методическая разработка на тему "Внимание! Безударный гласный!"
методическая разработка по русскому языку

Данный материал поможет учащимся начальной школы закрепить навык правописания безударных гласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnimanie_bezudarnyy_glasnyy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государтвенное бюджетное  образовательное учреждение  

школа № 432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока

«Внимание!  Безударный гласный!»

Учитель: Амбрасовская Е.Н.

Санкт-Петербурга

2019 г.

Цель: закрепить навыки правописания безударных гласных в словах.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания учащихся по заданной теме.
  • Формировать  умение писать грамотно, учить детей проверять написанное, подбирать проверочные слова
  • Учить детей рассуждать, применяя алгоритм;
  • Закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Коррекционно-развивающие:

  • Корректировать и развивать речевую деятельность учащихся, их внимание, мыслительную деятельность.
  • Корректировать и развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание быть грамотным.
  • Воспитывать позитивное отношение к приобретенным знаниям.
  • Воспитывать положительную мотивацию к приобретению знаний о пожарной безопасности.

Оборудование: Тетради, карточки с заданиями, алгоритм проверки безударных гласных, мультимедийная презентация, карточки с заданиями на магнитной доске.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Пусть вам поможет ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Учащиеся проверяют свою готовность.

  1. Минутка чистописания

- Запишите в тетрадях число, классную работу. Тему сегодняшнего нашего урока подскажет нам минутка чистописания.

Посмотрите на доску. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над написанием данных букв.

Учитель открывает на доске строчку с записанными буквами а, о, и, е, я.

-К какой группе звуков относятся данные буквы?

Что вы знаете о гласных звуках?

-Запишите данные буквы к себе в тетрадь, вспомнив написание элементов из которых состоят эти буквы.

-Они гласные.

Они могут быть ударными и безударными.

Учащиеся записывают буквы в тетрадь.

На доске запись строчных букв

а, о, и, е, я

Учитель повторяет правописание данных букв. Приложение 1

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Что еще объединяет эти буквы?

-А когда они становятся опасными?

-Кто догадался, какую тему мы повторим на сегодняшнем уроке?

-Совершенно верно.

Учитель  читает четверостишье:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

 И тема нашего урока звучит так «Внимание! Опасный безударный гласный!» Мы повторим с вами правило проверки безударных гласных, вспомним, что такое проверочные слова и закрепим свои знания с помощью заданий. Кроме этого, мы вспомним и об опасностях, которые можем встретить в своей жизни и подумаем, как избежать их.

-Они бывают опасными.

Эти гласные опасные, когда они в слове  безударные.

-Правописание безударных гласных в слове.

Приложение2.

Тема на доске  «Внимание! Опасный безударный гласный!»

  1. Работа по теме урока.

Физкультминутка.

- На уроке русского языка мы встречаем много опасностей при написании слов с безударными гласными, поэтому нам постоянно нужно быть внимательными. Но и в жизни мы тоже можем оказаться в   опасных ситуациях. Об одной из них мы поговорим сегодня более подробно, вспомнив сказку, а вот какую вы догадаетесь, выполнив первое задание, которое записано у вас на карточке №1 и на доске.

-Какое задание вам нужно выполнить?

-Прочитайте слова.

- Какую орфограмму мы будем повторять, выполняя это задание?

-Вспомните, как проверить безударную гласную в слове.

Учитель на доске вывешивает алгоритм.

-Вспомните стихотворение – подсказку.

-Выполните задание, вставляя безударные гласные в слова, записанные на карточке.

-Молодцы! Вы превосходно справились с заданием, а теперь отгадайте, из какой сказки взяты эти слова?

- Какая опасная ситуация описывается в этой сказке?

- Что явилось причиной пожара мы выясним, выполнив следующее задание, записанное на карточке №2  и представленное на магнитной доске.

- Прочитайте задание на карточках.

-Что нужно выполнить в этом задании.

-Вспомните, что значит проверочные слова?

-Найдите к каждому слову левого столбика проверочное слово в правом столбике, соедините их стрелочкой и вставьте пропущенную букву в словах левого столбика.

Далее идет проверка задания на магнитной доске.

- Итак,  по  проверочным словам выполненного задания, ответьте, кто и что явились причиной пожара в сказке «Кошкин дом»? Почему произошел пожар?

- Причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем кошки и кота Василия, которые увлеклись весельем с гостями. Давайте с вами пофантазируем и представим как веселился кот Василий и отдохнем вместе с ним только осторожно.

Учитель вместе с учащимися выполняет физкультминутку.

-Итак, мы выяснили, что явилось причиной пожара в сказке «Кошкин дом» - невнимательность кота и кошки, неосторожное обращение с легковоспламеняющими предметами свечкой, ковром. А теперь давайте вместе с вами сформулируем правила пожарной  безопасности, выполнив следующее задание в своих тетрадях парами.

-Прочитайте задания.

-Что нужно сделать.

- Какая орфограмма пропущена в данных словах.

