Все вторит весело громам.                      (Ф. Тютчев)

- Определите лексическое значение слов ПЕРЛ и НАГОРНЫЙ. Какую картину они помогают нарисовать?

- Какое настроение возникает при слушании этого стихотворения? Какими зкуковыми средствами это настроение создается?

     5) Одним из выразительных средств языка является звукопись. Звуковой образ помогает создать звукоподражание, построенное на употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления изображаемого явления.

     В тишине лесной глуши

     Шепот к шороху спешит,

     Шепот к шороху спешит,

     Шепот по лесу шуршит.                 (В. Суслов)

- Какой звук преобладает в тексте? Какую картину помогает он нарисовать?

     6) Мазурка раздалась. Бывало,

          Когда гремел мазурки гром,

          В огромном зале все дрожало,

          Паркет трещал под каблуком,

          Тряслися, дребезжали рамы…               (А. Пушкин)

- Какая картина предстает перед вами?

- Что способствует созданию этой картины?

- Какие звуки преобладают в данном отрывке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"

Работа  Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...

Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.

Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач ...

Коммуникативно-речевое развитие учащихся на уроках иностранного языка

                           Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению.Основу...

«Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся 5 класса».

Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке:...

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Речевое развитие учащихся при изучении темы "Глагол"

В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Глагол"....

Преодоление речевого барьера учащимися при изучении английского языка в школе. Интеграция языков.

В стаье представлено взаимодействие английского языка с русским. Алгоритм перевода составлен на основе знания учащимися русского языка (перевод простого предложения русского языка на английский)...