Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А.Ладыженской и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса. План-конструкт урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Фонетика. Гласные звуки" | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А.Ладыженской и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса. План-конструкт урока.
Вид урока: урок смешанного типа
Цели: уметь отличать гласные звуки от согласных, знать их опознавательные признаки
Задачи:
-познакомить учащихся с основными особенностями произносительного аппарата, природой образования звуков речи и их дифференциацией;
-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
- воспитывать уважение к родной истории.
Планируемый результат:
- умеют формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);
– оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
- умеют отличать гласные звуки от согласных, знают их опознавательные признаки (Познавательные УУД).
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
мотивационный | - создать положительной психологически комфортную обстановку на уроке - Организовать готовность обучающихся к работе на уроке - мотивировать на получение новых знаний | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Как вы уже заметили работа на сегодняшнем уроке будет проходить в группах, а разделитесь вы на группы по цветам, которые вам больше всего нравятся, у нас их три: белый, серый, голубой. Эти цвета являются палитрой зимнего дня. Какой из этих цветов является теплым? Какой холодным? - Молодцы. Сейчас я прочитаю Вам сказку, а вы внимательно слушайте: Сказка Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока (вопрос 1 группе) Какую цель мы сегодня поставим? (вопрос второй группе) (Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся). Что мы будем делать сегодня? (вопрос третьей группе) Для этого нам необходимо проверить, все ли готово к уроку. | Приветствие учителя. Работают над постановкой целей урока. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Доброжелательная атмосфера на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Готовность обучающихся к работе на уроке. Самостоятельно определяют цель урока, пути ее достижения. |
Актуализация знаний. | Воспроизведение уже имеющихся знаний, закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости | У вас на столах лежит следующее предложение: Настоящий человек уважает память предков. Вам необходимо сделать его синтаксический разбор. | Один обучающийся делает разбор у доски. Все остальные работают в тетрадях. Графически обзначают орфограммы. Проводят взаимопроверку | Владеют навыком синтаксического разбора предложений, умение работать в группе и оценивать работу одноклассника.
|
Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса. Метапредметная связь с литературой. | 1.Почему настоящий человек должен чтить память предков, уважать историю родной страны? Я думаю, человек не может называться этим гордым именем, если не чтит память предков и не думает о потомках. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую вам ответить отрывком стихотворения Эдуарда Асадова (обращает внимание на выставку книг этого автора) Ветер, надув упругие губы, Гудит на заре в зеленые трубы. Он знает, что в городе и в селе Хорошие люди живут на земле. Идут по планете хорошие люди. И может быть, тем уж они хороши, Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду Вложить хоть частицу своей души. Итак, каждый человек должен быть причастным к истории своей страны. - Еще раз посмотрите на предложение. Из чего состоят слова? (из букв и звуков) - На какие группы делятся звуки речи? Запишем тему урока «Фонетика. Гласные и согласные звуки». | 1.Ответ: обязанность каждого уважать родителей и их труд, любить Родину | Понимают значимость уважительного отношения к старшим и их труду Знакомство ребят с автором и его произведениями. (выставка) | |
Изучение нового материала | Обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | - Какие звуки помогают нам в общении? Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. -Так что же изучает фонетика как раздел науки о языке? (Фонетика изучает звуки речи.) Запомните, как произносится это слово. Звук произносится твердо. Произнесем это слово. Продолжаем работу в группах. Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук». - Итак, что изучает фонетика? (Фонетика изучает звуки речи.) Это будет нашим первым выводом на уроке А на какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные) - Что их отличает друг от друга? -Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто, в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Давайте понаблюдаем, как образуются звуки речи. А сейчас проведем небольшой эксперимент. - Произнесите звук «п», какие органы участвовали в образовании звука? (губы) Запишем в тетрадь. - Произнесите звук «т», какие органы участвовали в образовании звука? (язык и зубы) Запишем в тетрадь. - Произнесите звук «а», какие органы участвовали в образовании звука? (гортань) Запишем в тетрадь. - Язык, губы, зубы, гортань – это органы речи. (запись в тетради) -Это второй вывод на уроке | Работают в парах. Записывают слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук». Отвечают на вопрос, что объединяет эти слова. Проводят словарную работу.
Работают в группе, наблюдают, делают выводы и записывают в тетрадь. | Умеют работать в группе. Умеют применять ранее полученные знания.
|
Физ. минутка | Воспроизведение уже имеющихся знаний | Напомните, на какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные) Назовите гласные, согласные. Сейчас посмотрим, правильно ли вы их умеете делить. Встаньте рядом с партой. Я буду называть звуки. Если согласный, то вы приседаете, если гласный, то подпрыгиваете. А, У, Д, М, Т, О, Р, Ы, Ф Молодцы, садитесь за парты. | Выполняют минимальные физические упражнения | Определяют гласные и согласные звуки на слух. |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов | - Вы правильно определяете гласные и согласные, а почему эти звуки разделили? (произносятся по-разному) - Давайте еще поработаем в наших группах. Перед вами листочки бумаги, загните их в виде буквы Г. Шляпка прибора надевается на карандаш, лист бумаги может свободно двигаться на карандаше. -Поднесите этот прибор ко рту и скажите звук «А», затем произнесите звук «п», что произошло с листочком и почему? У звука «А» листочек не шевелился, т.к. у гласных воздух при произнесении проходит свободно У звука «П» листочек пришел в движение, т.к. у согласных воздух преодолевает препятствие. - Итак, какой третий вывод мы сделаем на нашем уроке? |
Работают в группах. Участвуют в эксперименте, делают выводы, что у согласных воздух преодолевает препятствие, а у гласных воздух при произнесении проходит свободно. |
Определяют гласные и согласные звуки на слух. Умеют наблюдать и делать выводы. |
Контроль знаний. | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Выполняют тест по теме урока. | Выполняют тест с последующей взаимопроверкой по группам.
| Могут оценивать друг друга и работать в группе. |
Информация о д/з | Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания | Выполнить упр. 267 | Записывают д/з в дневники. | Обучающиеся заинтересованы в выполнении д/з. |
Рефлексия. | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений целей урока) | Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели урока? Что помогало достичь цели? Оцените свою работу в группе. | Отвечают на вопросы. Выставляют оценки в дневник. | Умеют обосновывать свою оценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»
Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...