Учитель еще раз обращает внимание на алгоритм работы с данной орфограммой (алгоритм вывешен на магнитной доске)

- Прочитайте свои предложения и слова, в которые вы вставили пропущенные буквы, обосновывая свой выбор.

Учащиеся  читают задание на карточке №1 самостоятельно.

-Прочитать слова и вставить в них пропущенные буквы.

Учащиеся читают слова на карточке.

-Безударная гласная в слове.

-Читаю слово

-Ставлю ударение

-Подбираю проверочные слова, т.е. изменяю слово так, чтобы гласная стала ударной.

- Пишу гласную.

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее, пожалуйста, ставь под ударение.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.

После проводится проверка. Учащиеся поочередно выходят к доске и вставляют пропущенные орфограммы, обосновывая свой выбор.

«Кошкин дом».

Пожар.

Учащиеся читают задание.

-Прочитать слова двух столбиков, к словам первого столбика подобрать проверочные слова во втором столбике.

-Слова, в которых безударная гласная стала ударной.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Учащиеся по одному выходят к доске и подбирают проверочные слова, обосновывая свой выбор.

-Кошка, кот, свечка,  коврик.

-Кот и кошка были невнимательными, неосторожными при обращении с огнем.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Учащиеся читают задание.

-Из записанных слов составить предложение, записать его в тетрадь и вставить пропущенные буквы.

-Безударная гласная в слове.

Учащиеся выполняют задание парами, записывая к себе в тетрадь полученное предложение, выделяя в нем орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Первая пара учащихся читает свое предложение

Вторая пара читает предложение.

Третья пара.

Четвертая пара

Пятая пара

Шестая пара

Приложение3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Слайд №1.

Слайд №2.

Приложение №6

Слайд №3.

Слайд №4.

Приложение 7.

Приложение 8.

На доске слайд 5

На доске слайд 6.

На доске слайд 7

Слайд 7

Слайд 8.

Слайд 9.

  1. Рефлексия урока

-А теперь давайте соединим все предложения, которые вы составили.

Учитель показывает слайд 10.

-Что у нас получилось?

-Совершенно верно. Давайте с вами вспомним, о чем шла речь на сегодняшнем уроке и каждый из вас продолжит одну из фраз, показанную на слайде.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Учащиеся читают предложения на слайде.

-Правила пожарной безопасности.

Каждый учащийся выбирает одну из незаконченных фраз на доске и, дополняя её, делает вывод по уроку.

Слайд 10.

Приложение 9

Слайд 11.

.

Приложение 1.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять.

Приложение 2.

Прочитайте слова.

К … тята,  к…за, св …нья,  пок…рми, в п..чи, …гонь, в…да.

Вставьте в словах пропущенные буквы, подбирая проверочные слова и выделяя орфограммы.

Приложение 3.

Алгоритм «Правописания безударных гласных в словах»

1. Читаю слово

2. Ставлю ударение

3. Подбираю проверочные слова.

4. Пишу гласную.

Приложение 4.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её, пожалуйста, ставь под ударение.

Приложение 5.

Прочитайте слова левого столбика и слова правого столбика.

к …ты           кошка

                      котёнок

                      кот

св…ча          светить

                     свечка

                     светло

к…вры          ковёр

                     коврик

                     ковровый

К словам левого столбика подберите проверочные слова в правом столбике, соедините их стрелками и ставьте пропущенные орфограммы, выделяя их.

Приложение 6.

Физкультминутка №1.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия (Ходьба),

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее (Поднимают руки),

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз (Приседание).

И сказали три кота:

-Красота! Красота! (Хлопают в ладоши).

Приложение 7.

Вариант 1.

Прочитайте слова.

…гонь,  возле, не разжигай, д…мов

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Вариант 2.

Прочитайте слова.

уходишь, св..тильник, когда, пог..си, из дома

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Вариант 3.

Прочитайте слова.

без, не играй, взрослых, с, дома хл…пушками

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Вариант 4.

Прочитайте слова.

на газовую, не забывай,  кухне, пл…ту, выключать

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Вариант 5.

Прочитайте слова.

искра, может, б…де, маленькая, большой, к, привести

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы.

Вариант 6.

Прочитайте слова.

Сразу, пожаре зв…ните 01, при

Составьте из данных слов предложения.

Запишите предложение, вставляя в словах пропущенные буквы, выделяя орфограммы

Приложение 8.

Не разжигай огонь возле домов.

Когда уходишь из дома – погаси светильники.

Дома не играй без взрослых с хлопушками.

Не забывай выключать на кухне газовую плиту.

Маленькая искра может привести к большой беде.

При пожаре сразу звоните 01.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (тестирование по русскому языку Безударные гласные)

Методическая разработка (тестирование по русскому языку в программе Excel)Безударные гласные...

методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"

В  презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...

Методическая разработка урока по теме "Гласные в корне" 6 класс

Урок по ФГОС. На данном уроке в начале учебного года повторяются безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, и чередующиеся гласные...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5  классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с...

Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ла...

Методическая разработка по теме «Чередование гласных в корне слова» для учащихся 5 класса

Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития, её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, граммат...