Разминки по русскому языку 5 - 9 классы.
материал по русскому языку
Разминки по русскому языку в 5 - 9 классах предполагают небольшие задания на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razminki_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Разминка №1
1. Назовите гласные и согласные звуки в слове фюзеляж (корпус летательного аппарата).
Ответ: гласные – [ у], [иэ ], [а]; согласные –[ ф,], [ з,], [л,], [ ш].
2. Объясните значение и написание: прибывать вовремя – пребывать в отпуске.
Ответ:
- прибывать вовремя – приходить, приезжать (приставка при-);
- пребывать в отпуске – находиться (приставка пре-).
3. Определите способ образования слова возглавить.
Ответ: возглавить глава (приставка воз-, суффикс -и-), приставочно-суффиксальный.
4. Диагностика (назовите все орфограммы в словах). Стремительно съедем на салазках с горки.
5. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов: похитит – похищает.
Ответ: похитит – что сделает? - что сделать? – похитить – II спр. – похитит (окончание –ит); похищает – что делает? - что делать? – похищать – I спр. – похищает (окончание –ет).
6. Определите вид связи в словосочетании родительское собрание, замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ: родительское собрание – согласование, собрание родителей – управление.
7. «Верните предложение со знаками» (учащиеся повторяют прочитанное учителем предложение, называя все знаки препинания).
Всё-таки лучше Максим Максимыч отвечал он, чтоб совесть была чиста (М.Ю. Лермонтов.)
Ответ: «Всё-таки лучше, Максим Максимыч, - отвечал он, - чтоб совесть была чиста».
8. Выпишите грамматическую основу предложения.
Половину следующего дня она была тиха, молчалива и послушна. (М.Ю. Лермонтов.)
Ответ: она была тиха, молчалива и послушна.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Максим Максимыч имел глубокие сведения о поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. (М.Ю. Лермонтов.)
Ответ: 4
10 Составьте схему предложения.
К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены: они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе… (М.Ю. Лермонтов.)
Ответ: [ ] : [ ], и [ ]
Разминка №2
1. Назовите непроизносимые согласные в словах: ненастный, сердце, тростник, чувствовать.
Ответ: ненастный, сердце, тростник, чувствовать.
2. Определите способ образования слова замес.
Ответ: замес замесить, бессуффиксный.
3. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов: насытит – насыщает.
Ответ:
- насытит - что сделает? - что сделать? – насытить - II спр. – насытит (окончание –ит);
- насыщает – что делает? - что делать? – насыщать – I спр. - насыщает (окончание –ет).
4. Поставьте числительное 583 в творительный падеж.
Ответ: пятьюстами восьмьюдесятью тремя.
5. Объясните значение и написание слов обессилеть - обессилить.
Ответ:
- обессилеть – стать бессильным (без пищи можно обессилеть),
- обессилить – сделать бессильным (обессилить врага было нелегко).
6. Замените слово «завалить» (порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу (Д. Иванов.)) стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: убить.
7. Определите вид связи в словосочетании «безымянную речушку» и замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ: безымянную речушку – согласование, речушку без имени – управление.
8. Выпишите грамматическую основу из предложения.
Успев отведать ещё тёплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. (Д. Иванов.)
Ответ: он дремал, щурился.
9. Верните предложение со знаками.
Туннель это ночь но не вправду а в шутку (С. Маршак.)
Ответ. Туннель – это ночь, но не вправду, а в шутку.
10. Составьте схему предложения.
Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.
Ответ: [ ], и [ ], (когда…).
Разминка №3
1. Назовите звонкие и глухие согласные в слове наезд.
Ответ: звонкие –[н],[j,], глухие – [с],[т].
2. Образуйте от глаголов «обезводить» и «обезвоживать» причастия.
Ответ:
- обезводить(СВ) – обезводивший(действительное), обезвоженный(страдательное);
- обезвоживать(НСВ) – обезвоживающий(действительное), обезвоживаемый(страдательное).
3. Поставить числительное 197 в творительный падеж.
Ответ: ста девяноста семью.
4. Определите способ образования слова приутихнуть.
Ответ: приутихнуть утихнуть, приставочный.
5. Диагностика.
Прибрежный камыш, сквозь который пробиралась лодчонка, таинственно о чём-то шепчется с ивняком.
6. Определите вид связи в словосочетании «спросил с усмешкой», замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ:
- спросил с усмешкой – управление,
- спросил усмехаясь – примыкание.
7. Определите части речи в предложении.
Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (К.Г. Паустовский.)
Ответ.
нар. | нар. | гл. | нар. | кр.прил | сущ. | с. | прил. | сущ. | нар. | гл. | деепр. | п. | сущ. | прич. | сущ. | прил. | сущ. |
8. Выпишите грамматическую основу.
