"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Абдуллина Гульнара Рифовна

Проектирование уроков по формированию УУД дело непростое, но сегодня это требование времени. А мы должны идти ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучитываться в течение всей жизни.

 

Любой процесс познания начинается с побуждения к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока по теме «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий", составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus_yazyku_7_klass_20.12.2019.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

 Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий".

Цель урока:

Способствовать формированию умений правильно писать наречия с буквами о и е после шипящих на конце наречий.

Задачи:

Предметные:

Знать правило правописания о и е после шипящих на конце наречий, уметь применять способ действия при выборе гласной в суффиксах наречий.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать познавательную мотивацию путём создания проблемной ситуации,

- формировать умение работать в группе,

- формировать способность к самооценке своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

-  формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной и письменной речи,

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

-высказывать своё предположение,

- формировать умение анализировать, сопоставлять, делать вывод.

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе,

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные УУД:

- формировать познавательную мотивацию на основе эмоциональной

- поиск и выделение необходимой информации,

- осуществлять   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

- уметь ориентироваться в своей системе знаний,

- отличать новое от уже известного,

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, информацию, полученную на уроке,

- постановку и формулирование проблемы,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

-самостоятельное создание способов решения поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

- понимать задаваемые вопросы,

- выражать свою точку зрения,

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация и мотивация опорных знаний
  3. Повторение и систематизация изученного.
  4. Организация целеполагания.
  5. Объяснение нового материала
  6. Формирование знаний и умений. 
    а) работа по учебнику
  7.  Закрепление изученного.
  8. Обобщение.
  9. Организация домашнего задания.

10. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте! Присаживайтесь!

Сегодня нам нужно работать очень быстро, активно и вдумчиво. Надеюсь, ручки, тетради, учебники готовы?

Перед работой давайте узнаем настроения друг друга. У вас  на партах лежат смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует сегодняшнему вашему настроению.

Работа со смайликами.

2. Актуализация и мотивация опорных знаний.

   1) Работа с конвертами.

Перед вами лежат  разноцветные конвертики. Прошу вас, вытащите все, что есть в конвертиках.

Ваша задача из тех букв, которые у вас есть, составить слово, взять полоску бумаги, открепить двусторонний скотч и приклеить это слово на эту полоску. Когда будете клеить подумайте, второй раз не будет возможности сложить. Сначала подумайте над словом которое вы складываете.

Кто составил слово и приклеил буквы, пожалуйста, выходите к доске, берем магнитики и прикрепим свое слово на доску.

-Как думаете, что объединяет все эти слова? (О,Ё после шипящих)

-Посмотрите на эти слова. Можем ли мы как- нибудь сгруппировать вот эти слова? (Прилагательные, существительные, глагол)

- А еще как можно сгруппировать? ( Разное расположение этой орфограммы в морфемах)

3. Повторение и систематизация изученного.

Я повещу еще несколько  слов: еще, свежо, певуче, горячо.

- Как думаете, к какой части речи относятся эти слова? (к наречию)

- А можем доказать, что эти слова наречия? (да)

-Докажите. (задаем вопрос, неизменяемая часть речи, признак действия)

-Можно ли эти слова отнести к этим слова? (да)

-Докажите (еще  - после шипящего стоит ё, свежо, после шипящего стоит о и т.д)

- Эти 4 слова мы тоже добавляем к этим словам, к этой орфограмме)

- А где находятся эти орфограммы в словах еще, свежо, горячо,певуче? (в конце слова, если точнее то в суффиксе)

4. Организация целеполагания.

- Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.

- Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться?

- Ребята, запишите тему нашего урока: “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”.

5. Объяснение нового материала

-Давайте, откроем с вами учебник. На странице 109, параграф 42. Давайте прочитаем то правило, которое предлагает нам автор нашего учебника Таиса Алексеевна Ладыженская.

1)Чтение учеником параграфа 42

-Ребята, кто из вас сможет сейчас выйти к доске и в этих листочках обозначить графически орфограммы в этих словах : еще, свежо, горячо, певуче?

