ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Программа
по индивидуальной работе с учащимся
с ограниченными возможностями
по предмету
РИСУНОК
Норильск 2014
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-Срок реализации учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени
-Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
-Форма проведения учебных занятий
-Цели и задачи учебного предмета
-Методы обучения
-Описание материально- технических условий реализации учебного предмета
2.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
-Годовые требования
3.Требования к уровню подготовки учащихся
4.Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание
-Критерии оценки
5.Методическое обеспечение учебного процесса
6.Список методической литературы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».
Рисунок – основа изобразительного искусства, помогает развить наблюдательность, воображение, фантазию, память, координацию руки и глаза.
Данная программа разработана для занятий с учеником с ограниченными возможностями (первичная лимфедема).
Внешние проявления первичной лимфедемы:
-снижение способности к установлению эмоционального контакта;
-трудности восприятия информации;
-раздражительность.
-малая потребность в общении;
Занятия рекомендуется проводить в одной и той же обстановке, в привычных для ученика условиях. Работа с таким учеником должна быть последовательной, от простых заданий к сложным. Нужно поставить конкретную задачу, объяснить ученику, что он должен делать. Также можно поэтапно выполнить рисунок вместе с учеником, при необходимости задействовать его руки. Все сложные действия необходимо разбивать на простые задания, иначе учащийся не сможет их выполнить.
Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимся получаемых знаний, умений и навыков и закрепление их в последующих заданиях.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |
Годы обучения | 1-й год | ||
Полугодия | 1 | 2 |
|
Аудиторные занятия | 17 | 18 | 35 |
Самостоятельная работа | 8.5 | 9 | 17.5 |
Максимальная учебная нагрузка | 25.5 | 27 | 52.5 |
Вид промежуточной аттестации |
| просмотр |
|
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при сроке обучения 1 год составляет 52.5 часа. Из них 35 часов - аудиторные занятия, 17.5 часов - самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения.
Рекомендуемый объем учебных занятий по предмету «Рисунок» общеразвивающей программы в области изобразительного искусства для учащихся с ограниченными возможностями со сроком обучения 1 год составляет:
-аудиторные занятия:
1 класс - по 1 час в неделю;
-самостоятельная работа:
1 класс - по 0.5 часа в неделю.
После занятий с педагогом, пройденный материал нужно закрепить дома в комфортных и привычных для учащегося условиях (внеаудиторная, самостоятельная работа). Она может быть использована обучающимся на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающегося в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Рисунок» является установление эмоционального контакта, развитие внимания, восприятия, памяти, формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентация на плоскости листа.
Задачами учебного предмета «Рисунок» являются:
- знакомство с различными графическими материалами;
- развитие координации рук;
- формирование умения изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный (постановка конкретной задачи);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный.
Описание материально- технических условий реализации учебного предмета
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей ученика и с учетом его навыков и умений.
В программе решается задача формирования развития у учащегося внимания, восприятия, памяти, развитие социально-бытовых навыков (подготовка рабочего места к уроку), формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентации на плоскости листа, знакомство с различными графическими материалами, развитие координации рук, формирование умения изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения.
Предлагаемые темы заданий по основам рисунка носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные внеаудиторные (самостоятельные) задания.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 полугодие | |||||
1. | Линия. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Выразительные средства в рисунке - точка, линия, пятно. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | 3 | 1 | 2 | |
4. | «Робот». Составление робота из геометрических фигур. | 3 | 1 | 2 | |
5. | «Фантазийное животное». | 3 | 1 | 2 | |
6. | «Ёжик». | 3 | 1 | 2 | |
7. | «Веселый снеговик». | 3 | 1 | 2 | |
8. | «Ёлочка». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
2 полугодие | |||||
9. | «Зимний лес». | 3 | 1 | 2 | |
10. | Знакомство с тоном (гусеница). | 3 | 1 | 2 | |
11. | Работа с натурным материалом (фрукты, овощи). | 3 | 1 | 2 | |
12. | Работа с натурным материалом (осенние листья). | 3 | 1 | 2 | |
13. | Силуэт. Кувшин на светлом фоне. | 3 | 1 | 2 | |
14. | Силуэт. Кувшин на темном фоне. | 3 | 1 | 2 | |
15. | «Колобок». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
16. | «Волшебный город». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
| Итого: | 52.5 | 17.5 | 35 | |
Содержание программы
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.