И Сергей, не без робости взглянув на неё, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от её слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки. (Ю. Бондарев.)
Ответ: Сергей встал, взял, начал подметать.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом.
Ответ: 3
10. Составьте схему предложения.
Сказки К. Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (Ю. Бондарев.)
Ответ: [ ], [ ], (без которых …).
Разминка №4
1. Назовите количество букв и звуков в слове галерея.
Ответ: букв – 7, звуков – 8.
2. Разведите по смыслу слова: адресат – адресант.
Ответ:
- адресат – тот, кто получает почтовое или телеграфное отправление (получатель);
- адресант – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (отправитель).
3. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов: умножишь – умножаешь.
Ответ:
- умножишь – что сделаешь?
- что сделать? – умножить – 2 спряжение – умножишь (окончание –ишь);
- умножаешь – что делаешь?
- что делать – умножать – 1 спряжение – умножаешь (окончание -ешь).
4. Образуйте от глаголов приблизишь – приближаешь деепричастия.
Ответ:
- приблизишь – что сделаешь?
- приближаешь – что делаешь?
- что сделав? – приблизив
- что делая? – приближая
5. Поставьте числительное 1995(год) в творительный падеж.
Ответ: тысяча девятьсот девяносто пятым (годом).
6. Определите вид связи в словосочетании «детское воображение», замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ: детское воображение – согласование, воображение детей - управление.
7. Определите способ образования слова безумство.
Ответ: безумство безумный, суффиксальный.
8. Выпишите грамматическую основу.
На детских книгах Чуковского воспитывалось уже не одно поколение. (Ю. Бондарев.)
Ответ: воспитывалось не одно поколение.
9. Верните предложение со знаками.
Там быть может перестанет биться это сердце полное тобой. (М.Ю. Лермонтов.)
Ответ. Там, быть может, перестанет биться это сердце, полное тобой.
10. Составьте схему предложения.
Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. (К.Г. Паустовский.)
Ответ: (Когда … ), [ ], и [ ].
Разминка №5
1. Выполните транскрипцию слова чертёж.
Ответ: [ч, иЭ р т, о ш]
2. Разведите по смыслу слова сломанный и сломленный.
Ответ:
- сломанный – с силой разбитый на куски, физически изувеченный (ветка, рука);
- сломленный – лишённый воли, подавленный морально, принужденный к покорности (человек, характер, дух, вера).
3. Определите способ образования слова дочерна.
Ответ: дочерна чёрный, приставочно-суффиксальный.
4. Образуйте причастия от глаголов осветить и освещать.
Ответ:
- осветить – что сделать?(СВ) – осветивший(действительное), освещённый(страдательное);
- освещать – что делать?(НСВ) – освещающий(действительное), освещаемый(страдательное).
5. Поставьте числительное 2873 (килограмма) в творительный падеж.
Ответ: двумя тысячами восьмьюстами семьюдесятью тремя (килограммами).
6. Диагностика.
По зарастающей ольховой порослью местности пробирается партизанский отряд.
7. Замените слово «незапамятных» стилистически нейтральным синонимом.
От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, - цвет незапамятных времён, цвет вечности. (К.Г. Паустовский.)
Ответ: древних, давних.
8. Верните предложение со знаками.
На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И.С. Тургенев.)
Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество. (М. Цветаева.)
Ответ. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
9. Выпишите грамматическую основу.
Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. (И. Крюкова)
Ответ: отмечу
10. Составьте схему предложения.
Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и, пока хозяин книги то ли отвлёкся, то ли вышел, начал читать. (Ю. Сенкевич.)
Ответ: […O и, (пока … то ли O, то ли O), O ].
Разминка №6
1. Выполните транскрипцию слова всерьёз.
Ответ: [ф с, иэ р, j, о с ]
2. Разведите по смыслу слова эмигрант – иммигрант.
Ответ:
- эмигрант – человек, переселяющийся в чужую страну;
- иммигрант – иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное жительство.
3. Назовите способ образования слова по-славянски.
Ответ: по-славянски славянский, приставочно-суффиксальный.
4. Образуйте степени сравнения прилагательного сладкий.
Ответ:
- сравнительная степень простая форма – слаще, составная форма – более сладкий,
- превосходная степень простая форма – сладчайший, составная форма – самый сладкий или слаще всего.
5. Какими правилами определяется правописание -н-//-нн- в словах?
… Надо мной простиралось небо. Тихое небо над притихшей землёй, полное беззвучие. Даже склеротический щебет крови в ушах – весенний лес, который всегда со мной, - замолк, пристыженный великим покоем мироздания. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины. (Ю. Трифонов.)
Ответ:
- весенний – на стыке морфем
- пристыженный – причастие, образованное от глагола совершенного вида (слово на –ный с зависимым словом)
- внутренней – прилагательное с суффиксом -енн- .
