Работа с учащимися высоких учебных возможностей
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Работа с учащимися высоких учебных возможностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-2020uch.g._rabota_s_uchashchimisya_vysokih_uchebnyh_vozmozhnostey.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Усманова Л.Х., учитель высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Обучение и воспитание одаренных детей в педагогической теории и практике в настоящее время стало приоритетным направлением, имеющим статус социально значимого, обеспечивающего общество ресурсами экономического роста, высокого качества жизни, и требует перестройки жизнедеятельности школы, перехода «от всех к каждому», подготовки учителя к работе с высокомотивированными и способными учащимися.
Настоящая программа призвана обеспечить планомерность и систематичность процесса развития и поддержки одаренных учащихся по русскому языку и литературе.
Целью программы является создание оптимальных условий, способствующих интеллектуальному, нравственному и физическому развитию одаренных детей. Для достижения поставленной цели определены задачи:
1. Создание системы целенаправленного выявления высокомотивированных и способных учащихся.
2. Разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие и саморазвитие выявления высокомотивированных и способных учащихся
3. Создание действенных механизмов социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения выявления высокомотивированных и способных учащихся.
4. Оказание своевременной информационной, методической и психологической помощи учителям, работающим с выявления высокомотивированных и способных учащихся.
5. Совершенствование системы стимулирования учащихся, имеющих высокие достижения в интеллектуальной деятельности, а также педагогических работников, успешно работающих с выявления высокомотивированных и способных учащихся.
6. Обобщение и распространение опыта педагогов, достигших высоких показателей в работе с выявления высокомотивированными и способными учащимися.
При определении стратегии программы «Одаренные дети» мы рассматриваем одаренность как своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Следовательно, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Основными составляющими одаренности, согласно теории Дж. Рензулли, являются:
- интеллектуальные способности выше среднего;
- повышенная мотивация;
- высокий уровень креативности.
Высокий уровень развития хотя бы одного из этих компонентов дает возможность оценивать ребенка как одаренного и соответственно строить индивидуальную работу с ним.
В ходе изучения феномена детской одаренности учеными была установлена различная степень проявления способностей - от просто повышенной готовности к обучению до особой одаренности.
Задача педагога - вовремя выявить учащихся с повышенной мотивацией к обучению, организовать системную работу с ними и предоставить весь арсенал образовательных услуг.
В работе с одаренными учащимися руководствуюсь следующими принципами:
- гуманизм (признание потенциальной одаренности каждого ребенка);
- демократизм (развитие одаренных детей независимо от места их проживания и доходов семьи);
- научность;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- системность;
- интеграция интеллектуального, нравственного и физического развития;
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
- максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
Ожидаемые результаты
- своевременное выявление потенциальных способностей одаренных учащихся и обеспечение их развития;
- формирование школьного банка данных по различным направлениям работы с высокомотивированными и способными учащимися;
- создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения работы с высокомотивированными и способными учащимися;
- внедрение в образовательный процесс продуктивных технологий и методик;
- организация научного сообщества учащихся;
- формирование положительного общественного мнения о детской одаренности.
План работы с одарёнными детьми
№п/п | Содержание мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Составление плана работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе | Утверждение плана на МО | Август |
2 | Изучение интересов обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. | Анкетирование, собеседование, интеллектуальные игры | Сентябрь |
3 | Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе | Практические занятия | Сентябрь-октябрь |
4 | Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований | Практические занятия | Сентябрь |
5 | Подготовка к участию в районной предметной олимпиаде, олимпиаде | Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад | Сентябрь-ноябрь |
6 | Начало оформления творческих исследовательских работ | Практические занятия, индивидуальные консультации | Декабрь |
7 | Завершение работы по оформлению исследований | Презентация работ на заседании МО | Январь |
8 | Участие в научно-практической конференции научно-исследовательского общества | Конференция | Февраль |
9 | Школьный интеллектуальный марафон | Интеллектуальные игры, викторины | В течение года |
10 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | «Отечество», «Вдохновение», «Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» и т.д. | В течение года |
11 | Работа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи правописания», «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» | Практические занятия | В течение года |
12 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | Карточки, тесты, темы докладов, рефератов, творческих и исследовательских работ | В течение года |
13 | Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности | Карточки, тесты, материалы для подготовки к олимпиадам (в том числе электронные версии) | В течение года |
14 | Планирование работы на следующий год | Составление плана | Май |
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
"Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель- реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии - изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время учителя должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Учебник долгие годы был главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования. Но в настоящее время печатная продукция сдаёт свои позиции. На её место приходят информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при контроле за умениями, навыками учащихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
В последнее время невозможно представить профессиональную деятельность любого учителя без ИКТ-технологий, а с недавних пор и баз применения ЭОР. Мне это необходимо в своей педагогической деятельности для:
- планирования учебного материала и учебных занятий,
- подготовки печатных материалов к урокам;
- обработки результатов проверочных и контрольных работ
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.
Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
• программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
• компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5-11 класс);
• компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
• справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные персональные сайты учителей-словесников (resolventa.ru; school-collektion.edu.ru; fcior.edu.ru; univertv.ru; peressa2016.narod2.ru);
• проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (8-11 класс)
Опираясь на современные требования к уроку, стараюсь реализовывать на практике воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Этому способствует применение на уроках ИКТ-технологий и ЭОР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ве...
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм)....
Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...
«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Работа с учащимися низких учебных возможностей
Работа с учащимися низких учебных возможностей...