Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Пяткова Надежда Михайловна

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 5 класс»  под ред. Т.А.Ладыженской и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса.  План-конструкт урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 5 класс»  под ред. Т.А.Ладыженской и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса.  План-конструкт урока.

Вид  урока:  урок смешанного типа

Цели: уметь отличать гласные звуки от согласных, знать их опознавательные признаки

Задачи:

-познакомить учащихся с основными особенностями произносительного аппарата, природой образования звуков речи и их дифференциацией;

-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

- воспитывать уважение к родной истории.  

Планируемый результат:

- умеют формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);

– оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимать речь других (Коммуникативные УУД);

- умеют отличать гласные звуки от согласных, знают их опознавательные признаки (Познавательные УУД).

Этапы урока

                Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

мотивационный

- создать положительной психологически

комфортную обстановку  на уроке

- Организовать готовность обучающихся  к работе на уроке

- мотивировать на получение новых знаний

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Как вы уже заметили работа на сегодняшнем уроке будет проходить в группах, а разделитесь вы на группы по цветам, которые вам больше всего нравятся, у нас их три: белый, серый, голубой. Эти цвета являются палитрой зимнего дня. Какой из этих цветов является теплым?

Какой холодным?

- Молодцы.

Сейчас я прочитаю Вам сказку, а вы внимательно слушайте:

Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным – захотелось. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока (вопрос 1 группе)

Какую цель мы сегодня поставим? (вопрос второй группе) (Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся).

Что мы будем делать сегодня? (вопрос третьей группе) 

Для этого нам необходимо проверить, все ли готово к уроку.

Приветствие учителя.

Работают над постановкой целей урока.

Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника,   дневника.

Доброжелательная атмосфера на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Готовность обучающихся к работе на уроке.

Самостоятельно определяют цель урока, пути ее достижения.

Актуализация знаний.

 Воспроизведение уже имеющихся знаний,  закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости

У вас на столах лежит следующее предложение:

 Настоящий человек  уважает память предков.

Вам необходимо сделать его синтаксический разбор.

 Один обучающийся делает разбор у доски. Все остальные работают в тетрадях.

Графически обзначают орфограммы.

Проводят взаимопроверку

Владеют навыком синтаксического разбора предложений, умение работать в группе и оценивать работу одноклассника.

 

Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса. Метапредметная связь с литературой.

1.Почему настоящий человек должен чтить память предков, уважать историю родной страны?

Я думаю, человек не может называться этим гордым именем, если не чтит память предков и не думает о потомках. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом)

Попробую вам ответить  отрывком стихотворения Эдуарда Асадова (обращает внимание на выставку книг этого автора)

Ветер, надув упругие губы,

Гудит на заре в зеленые трубы.

Он знает, что в городе и в селе

Хорошие люди живут на земле.

Идут по планете хорошие люди.

И может быть, тем уж они хороши,

Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду

Вложить хоть частицу своей души.

Итак, каждый человек должен быть причастным к истории своей страны.

 - Еще раз посмотрите на предложение. Из чего состоят слова? (из букв и звуков)

- На какие группы делятся звуки речи?

Запишем тему урока «Фонетика. Гласные и согласные звуки».  

1.Ответ: обязанность каждого уважать родителей и их труд, любить Родину

Понимают значимость уважительного отношения к старшим и их труду

Знакомство ребят с автором и его произведениями. (выставка)

Изучение нового материала

Обеспечить  восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

 - Какие звуки помогают нам в общении? Когда мы говорим, мы произносим звуки речи.  

-Так что же изучает фонетика как раздел науки о языке? (Фонетика изучает звуки речи.) Запомните, как произносится это слово. Звук произносится твердо. Произнесем это слово.

Продолжаем работу в группах.

Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук».

- Итак, что изучает фонетика?

(Фонетика изучает звуки речи.)

Это будет нашим первым выводом на уроке

А на какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Что их отличает друг от друга?

-Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто, в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков.  Давайте понаблюдаем, как образуются звуки речи.

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

  - Произнесите звук «п», какие органы участвовали в образовании звука? (губы) Запишем в тетрадь.

- Произнесите звук «т», какие органы участвовали в образовании звука? (язык и зубы) Запишем в тетрадь.

- Произнесите звук «а», какие органы участвовали в образовании звука? (гортань) Запишем в тетрадь.

- Язык, губы, зубы, гортань – это органы речи. (запись в тетради)

-Это второй вывод на уроке

 Работают в парах. Записывают слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук».

Отвечают на вопрос, что объединяет эти слова.

Проводят словарную работу.

 

Работают в группе, наблюдают, делают выводы и записывают в тетрадь.

Умеют работать в группе.

Умеют применять ранее полученные знания.  

 

Физ. минутка

Воспроизведение уже имеющихся знаний  

Напомните, на какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

Назовите гласные, согласные.

Сейчас посмотрим, правильно ли вы их умеете делить.

Встаньте рядом с партой. Я буду называть звуки. Если согласный, то вы приседаете, если гласный, то подпрыгиваете.

А, У, Д, М, Т, О, Р, Ы, Ф

Молодцы, садитесь за парты.

Выполняют минимальные физические упражнения

Определяют гласные и согласные звуки на слух.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.

Коррекция пробелов

- Вы правильно определяете гласные и согласные, а почему эти звуки разделили? (произносятся по-разному)

- Давайте еще поработаем в наших группах. Перед вами листочки бумаги, загните их в виде буквы  Г.  Шляпка прибора надевается на карандаш, лист бумаги может свободно двигаться на карандаше.

-Поднесите этот прибор ко рту и скажите звук «А», затем произнесите звук «п», что произошло с листочком и почему?

У звука «А» листочек не шевелился, т.к. у гласных воздух при произнесении проходит свободно

У звука «П» листочек пришел в движение, т.к. у согласных воздух преодолевает препятствие.

- Итак, какой третий вывод мы сделаем  на нашем уроке?

 

Работают в группах. Участвуют в эксперименте, делают выводы, что у согласных воздух преодолевает препятствие, а у гласных воздух при произнесении проходит свободно.

 

Определяют гласные и согласные звуки на слух. Умеют наблюдать и делать выводы.

Контроль знаний.

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки  в знаниях и умениях.

Выполняют тест по теме урока.

 Выполняют тест с последующей взаимопроверкой по группам.

 

 Могут оценивать друг друга и работать в группе.

Информация о д/з

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

 Выполнить упр. 267

Записывают д/з в дневники.

Обучающиеся заинтересованы в выполнении д/з.

 Рефлексия.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений целей урока)

Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели урока?   Что помогало достичь цели?

Оцените свою работу в группе.

Отвечают на вопросы. Выставляют оценки в дневник.

Умеют обосновывать свою оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...