Запись слов  в тетрадях.

                            Физминутка для глаз.

6. Формирование знаний и умений. 
а) работа по учебнику

Упражнение 265 (по очереди выполняют на доске)                       ОЦЕНИВАНИЕ

 

(На полях поставьте себе оценку)

7.Закрепление изученного.

1)Задание

- Вам будут представлены словосочетания. Глаголы с прилагательными. Вам нужно эти прилагательные превратить в наречия

 Защищать (горячий) --- горячо                                                          Оценивание

Двигаться (неуклюжий)--- неуклюже

Излагать (общий)--- общо

Смотреть (тоскующий) ----тоскующе

Выглядеть (хороший)----хорошо

Поднять руку (предостерегающий)---предостерегающе

Взглянуть (угрожающий)----угрожающе

Лучиться (могучий и свежий)-----могуче и свежо

Физминутка

Стоя. Е – хлопок на уровне груди.

          О – хлопок вверху.

ЕЩЁ -?  (хлопать нельзя, т.к. это исключение).

 В заключение сцепили руки в замок, потянулись вверх, встав на носки, сели.

Хорошо, раньше, еще, свежо, интригующе, ужасающе, колюче, трескуче, неуклюже, горячо

2) Карточки

1. Подобрать синонимы к наречиям

Любить сильно - горячо

Выполнить прекрасно- блестяще

Говорить напевно – певуче

Смотреть неодобрительно – осуждающе

Надвигаться грозно –зловеще

На улице прохладно- свежо

Вести себя дерзко – вызывающе

2. Заменить фразеологизмы наречиями

 Выполнять работу засучив рукава – хорошо

Комар носа не подточит- блестяще

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

     1. ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О 

     2. ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово 

      3. ХОЛЩОВЫЙ (мешок) — суффикс ОВ под ударением после шипящей в прилагательном

     4. горячо – на конце наречия после шипящей пишется о под ударением.

4. Перед вами картина Виктора Вавейко, которая называется «Зимняя сказка».Глядя на эту картину составьте небольшой текст или несколько предложений, используя наречия с изученной орфограммой.

Для составления предложений вы можете использовать слова: свежо,хорошо,волнующе,ещё,блестяще

8. Обобщение.

Скажите наречиями, как вам сегодня было на уроке?

хорошо                                         скучно

тепло                                             плохо

уютно                                           тоскливо

интересно

весело

здорово

отлично

Смайлики

Оценивание

9. Организация домашнего задания.

1.Составить словарный диктант (не менее 15 слов) с изученной орфограммой- «3»

2.Найти и записать 10 пословиц на изученную орфограмму – «4»

3.Составить связный рассказ , используя не менее 10 слов с изученной орфограммой – «5»

10.  Рефлексия.

Я доволен своей работой на уроке, потому что….

Я недоволен своей работой, потому что…

- Сегодня на уроке мы повторяли ….
- Я узнал, что …
- Я никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …

 Карточки

1. Подобрать синонимы к наречиям

Любить сильно - горячо

Выполнить прекрасно- блестяще

Говорить напевно – певуче

Смотреть неодобрительно – осуждающе

Надвигаться грозно –зловеще

На улице прохладно- свежо

Вести себя дерзко – вызывающе

2. Заменить фразеологизмы наречиями

 Выполнять работу засучив рукава – хорошо

Комар носа не подточит- блестяще

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

     1. ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О 

     2. ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово 

      3. ХОЛЩОВЫЙ (мешок) — суффикс ОВ под ударением после шипящей в прилагательном

     4. горячо – на конце наречия после шипящей пишется о под ударением.

4. Перед вами картина Виктора Вавейко, которая называется «Зимняя сказка».Глядя на эту картину составьте небольшой текст или несколько предложений, используя наречия с изученной орфограммой.

Для составления предложений вы можете использовать слова: свежо,хорошо,волнующе,ещё,блестяще


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий

Цели:Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящи...

урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Опорные листы по теме "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Опорные листы включают теоретический материал, упражнения и тест...