Урок "Художественные средства языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок развития речи в 5 классе общеобразовательной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок развития речи.
Тема урока: Художественные средства языка.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
- изучение художественных средств языка, совершенствование речевых умений и навыков создания письменных текстов.
- привитие интереса к литературе через анализ художественных произведений русских писателей-классиков
Развивающий аспект:
- обогащение лексического запаса;
- развитие творческой фантазии детей;
- учить анализировать, сравнивать, доказывать;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитательный аспект:
- воспитание позитивного отношения к информации, уважительного отношения к мнению одноклассников, дисциплине, аккуратности при выполнении работы;
- воспитание внимательного отношения к слову и своей деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять текст, творчески переделывать;
- поиск и выделение нужной информации.
Регулятивные:
- анализировать собственную работу;
- находить ошибки, устанавливать их причину;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды текста;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Оборудование урока: раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
-технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Ход урока.
Слайды зимней природы под музыку.
- Что происходит на свете?
- Просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,
следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет январь.
- Будет январь, вы считаете?
- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Посмотрите в окно, какая зима красивая, как будто нарисованная художником.
- А вы умеете рисовать?
- Да.
- А чем вы рисуете?
Карандаши, кисточки, краски…
Я сейчас открою вам свою тайну: я тоже умею рисовать, но для этого мне не нужны ни карандаши, ни краски, ни кисточки. Я рисую словами. И сегодня я предлагаю вам поступить в школу художников, но не простых, а волшебных. А потому вам понадобится это волшебное перо (ручки).
Итак, отправляемся в путешествие - в мир зимней природы и возьмем с собой художественные средства языка. Что же это? Посмотрите в альбом. Пока непонятно. Попробуем разобраться.
Ребята, много ли цветов используют художники при написании картин?
-много
- У художников слова тоже очень много цветов - художественных средств, это огромная палитра. Они называются, в основном, греческими словами, оттого и звучат так загадочно: метафора, метонимия и даже синекдоха. Но сегодня писать картину будем только тремя из них, самыми яркими цветами.
Итак, открываем альбом "Моя картина"...
Посмотрите, в середине альбома находятся кисти (они пронумерованы) и мольберты. Этими кистями и будем рисовать картину. Но какую? Известный русский художник Иван Шишкин в 1890 году красками написал картину "На севере диком..." Вот она.
А мы попробуем написать ее по-другому.
Сделаем на мольберте первый штрих: как называется кисть под №1? (художественное определение). Пройдите по лабиринту, какой след она оставила на мольберте? (эпитет)
-Так значит, что означает слово эпитет?
-Образное определение.
Запишите, пожалуйста, под цифрой "1": эпитет - это образное определение.
-Давайте вспомним, что такое определение.
Ответы учащихся.
А теперь давайте порассуждаем, чем может художественное определение отличаться от простого определения.
Эпитет греческое слово, переводится «приложение». Это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Сравним слова(на доске) .
Какие из них являются эпитетом? Какое эпитетом не является?
Мы порой не обращаем внимания на красоту, которая нас окружает. Увидеть ее по-новому, залюбоваться ею, восхититься ее прелестью заставляют нас писатели и поэты. Они - художники, потому что не только видят особенное в обычном, на первый взгляд, явлении, умеют радоваться красоте мира, но и учат нас, читателей, быть чуткими, открытыми, добрыми.
А потому возьмите текст под номером 1. Прочитайте, пожалуйста. Кто автор этого текста? Сейчас каждый из вас выберет из текста №1 по три эпитета и запишет их (словосочетания) в своем альбоме.
-Справились? Прочитайте, пожалуйста.
Переверните листочек и в синий квадратик запишите слово «Эпитет».
Приступаем к написанию картины. Она будет находиться в рамке. Вставьте в текст необходимые эпитеты.
-Пришел черед кисти под № 2 (переносное значение слова). Какой след оставила она на мольберте? (Метафора).
Метафора-это переносное значение слова. В 4 классе вы говорили о разновидности метафоры - олицетворении. Попробуйте вспомнить, что это такое. А если это у вас не получится - я помогу.(Когда о природе говорится, как о живом существе)
Метафора имеет более широкое значение. Запишите, пожалуйста, под цифрой "2": метафора-это переносное значение слова, оно означает скрытое сравнение ( т.е. для сравнения предмета или явления с чем-то не используются союзы как, словно,точно)
А теперь возьмите текст №2.Кому принадлежат эти стихотворные строки? Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Найдите и запишите в альбом по три метафоры (словосочетания) из этого текста.
Прочитайте, что у вас получилось.
Переверните листочек и в красный квадратик запишите слово «Метафора».
Продолжаем писать картину. В текст в рамке вставьте метафору.
-Осталась кисть по №3. Какая? (сопоставление двух предметов или явлений). Как называется ее след? (сравнение)
Запишите, пожалуйста, под цифрой "3": сравнение - это сопоставление двух предметов
А теперь возьмите текст №3.Кому принадлежат эти стихотворные строки? Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Найдите и запишите в альбом по три сравнения из этого текста. Переверните листочек и в зеленый квадратик запишите слово «Сравнение».
Сделаем последние штрихи нашей картины в рамке. Впишите сравнение.
Какая же картина получилась у каждого из вас? (зачитывают тексты картины).
Молодцы! Ребята, писатели внимательны к слову, умело им пользуются, чтобы мы ясно видели именно ту картину, которую они рисуют.
А теперь послушайте, какое стихотворение великого русского поэта М.Ю. Лермонтова нашло отражение в картине великого русского художника И. Шишкина
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
А сейчас настал момент, чтобы вы посмотрели на свою картину в рамке и решили, насколько качественной она получилась. Выберите из 3-х предложенных вариантов картинок ту, которая соответствует вашей и наклейте ее в отведенное для этого место. Почему именно эту картинку вы выбрали?
Для того, чтобы отточить свое мастерство художника слова предлагаю нарисовать портреты снежинок, тех, которые на ваших бейджиках. А помогут вам в этом волшебные кисти. Какие? Посмотрите на схему.
(Эпитет, метафора, сравнение. Художественные средства языка). А вот и снежинки (прикреплены к альбому или те, что на бейджах). Пусть у вашей снежинки будет такое настроение, какое сейчас у вас после урока. Нарисуйте его (настроение). А сейчас мы слепим из этих снежинок "снежок" и подарим его нашим гостям.
Приложение
текст №!Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
текст№2
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и ожил снег: засверкал, заискрился. Идет по земле волшебница-зима твердой поступью, морозы да метели с собой несет, не оглядывается…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. А. Пушкин.
Текст №3
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
может быть, о елке
Среди… эпитетбезмолвия стоит на вершине…эпитетсосна. Она, будто ... сравнениеукутана снегом. Вокруг нее только …эпитетнебо, …эпитетснег и бесконечная даль. Красавице (красавица) метафора….
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Михаил Лермонтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...