Каждое занятие обязательно начинается с организации рабочего места, подготовки необходимых материалов, это снимает напряженность у ученика, возникает предсказуемость того, чем придется заниматься.
Процесс изучения каждой темы программы включает следующие этапы:
- просмотр наглядных пособий по данной теме;
- практическое выполнение задания.
Первый год обучения.
1 полугодие.
- Линия.
Знакомство с пластическим разнообразием линий, инструментами и материалами. Приемы проведения линий. Выявление умений учащегося. Формат А4. Материал - бумага тонированная, фломастеры, карандаши цветные, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа - проведение разнообразных линий.
2. Выразительные средства в рисунке – точка, линия, пятно.
Знакомство с разнообразием линий и пятен (на примере рисунка бабочки, стрекозы и т.д.). Формат А4. Материал - тонированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, пастель.
Самостоятельная работа: рисунок цветка - линией, пятном.
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Рисование геометрических фигур линией и пятном. Заполнение всей поверхности листа. Форма А3. Материал - черная, белая гуашь, тушь, кисти.
Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур ч/б гуашью.
4. «Робот».
Составление рисунка робота из геометрических фигур. Правильная компоновка рисунка в листе. Штриховка внутри геометрических тел цветными карандашами. Формат А2. Материал - бумага, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик.
Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур цветными карандашами.
5. «Фантазийное животное».
Компоновка в листе. Рисование кистью. Составление рисунка животного из геометрических фигур. Использование черной и белой гуаши. Формат А3, А2. Материал - бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением животных.
6. «Ёжик».
Формирование навыка правильной компоновки в листе. Передача характера ежика с помощью линий-колючек, используя образность штриха, пятна, точек, черточек. Формат А2. Материал - черная тушь или гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок ветки, елки.
7. «Веселый снеговик».
Компоновка в листе. Изображение кругов разного размера. Рисование кистью. Линия, пятно. Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: рисование кружочков разного размера пятном.
8. «Ёлочка».
Изображение треугольников и кружочков разного размера. Компоновка в листе. Формат А2. Материал - пастель, фломастеры, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: рисование треугольников кистью.
2 полугодие
9. «Зимний лес».
Развитие и совершенствование навыков работы гуашью, заполнение формата изображением. Выявление простого ритма (сугробы, деревья). Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, тушь.
Самостоятельная работа: рисунки веточек деревьев.
10. Знакомство с тоном (гусеница).
Компоновка в листе. Рисунок гусеницы из кружочком разного размера от большого к малому и разного тона, от светлого к темному. Формат А3. Материал - графитный карандаш, ластик.
Самостоятельная работа: рисунок воздушных шариков разных по тону.
11. Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).
Компоновка в листе. Работа с натурным материалом. Передача силуэта предметов и характер формы. Формат А4, А3. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.
Самостоятельная работа: выполнение треугольников кистью разного размера.
12. Работа с натурным материалом (осенние листья).
Заполнение формата листа. Работа с натурным материалом. Передача характера листьев. Линия, пятно. Формат А3, А4. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.
Самостоятельная работа: рисунок силуэта листьев.
13. Силуэт. Кувшин на светлом фоне.
Заполнение листа изображением. Темный кувшин на светлом фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок кружки, темный силуэт на светлом фоне.
14. Силуэт. Кувшин на темном фоне.
Заполнение листа изображением. Светлый кувшин на темном фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок кружки, светлый силуэт на темном фоне.
15. «Колобок».
Работа цветными карандашами. Компоновка в листе. Заполнение формата изображением. Выделение главного героя тоном, размером. Формат А2. Материал - цветные карандаши.
