Комплексный анализ текста
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Комплексный анализ текста представлен для обучающихся 5 класса. Содержит текст для орфографической работы и план анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексный анализ текста | 14.52 КБ |
Комплексный анализ текста | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста – 5 класс
Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Однажды мама пошла за з..мляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный жаркий. Но только мы под..шли к лесу вдруг наб..жала синяя туч (?)ка и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все прод..лжало светить. Д..ждевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каждой капле отр..жалось играло солнце.
(Не)успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Погляди Юра как красиво сказала мама. Я взгл..нул. Через все небо разноцветной дугой прот..нулась радуга. Один ее конец уп..рался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздух.. пахло цветами медом и з..мляникой.
(По Г.Скребицкому)
Задания и вопросы
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип речи.
3. Какие тропы используются при описании дождя, радуги? Каково их значение?
4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним антонимы.
5. Выполните фонетический разбор слова медом. Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
6. Найдите слова без окончания. О чем свидетельствует отсутствие окончания?
7. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова.
8. Какими частями речи являются слова однажды, вдруг? Выполните морфологический разбор 1 слова на выбор.
9. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок»?
10. Выполните морфемный разбор слов набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко.
11. Объясните (с помощью схем) постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
12. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
13. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
14. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста
Авко
(1)... Выйдет Митрук утром из чума, крикнет: «Аво-ав!» (2)Оленёнок бежит вприпрыжку к
нему, знает, что хозяин хлебушком будет угощать.(3) А потом начинает резвиться, бодать
и щекотать мальчика мохнатыми рожками. (4)К осени рога затвердели, и Митрук
придумал
новую игру: начал приучать к верховой езде. (5)Захотел на праздничных
скачках перегнать всех, даже отца. (6)Они-то с тяжёлыми упряжками будут. (7) А Митрук
- верхом. (8)Только олень - не конь, не понимает этого: мальчик прыгает ему с нарт на
спину, а Авко приседает и роняет наездника в багульник. (9)Как-то Митрук устал от
такого обучения и лёг на нарты отдохнуть, Авко встал рядом и так хитро на него смотрит,
будто дразнится. (10)Митрук вскочил: «Ах, так! Сейчас я тебе устрою, - привязал Авко
верёвку на шею, а другой конец на кулак намотал и погнал, как отец гоняет оленей: Чо-чо-
о!» (11)Оленёнок сначала нехотя, а потом всё быстрее побежал вокруг чума. (12)Обежав
несколько раз, поскакал в тундру.(13) Митрук еле ногами за ним перебирает. (14)Ветер в
ушах свистит, кусты по ногам хлещут. (15)Об них и споткнулся. (16)Лицо и руки
расцарапал, но держится: оленеводы ведь - народ крепкий. (17)Встал на ноги, оглянулся, и
сердце ёкнуло: а где же чум? (18)Взбежал на холм, на другой, нигде не видно. (19)Авко
подошёл, в щеку лизнул, отошёл и обернулся, будто говорит: «Иди за мной».(20) Митрук
поднялся за ним на самый высокий холм, смотрит: да вот же чум! (21)Побежал за Авко,
прыгая с кочки на кочку.(22) Перепрыгнул через большую лужу, но на илистом берегу
завяз по колено. (23)Испугался Митрук. (24)Как отсюда выйти? (25)Если крикнуть, кто
услышит?(26) Тихонько подозвал Авко.(27)Тот подошёл, обнюхал хозяина, ноги широко
расставил и рога подставляет. (28)Митрук ухватился за рога и выбрался на сухое место...
Егор Рочев-отрывок из книги "Маленький Митрук и большая тундра"
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Определите тип и стиль текста, докажите свою точку зрения.
3. Определите основную мысль текста.
4. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Какую игру придумал Митрук?
2) Как звали оленёнка?
3) Сколько лет было Митруку?
4) Чем утром угощает Митрук Авко?
5. Из предложений 10-13 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «присоединение».
6. Из предложений 15-19 выпишите сложное существительное.
7. Из предложений 16-19 выпишите слова, в котором правописание приставки
зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
8. Подберите синонимы к слову ЧУМ, НАРТЫ
9. Произведите морфологический разбор выделенного слова:"Митрук еле ногами за
ним перебирает".
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите
цифрой.
11. Из предложений 3-5 выпишите именные словосочетания.
12. Произведите синтаксический разбор предложения: Митрук ухватился за рога и
выбрался на сухое место.
13. Учитель географии спросил тебя: "Каково значение оленей в жизни человека?" Что
ты ему ответишь? Свой рассказ составь в форме рассуждения.
14. Прочитайте рассказы Егора Рочева и напишите отзыв к одной из сказок по плану:
1. Автор и название произведения, жанр.
2. О чем говорится в книге?
3. Герои произведения.
4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
5. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно).
6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
Комплексный анализ текста
Одуванчики
У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зеленых лугах, даже у
Самых порогов деревенских домов все лето цветут одуванчики.
Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-
лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый
шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие, летучие семена. Потому
и называется цветок одуванчиком.
Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером,
Когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки.
Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они
открываются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои головки.
В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут
одуванчики.
(По И. Соколову-Микитову)
1) О чем этот текст?
2) На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте?
- Где растут одуванчики? О чем говорит это широкое перечисление мест, где растут
одуванчики?
- Почему они названы одуванчиками?
- Как выглядят одуванчики днем?
- Ночью?
3) Что вы узнали об одуванчиках?
4) Что отражено в названии текста?
5) Озаглавьте текст таким образом, чтобы в нем отразилась основная мысль текста.
6) С какой целью создан текст? Зачем стоило писать о таком обыкновенном и нередком
растении?
7) Представьте на мгновение, что эти цветы исчезнут. Изменится что-то вокруг или мы
даже не заметим их исчезновения?
Автор как будто восклицает: разве есть в природе что-то, не заслуживающее нашего
внимания?! Уметь видеть красоту и очарование в самом привычном и простом и
учить этому других – призвание
настоящего творца.
8) Какие языковые средства использует автор, чтобы создать неповторимый образ этого
цветка? (переносное значение слов, олицетворение, сравнение-сопоставление)
9) Слышите ли вы в этом тексте голос автора?
10) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Итак, данный текст помог нам увидеть, какой необычной жизнью живет обычный
одуванчик. А давайте оживим этот цветок?! Представьте, что одуванчик по мановению
волшебной палочки превратился в человека. Что это будет за человек? Опишите его.
- Какой прием помог нам уподобить одуванчик человеку? (олицетворение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...