Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока в 5 классе .Цель урока: знакомство обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; формирование познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
5класс Русский язык(53)
Тема: «Синтаксический разбор сложного предложения»
Цель урока: знакомство обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; формирование познавательной активности.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся объяснять языковые явления.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений
- Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя
- Коммуникативные: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?» Я буду задавать вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»,
Приём «Верные и неверные утверждения, верите ли вы ,что предложения бывают простые и сложные?(да)
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (Да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (Нет)
А какие они бывают? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более? (Да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (Нет) А какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (Да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (И да, и нет) Почему?
Ребята, скажите мне, пожалуйста, на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)
Проверка домашнего задания –Чтение составленных сложных предложений по
рисункам –упраж.241
3.Формулирование темы урока и постановка цели
1. Укажите номер сложного предложения.
Знаки препинания не проставлены.
1) Подоконник в моем доме – настоящий цветник. 2) В горшках растут пахучие цветы роза цикламен гвоздика герань. 3) На территории лагеря находился клуб. 4) Клуб большой и красивый. 5) Ласточка рассказала Дюймовочке как она поранила себе крыло о терновый куст.
Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных предложений. Вопрос: как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (Синтаксический разбор сложного предложения)
А теперь давайте попробуем поставить цель урока. С какой целью мы будем изучать данную тему? (Научиться выполнять синтаксический разбор СП, уметь разбирать синтаксически СП).
- Объяснение нового материала
Сравните предложения.
Первые ж…лтые лист..я падали медленно на землю.
Первые ж…лтые лист..я падали медленно на землю, и природа тихонько грустила
Чем они похожи, а чем отличаются?(Разбор сложного предложения)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, состоит из 2-х простых предложений, соединенных с помощью союза и
4. Первичная проверка понимания
Давайте систематизируем полученную вами информацию.
Итак, с чего мы будем начинать разбор СП? (Сначала нужно дать характеристику предложения).
С чего начнём характеризовать предложение? (По цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов).
Что мы делаем дальше? (Средства связи ПП в составе СП, знаки препинания внутри предложения).
Хорошо. А сейчас откроем учебник на странице и проверим, всё ли правильно мы рассказали о синтаксическом разборе СП (Чтение материала учебни ка.- 111стр).
Па м я т к а
1. Прочитайте предложение.
2. Выделите грамматические основы каждого простого предложения.
3. Пронумеруйте ПП в составе СП.
4. Составьте схему.
5. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи.
6. Объясните постановку знаков препинания.
- Физкультминутка
- Первичное закрепление.Работа по теме урока
Упраж.242
-одно предложение письменно
- Запись и синтаксический разбор предложений:
- В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (один ученик у доски)
- Я слышал, как посапывает во сне кот.
- Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.
- Рефлексия
Ребята! Сейчас я раздам вам листы с незаконченными предложениями. Выберите среди них то предложение, которое вы бы хотели дописать, и, соответственно, допишите его.
Если хотите, можете дописать все три предложения.
- Сегодня на уроке я научился…
- На уроке мне больше всего понравилось…
- Сегодня мне не удалось…
- Домашнее задание
. Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Упраж.244..
Всем спасибо за урок! Я думаю, цель, поставленная в начале урока, была достигнута. Мне понравилась ваша работа.
- А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И берись смелей за дело.
- В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
- Я слышал, как посапывает во сне кот.
- Я слышал, как посапывает во сне кот.
- Я слышал, как посапывает во сне кот.
Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс
Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"
При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...
Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...
Урок в 5 классе (по ФГОС). Тема: «Разбор сложного предложения»
Урок-практикум....
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...