Самостоятельная работа: рисование кружочков, квадратиков, треугольников разного размера цветными карандашами.
16. «Волшебный город».
Заполнение формата изображением. Развитие воображения. Работа цветными карандашами. Формат А2. Материал - цветные карандаши.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимся следующих знаний, умений и навыков:
-умение рисовать с натуры и по памяти предметы;
-навыки владения линией, штрихом, пятном;
-развитие внимания, восприятия, памяти;
- формирование умений и навыков работы в материале.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, формы, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащегося обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущий контроль и итоговая аттестации.
Итоговая аттестация успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия учебного года.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «5», «4», «3».
«5»(отлично):
-работа выполнена в полном объеме;
«4»(хорошо):
-работа имеет некоторую неточность и небрежность рисунка;
«3»(удовлетворительно):
-неумение самостоятельно вести рисунок.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Рисунок» необходимы следующие учебно-методические материалы: учебник, учебные пособия, учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия).
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий - рисование с натуры и дополняется зарисовками по памяти и представлению.
Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
Обучение рисунку сопровождается выполнением внеаудиторных (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Выполнение заданий должно контролироваться педагогом и родителями.
6.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010
2. Г.Баммес. Анатомия для художников. Берлин ,1985г.
3. Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Москва. ЭКСМО, 2005г.
4. Учебный рисунок в Акад.худ-ств. Д.Сафаралиева. Москва. Изобразительное искусство, 1990г.
5. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010.
6. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
7. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
8. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006.
9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009.
10. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
11. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».
12. Т.Питерс «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_risunok_dlya_struzhuk_a_2018_g-_taran_g.s.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛНАХСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МИР ВНУТРИ МЕНЯ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 ГОДА
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ:
МИР ВНУТРИ МЕНЯ
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ РИСУНОК
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
СОСТАВИТЕЛИ:
Г.С.Таран
Преподаватель ТДШИ
РЕЦЕНЗЕНТ:
Т.А.Шеверева
Член Союза художников РФ
директор МБУ «Норильская художественная галерея»
2013
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Директор
МБОУ ДОД «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 37 «01» сентября 2014 г.
от «30 мая»2014 г. от «01» сентября 2014 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Директор
МБОУ ДОД «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 03 «01» сентября 2015 г.
от «29 мая»2015 г. от «01» сентября 2015 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Педагогическим советом Директор МБУ ДО «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 03 «01» сентября 2016 г.
от «30 мая»2016 г. от «01» сентября 2016 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Педагогическим советом Директор МБУ ДО «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 03 «01» сентября 2017 г.
от «30 мая»2017 г. от «01» сентября 2017 г. _______________С.Э.Ужегов
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки литературы и средства обучения
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования. Содержание разделов и тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой методической литературы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».
Рисунок – основа изобразительного искусства, помогает развить наблюдательность, воображение, фантазию, память, координацию руки и глаза.
Данная программа разработана для занятий с учеником с ограниченными возможностями (первичная лимфедема).
Внешние проявления первичной лимфедемы:
-снижение способности к установлению эмоционального контакта;
-трудности восприятия информации;
-раздражительность.
-малая потребность в общении;
Занятия рекомендуется проводить в одной и той же обстановке, в привычных для ученика условиях. Работа с таким учеником должна быть последовательной, от простых заданий к сложным. Нужно поставить конкретную задачу, объяснить ученику, что он должен делать. Также можно поэтапно выполнить рисунок вместе с учеником, при необходимости задействовать его руки. Все сложные действия необходимо разбивать на простые задания, иначе учащийся не сможет их выполнить.
Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимся получаемых знаний, умений и навыков и закрепление их в последующих заданиях.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |
Годы обучения | 1-й год | ||
Полугодия | 1 | 2 | |
Аудиторные занятия | 17 | 18 | 35 |
Самостоятельная работа | 8.5 | 9 | 17.5 |
Максимальная учебная нагрузка | 25.5 | 27 | 52.5 |
Вид промежуточной аттестации | просмотр |
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при сроке обучения 1 год составляет 52.5 часа. Из них 35 часов - аудиторные занятия, 17.5 часов - самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения.