6. Замените слово «назидательно» стилистически нейтральным синонимом.
При этом она строго следила за тем, что я выбираю в её домашней библиотеке, говорила назидательно: «Нет, это тебе ещё рано читать, возьми лучше эту книгу». (Ю. Сенкевич.)
Ответ: поучительно.
7. Определите вид связи в словосочетании «корка хлеба» и замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ: корка хлеба – управление, хлебная корка – согласование.
8. Выпишите грамматическую основу.
По дороге на озеро стояло несколько ив.
Ответ: несколько ив стояло.
9. Верните предложение со знаками.
Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая замечательная женщина настоящая русская красавица с косой. (Ю. Сенкевич.)
Ответ. Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая, замечательная женщина, настоящая русская красавица с косой.
10. Составьте схему предложения.
Естественно, среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», а потом всё, что мог найти из других его произведений. (Ю. Сенкевич.)
Ответ: [ ]: [ ], (что… ).
Разминка №7
1. Назовите глухие согласные в слове невтерпёж.
Ответ: [ф], [т ,], [п, ], [ш].
2. Разведите по смыслу слова штатный – штатский.
Ответ:
- штатный – находящийся в штате, полагающийся по штату (сотрудник, место),
- штатский – не военный (врач, одежда).
3. Определите способ образования слова биофак.
Ответ: биофак биологический факультет, сложение частей основ.
4. Восстановите начальную форму и проверьте окончания глаголов торопится – поторапливается.
Ответ:
- торопится – что делает?
- что делать? – торопиться – 2 спряжение – торопится (окончание –ит);
- поторапливается – что делает?
- что делать? – поторапливаться – 1 спряжение – поторапливается (окончание –ет).
5. Диагностика.
В партере трёхъярусного драматического театра помещается свыше четырёхсот девяноста кресел.
6. Назовите части речи в предложении. Как велика людская взаимосвязь, о которой мы забываем в повседневной суете. (Ю. Трифонов.)
Ответ.
ч. | кр. | прил. | сущ. | п. | мест. | мест. | гл. | п. | прил. | сущ. |
7. Выпишите грамматическую основу.
И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины. (Ю. Трифонов.)
Ответ: что-то не могло не родиться.
8. Замените слово «не попадались» стилистически нейтральным синонимом.
Но даже по самому снисходительному расчету разве мне не попадались дурные и злые люди? (Ю. Трифонов.)
Ответ: не встречались.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти, мои товарищи, не вернувшиеся с войны. (Ю. Трифонов.)
Ответ: 2
10. Составьте схему предложения.
Дюма водил Андерсена по дешёвым парижским театрам, а однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман, то громко переругиваясь с его героями, то покатываясь от хохота. (К.Г. Паустовский.)
Ответ: [ ], а [ ], (как… ).
Разминка №8
1. Назовите звонкие согласные в слове скобка.
Ответ: звонких нет.
2. Разведите по смыслу слова удачный – удачливый.
Ответ:
- удачный – завершившийся удачей, хороший (поход, день);
- удачливый – тот, кому сопутствует удача, всё удаётся, везучий (человек).
3. Определите способ образования слова бездорожье.
Ответ: бездорожье дорога, приставочно-суффиксальный.
4. Образуйте деепричастия от глаголов обращаться – обратиться.
Ответ:
- обращаться – что делать?
- обратиться – что сделать?
- что делая? – обращаясь
- что сделав? – обратившись
5. Диагностика.
Чувствовал себя утомлённым после двадцативёрстного марш-броска по необычайно пересечённой равнине.
6. Замените слово «стремглав» стилистически нейтральным синонимом.
… фонарщик стремглав несся вдоль уличных сугробов. (По Л. Успенскому)
Ответ: быстро.
7. Выпишите грамматическую основу.
Они были вдвое выше тех. (Л. Успенский.)
Ответ: они были выше.
8. Определите вид связи в словосочетании «сумеречные часы» и замените синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
Ответ: сумеречные часы – согласование, часы сумерек – управление.
9. Верните предложение со знаками.
Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты.
10. Составьте схему предложения.
Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заштопанном костюме акробата, и все вокруг ахнули. (Л. Успенский.)
Ответ: (Когда … ), [ ], и [ ].
11. Определите вид сказуемого в предложении.
Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением. (И. Бунин.)
Ответ: был близок – составное именное, смотрел – простое глагольное.
12. К какой группе односоставных относится предложение?
Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. (В.Г. Бабенко)
Ответ: безличное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
5 класс.разминка по русскому языку
Разминка по русскому языку в 5 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Проверочная работа по русскому языку Класс: 5 класс
Обобщение тем: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; разносклоняемые имена существ...