Применение информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, социальной адаптации выпускников школ в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Тихомирова Светлана Сергеевна, учитель СКОШИ № 4, г. Мончегорск, Мурманской обл.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, социальной адаптации выпускников школ в общество.
Учителями нашей школы привлекается огромное количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в среду.
Информационные технологии приняты на вооружение всеми педагогами нашей школы, т.к. позволяют оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии. Использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Формы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе (VIII вида):
1 Использование готовых электронных продуктов
2 Использование мультимедийных презентаций
3 Использование ресурсов сети Интернет
4 Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
5 Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.
Возможность использования компьютерных технологий, позволяет педагогам применять такой сложный для наших учащихся метод обучения, как метод проекта.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
Со своими учащимися мы успешно реализовали несколько проектов. Один из них – это коллективный долгосрочный проект. В 2007 году нашему городу исполнялось 70 лет. В связи с этим, был объявлен конкурс компьютерного творчества среди молодёжи города «Любимые места Мончегорска». Со своими учащимися мы решили принять участие в конкурсе. «Любимым местом» выбрали район в отдалении от центра города, где находится наша школа. Дело в том, что некогда здесь располагался посёлок, в котором была хорошо развита инфраструктура, проживало несколько тысяч жителей. Сейчас же школу окружают старые забытые дома и пустыри.
Мы поставили перед собой цель: обратить внимание жителей на этот уголок города.
Определили для себя задачи:
- Познакомиться со старожилами посёлка, узнать о быте и культуре людей прошлых лет.
- Собрать информацию о предприятиях, находящихся на этой территории
- Собрать фотоматериалы прошлых лет и современности
- Узнать о проблемах современных жителей
- Выдвинуть свои проекты будущего данного района
- Оформить всю информацию и результаты в мультимедийной презентации
Свою работу мы назвали «Есть ли будущее у «Вокзала» (так в городе называют наш район)»
Для осуществления задуманного нам понадобилось 2 месяца. За это время я организовала три экскурсии на предприятия, где ребята смогли собрать необходимую информацию. Учащиеся учились брать интервью у горожан и пробовать себя в роли фотокорреспондентов. Мы пригласили для беседы в класс двух жителей посёлка, которые рассказали ребятам много интересного об этих местах. Каждый учащийся класса предложил свои идеи использования пустырей в будущем. Свои идеи они оформили в виде рисунков. Чтобы успешно создать компьютерную презентацию о проекте, я провела серию интегрированных уроков в компьютерном классе, где учащиеся научились работать в программе POWER POINT. Совместно с учащимися мы выбрали дизайн слайдов, настроили анимацию.
В результате всей проведённой работы, наш проект был удостоен I места в городе.
В 2008 году, объявленном годом «Семьи», также в городе проходил конкурс компьютерного творчества, посвящённый семье. Со своей ученицей Ириной С., мы представили презентацию «Я тоже хочу семью» о детях – сиротах, или оставшихся без попечения родителей, проживающих в нашей школе-интернате. Эта работа также заняла I место среди учащихся города. Такой результат был достигнут благодаря индивидуальной проектной деятельности, где Ирина использовала метод анкетирования с целью определения, насколько счастливы эти ребята, какие у них интересы, хотелось ли им жить в семье.
Считаю, что организация проектной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида даёт хорошие результаты по повышению мотивации к обучению, расширению словарного запаса и кругозора учащихся, коррекции всех познавательных процессов, успешной адаптации учащихся в социум. А использование компьютерных технологий в проектной деятельности, на сегодняшний день – необходимое условие, чтобы сделать такой вид работы более интересным, творческим, значимым для каждого учащегося.
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Структура построения учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Применение современных образовательных технологий в обучении физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В отличие от традиционных методов обучения при деятельностном подходе учитель не просто сообщает информацию ученикам, но организует поиск, исследование приводящее к открытию новых знаний. Дети с...
Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....
Выступление на тему: «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни»
В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования. На практике этот принцип может быть воплощен только у...
«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическ...
- Мне нравится (1)