Рекомендуемый объем учебных занятий по предмету «Рисунок» общеразвивающей программы в области изобразительного искусства для учащихся с ограниченными возможностями со сроком обучения 1 год составляет:
-аудиторные занятия:
1 класс - по 1 час в неделю;
-самостоятельная работа:
1 класс - по 0.5 часа в неделю.
После занятий с педагогом, пройденный материал нужно закрепить дома в комфортных и привычных для учащегося условиях (внеаудиторная, самостоятельная работа). Она может быть использована обучающимся на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающегося в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Рисунок» является установление эмоционального контакта, развитие внимания, восприятия, памяти, формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентация на плоскости листа.
Задачами учебного предмета «Рисунок» являются:
- знакомство с различными графическими материалами;
- развитие координации рук;
- формирование умения изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти.
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный (постановка конкретной задачи);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный.
Описание материально- технических условий реализации учебного предмета
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей ученика и с учетом его навыков и умений.
В программе решается задача формирования развития у учащегося внимания, восприятия, памяти, развитие социально-бытовых навыков (подготовка рабочего места к уроку), формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентации на плоскости листа, знакомство с различными графическими материалами, развитие координации рук, формирование умения изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения.
Предлагаемые темы заданий по основам рисунка носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные внеаудиторные (самостоятельные) задания.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1 полугодие | |||||
1. | Линия. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Выразительные средства в рисунке - точка, линия, пятно. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | 3 | 1 | 2 | |
4. | «Робот». Составление робота из геометрических фигур. | 3 | 1 | 2 | |
5. | «Фантазийное животное». | 3 | 1 | 2 | |
6. | «Ёжик». | 3 | 1 | 2 | |
7. | «Веселый снеговик». | 3 | 1 | 2 | |
8. | «Ёлочка». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
2 полугодие | |||||
9. | «Зимний лес». | 3 | 1 | 2 | |
10. | Знакомство с тоном (гусеница). | 3 | 1 | 2 | |
11. | Работа с натурным материалом (фрукты, овощи). | 3 | 1 | 2 | |
12. | Работа с натурным материалом (осенние листья). | 3 | 1 | 2 | |
13. | Силуэт. Кувшин на светлом фоне. | 3 | 1 | 2 | |
14. | Силуэт. Кувшин на темном фоне. | 3 | 1 | 2 | |
15. | «Колобок». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
16. | «Волшебный город». | 4.5 | 1.5 | 3 | |
Итого: | 52.5 | 17.5 | 35 |
Содержание программы
Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.
Каждое занятие обязательно начинается с организации рабочего места, подготовки необходимых материалов, это снимает напряженность у ученика, возникает предсказуемость того, чем придется заниматься.
Процесс изучения каждой темы программы включает следующие этапы:
- просмотр наглядных пособий по данной теме;
- практическое выполнение задания.
Первый год обучения.
1 полугодие.
- Линия.
Знакомство с пластическим разнообразием линий, инструментами и материалами. Приемы проведения линий. Выявление умений учащегося. Формат А4. Материал - бумага тонированная, фломастеры, карандаши цветные, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа - проведение разнообразных линий.
2. Выразительные средства в рисунке – точка, линия, пятно.
Знакомство с разнообразием линий и пятен (на примере рисунка бабочки, стрекозы и т.д.). Формат А4. Материал - тонированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, пастель.
Самостоятельная работа: рисунок цветка - линией, пятном.
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Рисование геометрических фигур линией и пятном. Заполнение всей поверхности листа. Форма А3. Материал - черная, белая гуашь, тушь, кисти.
Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур ч/б гуашью.
4. «Робот».
Составление рисунка робота из геометрических фигур. Правильная компоновка рисунка в листе. Штриховка внутри геометрических тел цветными карандашами. Формат А2. Материал - бумага, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик.
Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур цветными карандашами.
5. «Фантазийное животное».
Компоновка в листе. Рисование кистью. Составление рисунка животного из геометрических фигур. Использование черной и белой гуаши. Формат А3, А2. Материал - бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением животных.
6. «Ёжик».
Формирование навыка правильной компоновки в листе. Передача характера ежика с помощью линий-колючек, используя образность штриха, пятна, точек, черточек. Формат А2. Материал - черная тушь или гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок ветки, елки.
7. «Веселый снеговик».
Компоновка в листе. Изображение кругов разного размера. Рисование кистью. Линия, пятно. Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: рисование кружочков разного размера пятном.
8. «Ёлочка».
Изображение треугольников и кружочков разного размера. Компоновка в листе. Формат А2. Материал - пастель, фломастеры, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: рисование треугольников кистью.
2 полугодие
9. «Зимний лес».
Развитие и совершенствование навыков работы гуашью, заполнение формата изображением. Выявление простого ритма (сугробы, деревья). Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, тушь.
Самостоятельная работа: рисунки веточек деревьев.
10. Знакомство с тоном (гусеница).
Компоновка в листе. Рисунок гусеницы из кружочком разного размера от большого к малому и разного тона, от светлого к темному. Формат А3. Материал - графитный карандаш, ластик.
Самостоятельная работа: рисунок воздушных шариков разных по тону.
11. Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).
Компоновка в листе. Работа с натурным материалом. Передача силуэта предметов и характер формы. Формат А4, А3. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.
Самостоятельная работа: выполнение треугольников кистью разного размера.
12. Работа с натурным материалом (осенние листья).
Заполнение формата листа. Работа с натурным материалом. Передача характера листьев. Линия, пятно. Формат А3, А4. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.
Самостоятельная работа: рисунок силуэта листьев.
13. Силуэт. Кувшин на светлом фоне.
Заполнение листа изображением. Темный кувшин на светлом фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок кружки, темный силуэт на светлом фоне.
14. Силуэт. Кувшин на темном фоне.
Заполнение листа изображением. Светлый кувшин на темном фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.
Самостоятельная работа: рисунок кружки, светлый силуэт на темном фоне.
15. «Колобок».
Работа цветными карандашами. Компоновка в листе. Заполнение формата изображением. Выделение главного героя тоном, размером. Формат А2. Материал - цветные карандаши.
Самостоятельная работа: рисование кружочков, квадратиков, треугольников разного размера цветными карандашами.
16. «Волшебный город».
Заполнение формата изображением. Развитие воображения. Работа цветными карандашами. Формат А2. Материал - цветные карандаши.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимся следующих знаний, умений и навыков:
-умение рисовать с натуры и по памяти предметы;
-навыки владения линией, штрихом, пятном;
-развитие внимания, восприятия, памяти;
- формирование умений и навыков работы в материале.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, формы, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащегося обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущий контроль и итоговая аттестации.
Итоговая аттестация успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия учебного года.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «5», «4», «3».
«5»(отлично):
-работа выполнена в полном объеме;
«4»(хорошо):
-работа имеет некоторую неточность и небрежность рисунка;
«3»(удовлетворительно):
-неумение самостоятельно вести рисунок.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного результата в освоении программы «Рисунок» необходимы следующие учебно-методические материалы: учебник, учебные пособия, учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия).
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий - рисование с натуры и дополняется зарисовками по памяти и представлению.
Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
Обучение рисунку сопровождается выполнением внеаудиторных (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Выполнение заданий должно контролироваться педагогом и родителями.
6.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010
2. Г.Баммес. Анатомия для художников. Берлин ,1985г.
3. Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Москва. ЭКСМО, 2005г.
4. Учебный рисунок в Акад.худ-ств. Д.Сафаралиева. Москва. Изобразительное искусство, 1990г.
5. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010.
6. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
7. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.
8. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006.
9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009.
10. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
11. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».
12. Т.Питерс «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...
Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »
Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...