ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
статья по русскому языку на тему
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.docx | 20.63 КБ |
kontrolno-otsenochnaya_deyatelnost.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Выступление учителя
русского языка и литературы
Шаповаловой Веры Васильевны
2015 год
ФГОС. Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе.
Известно, что новый образовательный стандарт требует развития предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Это понятно. Однако возникает вопрос, а как теперь оценивать деятельность ребенка?
Конечно, проще всего проверить и оценить предметные результаты. В новом стандарте в области изучения русского языка предметными результатами обучения становятся:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
Контроль здесь будет выражаться через отметку (слайд2) и служить для оценки успешности/неуспешности обучающегося в овладении определенным набором знаний. (слайд3)
Традиционно на уроках русского языка и литературы мы используем следующие виды контроля: (слайд 4)
предварительный,
текущий,
тематический,
итоговый
Актуальны они и при переходе на новый образовательный стандарт.
Методы контроля также традиционны, добавляется только метод проектов, который становится все более востребованным в последнее время, так как позволяет дать оценку метапредметным и личностным УУД. (слайд 5)
При осуществлении контроля важно помнить, что учитель планирует вид деятельности учащихся, формы работы, в ходе которых формируются также и универсальные учебные действия (как основа умения учиться, призванная обеспечить включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов), предметные умения, которые дети должны приобрести в результате работы на уроке или серии уроков. (слайд 6)
На каждом уроке оценивается выполнение одного вида работы. Основная задача учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока. Важно сначала спрогнозировать результаты урока, исходя из которых, наполнять его содержанием.
В традиционном подходе к обучению большой объем знаний провозглашался как показатель высокой образованности и должен был привести к успешной профессиональной деятельности. Компетентностный подход определил новый смысл образовательной деятельности – решение проблем, в ходе которого ученик приобретает опыт самостоятельного действия в любой неопределенной ситуации.
(слайд 7) На уроках проверки учащиеся выполняют контрольную работу, принимают оценки учителя, выполняют работу над ошибками под его руководством. Урок контроля и оценки предполагает, что ученики будут включены в контрольно-оценочную деятельность – они осуществляют самопроверку и/или самооценку, определяют причины своего неуспеха, намечают пути преодоления затруднений, сравнивают полученные результаты, с теми которые они получили ранее при выполнении похожей работы, определяют динамику своих учебных достижений. Второй подход более эффективен, так как способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, своевременно корректировать свои действия и решать проблемы более необходимо в жизни, чем зависимость от чужих оценок, которые могут носить и субъективный характер.
(Слайд 8) Компетентностный подход требует заданий совершенного иного уровня, чем раньше. Центральной проблемой современного обучения является поиск таких методов, форм и приемов обучения, которые направлены на достижение учеником понимания изучаемого им учебного материала. Без когнитивной составляющей усвоение каких-либо знаний и способов деятельности теряет ценность и для самих детей, и для общества. Необходимо выстроить систему таких учебных задач, которые будут провоцировать учащихся использовать информацию, поступающую из различных источников, искать критерии отбора нужной информации, оценивать свои достижения на пути к решению учебной задачи и планировать необходимое продвижение. (слайд 9)
(Слайд 10) Один из вариантов активизации познавательной деятельности учащихся и формирования УУД – составление заданий для своих одноклассников. Эта работа может быть организована на уроке или задана на дом. Чтобы подобрать задания, ученик должен не только знать предметный материал, его структуру, каждый шаг формирования умения, но и уметь прогнозировать возможные трудности и видеть перспективы их устранения. Пример такого рода заданий: подберите слова для проверочной работы по теме «Правописание слов с чередующимися гласными в корне». Говоря о технологии учебного сотрудничества, стоит обратить внимание на простые, но эффективные приемы взаимоконтроля и взаимопомощи. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому.
(слайд 11) Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес как к урокам русского языка, так и к внеурочной работе, активизирует познавательную деятельность учащихся. Основным содержанием работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом. Все, что создают школьники, - все их тексты и рисунки, стихи и музыкальные произведения, фото- и видеоматериалы, мультимедиа-композиции, видеозаписи докладов и выступлений – становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений.
Коммуникативные компетенции формируются при работе в парах (на начальном этапе обучения) и в группах (не путать с совместным выполнением на уроке задания группой учащихся). Групповая работа должна иметь конкретные учебные задачи, место в структуре урока и обязательные условия (соблюдение правил групповой работы: особенности распределения обязанностей, выполнение заданий сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы и т.д.) При подведении итогов анализируются не только предметные результаты, но и умение взаимодействовать в команде, а также вклад каждого члена группы в общий результат. Обучение в сотрудничестве представляет ряд трудностей для учителя, но позволяет детям на практике учиться доказывать своё мнение, вести диалог и дискуссию, работать на общий результат.
Слайд 12 Научиться оценивать свою деятельность, понимать и принимать оценку учителя, корректировать свою работу, исходя из ее результатов – это составляющая часть компетенций современного школьника. Этому способствует, в том числе, система критериального оценивания.
Критериальное оценивание включает в себя
(Слайд 13) приоритет самооценки ученика. Для воспитания адекватной самооценки – сравнение прогностической (до работы) и ретроспективной (после выполнения работы).
Непрерывность. С учетом непрерывности процесса обучения предлагается перейти от традиционной оценки конечного результата к оцениванию процесса движения к результату. Ошибки, исправленные самим учеником в процессе самооценивания, не являются помарками и не наказываются понижением балла. Напротив, для учителя это сигнал, что ученик вышел на определённый этап формирования универсального учебного действия. Новый урок начинается с соотнесения ученической и учительской оценки. Со временем разногласий в оценке становится меньше, на уроках подробно обсуждается ее содержание, анализируются ошибки и причины их появления.
