Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тимуршина Альфия Абраровна

Разработка урока в 5 классе .Цель урока: знакомство обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; формирование познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

5класс   Русский язык(53)

Тема:  «Синтаксический разбор сложного предложения»

Цель урока: знакомство обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; формирование познавательной активности.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся объяснять языковые явления.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений
  • Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя
  • Коммуникативные: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания. 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?» Я буду задавать  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»,

Приём «Верные и неверные утверждения, верите ли вы ,что предложения бывают простые и сложные?(да)

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (Да)

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (Нет) 

А какие они бывают? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)

Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более? (Да)

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (Нет) А какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое)

Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (Да)

Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (И да, и нет) Почему?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)

 Проверка домашнего задания –Чтение составленных сложных предложений по

рисункам –упраж.241

3.Формулирование темы урока и постановка цели

1. Укажите номер сложного предложения.

Знаки препинания не проставлены.

1) Подоконник в моем доме – настоящий цветник. 2) В горшках растут пахучие цветы роза цикламен гвоздика герань. 3) На территории лагеря находился клуб. 4) Клуб большой и красивый. 5) Ласточка рассказала Дюймовочке  как она поранила себе крыло о терновый куст.

Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных предложений. Вопрос: как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (Синтаксический разбор сложного предложения)

А теперь давайте попробуем поставить цель урока. С какой целью мы будем изучать данную тему? (Научиться выполнять синтаксический разбор СП, уметь разбирать синтаксически СП).

  1. Объяснение нового материала

Сравните предложения.

 Первые ж…лтые лист..я падали  медленно на землю. 

Первые ж…лтые лист..я падали медленно на землю, и природа тихонько грустила

Чем они похожи, а чем отличаются?(Разбор сложного предложения)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, состоит из 2-х простых предложений, соединенных с помощью союза и

4. Первичная проверка понимания

Давайте систематизируем полученную вами информацию.

Итак, с чего мы будем начинать разбор СП? (Сначала нужно дать характеристику предложения).

С чего начнём характеризовать предложение? (По цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов).

Что мы делаем дальше? (Средства связи ПП в составе СП, знаки препинания внутри предложения).

Хорошо. А сейчас откроем учебник на странице   и проверим, всё ли правильно мы рассказали о синтаксическом разборе СП (Чтение материала учебни ка.- 111стр). 

Па м я т к а

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы каждого простого предложения.

3. Пронумеруйте ПП в составе СП.

4. Составьте схему.

5. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи.

6. Объясните постановку знаков препинания.

  1. Физкультминутка
  2.  Первичное закрепление.Работа по теме урока 

Упраж.242

-одно предложение письменно

  1. Запись и синтаксический разбор предложений:
  • В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (один ученик у доски)
  • Я слышал, как посапывает во сне кот.
  • Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.
  1. Рефлексия

Ребята! Сейчас я раздам вам листы с незаконченными предложениями. Выберите среди них то предложение, которое вы бы хотели дописать, и, соответственно, допишите его.

Если хотите, можете дописать все три предложения.

  • Сегодня на уроке я научился…
  • На уроке мне больше всего понравилось…
  • Сегодня мне не удалось…
  1. Домашнее задание

. Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Упраж.244..

Всем спасибо за урок! Я думаю, цель, поставленная в начале урока, была достигнута. Мне понравилась ваша работа.

  1. А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

  • В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

  • Я слышал, как посапывает во сне кот.

  • Я слышал, как посапывает во сне кот.

  • Я слышал, как посапывает во сне кот.

Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"

При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в  СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...

Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...