Гибкость и вариативность процедур и методов, оценка как индивидуальных, так и групповых результатов. В образовательном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенным показателям, различные формы графиков, таблиц, листов индивидуальных достижений, «волшебные линеечки», «ступеньки роста», знаки «+», «–» и др.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Слайд 14
Новая система оценивания подразумевает синхронизацию действий всех участников образовательного процесса. Сопротивление и нежелание понять друг друга встают часто между педагогом и родителем, что мешает продуктивному обучению школьников. Эту проблему частично решает критериальное оценивание, к которому не готовы оказались учителя, определяющие контрольно-оценочную деятельность лишь полем деятельности педагога.
Слайд 15. Для реализации идей стандарта возможности для личностно–ориентированного и дифференцированного обучения, для реализации системно–деятельностного подхода в обучении, для критериального оценивания, для формирований коммуникативной компетенции учащихся должны быть заложены в учебнике. Русский язык и литература на уроках – объекты познания учащихся, учителю важно выбрать такой учебник, который поможет показать обучающимся системную организацию изучаемого предмета на разных уровнях. Учебник должен способствовать развитию устойчивого интереса к предмету и совместной деятельности учителя и ученика, определять выбор технологий и приёмов, используемых на уроке. Но далеко не в каждом учебнике при детальном рассмотрении за пометкой ФГОС скрывается инновационное содержание. Помним, что учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель!
Мы работаем по УМК Ладыженской Т.А. и Коровиной В.Я.
Среди сильных сторон учебника Т.А. Ладыженской по русскому языку для 5 класса называют высокую содержательность, удобство в работе, доступность изложения, обилие интересных заданий и тестов, а также различных дополнительных материалов, необходимых для усвоения предусмотренных программой теоретических знаний. Отдельно отмечается, что в книге удобно ориентироваться не только учителю, но и ученику. Как большой плюс оценивается соответствие учебника возрастным особенностям пятиклассников, обилие иллюстраций, наличие заданий, пригодных как для работы в классе, так и для индивидуальной и самостоятельной дома. Сами же упражнения составлены так, что позволяют одновременно и закреплять новые знания, и освежать ранее полученные. Хвалят учебник и за способ изложения теории - от наблюдений к выводам, что развивает логическое мышление и аналитические способности учеников. Важный момент - полное соответствие учебника школьной программе по русскому языку для пятого класса. Это, по мнению ряда педагогов, избегает и учителя, и учеников от необходимости работать по разным книгам, которая в некоторых случаях может вызывать определенные неудобства у тех и других.
В числе наиболее частых пожеланий по улучшению учебника звучат предложения добавить больше материала по развитию речи, текстов качественных литературных произведений, сведения об истории русского языка и происхождении отдельных слов.
В учебнике по литературе 5 класса (УМК В.Я. Коровиной) материалы изложены в доступной форме, произведения подобраны с учетом интересов и психологических особенностей учащихся данного возраста. Содержание в полной мере направлено на формирование умений и компетентностей учащихся. Фактических ошибок нет, все содержание корректно с научной точки зрения. Имеется четкая и обоснованная структура, которая повторяется по темам и разделам. Хорошо продумана система организации самостоятельной работы через вопросы задания, размещённые после текстов. Большим плюсом является то, что к этому учебнику прилагается фонохрестоматия, где каждое произведение с музыкальным сопровождением. В учебнике представлены иллюстрации к произведениям и биографическим статьям, репродукции картин известных художников. Интересны сведения и о литературных местах России, справочный материал в конце учебника. Особое место занимает рубрика "Совершенствуйте свою речь". Ряд заданий предусматривает творческий подход со стороны школьников, развивает их познавательный интерес, нестандартное мышление.
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Поэтому и учитель должен стать для своих учеников таким, о котором писал Ш. Амонашвили: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». Думаю, в условиях реализации содержания новых образовательных стандартов значение этой фразы особенно актуально.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА предварительный, текущий, тематический, итоговый
Методы контроля устный , комбинированный опрос, проверка на основе письменных, графических и практических работ, программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль, тестовая проверка метод проектов
Как оценивать? Как оценивать? Что оценивать? С какой целью оценивать работу ученика на уроке? (следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи )
Взаимооценка Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля взаимооценки
Формирование самооценки у учащихся. дать рецензию ответа по следующему алгоритму: достоинства ответа, замечания, дополнения, исправления, общий вывод.
Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки? иметь четкое представление о цели учебной деятельности; иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе; понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Воспитательная функция самоконтроля умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Элементы безотметочной системы
Критериальность – содержательный контроль и оценка на совместно с учащимися выработанных критериях, четких и трактуемых однозначно.
“ Ты сам свой высший суд”
Качественная составляющая оценки отражает уровень личностного развития учащихся (как самостоятельность, ответственность, умение работать в группе, отношение к учебному предмету, уровень прилагаемых усилий и т.д.) Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Главное, зависимое слово, Спинку ровно, ручка, карандаш… Раз за разом, год за годом снова, А на выходе – ребячий гений наш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Контрольно – оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка".
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижаетс...
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
ИКТ в практике работы учителя русского языка и литературы
Данная статья рассказывает об использование ИКТ в работе учителя русского языка и литературы и является сопровождением к презентации...
«Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориенти...
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...
Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы
Технология проблемного обучения (из практики учителя русского языка илитературы)...
«Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя . Спецификация КИМов»
Главная задача нашего образовательного учреждения - обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии о...