Подлежащее и способы его выражения
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Дата проведения:
Название программы, учебного предмета | Рабочая программа по русскому языку, 5-9 классы, УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Предмет: русский язык |
Год обучения | 8 |
Тип занятия | Урок открытия новых знаний |
Тема | Подлежащее и способы его выражения |
Цель | Познакомить учащихся повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях |
Задачи | Образовательные:расширение и закрепление у учащихся базовых знаний о способах выражения подлежащего; расширение знания о подлежащем как о главном члене предложения; нахождение подлежащего в предложения. Развивающие: развитие у учащихся познавательной активности учащихся; развитие внимания, памяти, критического мышления. Воспитательные: воспитание интереса к предмету, формирование и закрепление творческого отношения к учебе |
Планируемые результаты (из планируемых рез-в в РПУП) | Предметные результаты: знать :понятия подлежащее, способ выражения подлежащего уметь : находить подлежащее в предложении; верно определять способ выражения подлежащего в предложении Личностные результаты: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. Регулятивные УУД: Использовать имеющиеся знания и опыт; Воспринимать новую информацию; Уметь прослеживать последовательность действий на занятии; Уметь фиксировать последовательность действий на занятии; Принимать исполнительскую задачу и инструкцию учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и слышать друг друга и педагога, устанавливать рабочие отношения; Исполнение со сверстниками упражнений в парах, в творческих группах. Следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности; Умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: Умение систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия Умение ориентироваться в своей системе знаний: выполнять упражнения Обогащать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, применять для эффективных способов решения |
Основные понятия | подлежащее, способ выражения подлежащего, части речи |
Межпредметные связи | формирование общенаучных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, организационных; развитие умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями |
Ресурсы: основные и дополнительные | программа – В.В. Бабайцева (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с. оборудование: раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий |
Формы | групповая , парная, индивидуальная . |
Технология | развития критического мышления, проблемного обучения |
Приложение №1
1. Работа с информационным текстом.
Текст | Маркировка |
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи. Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?». Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю. А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал. Место подлежащего может занять любая часть речи. Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает. Или причастие: Провожающие стояли у вагона. Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация. |
Приложение №2
Карточка №1
1. Наступила осень.
2. Я люблю зиму.
3. Больные сидели в зале.
4. Вошли приглашенные.
5. Твои завтра мне надоели.
6. Далече грянуло ура.
7. Девять делится на три.
8. Служить – родину любить.
9. Дело нужное – учиться.
Приложение №3
Карточка №2
1.Незабудка – твой любимый цветок.
2.Врага уничтожить – большая заслуга
3.Двое сегодня не явились на урок
4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
5.Провожающие вошли в поезд.
6.Семеро вышли на крыльцо.
7. Жить — это только привычка.
8.Слабенькое мяу доносилось из окна.
9.Он вернулся в дом.
10.Сережа не подготовился к уроку, потому что в доме отключили свет.
Приложение №4
Анкета
1. На уроке я был активен / пассивен
2. Урок показался длинным / коротким
3. Материал урока мне понятен / не понятен
4. Своей работой я доволен / не доволен
5. Я смогу / не смогу применять полученные знания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подлежащее и способы его выражения
Данный материал предназначен для проведения урока русского языка по русскому языку в 8 классе....
Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.
повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева....
Подлежащее и способы его выражения
Презентация содержит материал, раскрывающий способы выражения подлежащего, материал для отработки навыка нахождения подлежащего и определения способов его выражения....
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...
Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"
Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"...
Памятка "Подлежащее и способы его выражения"
Памятка "Подлежащее и способы его выражения" с примерами для учеников 8 класса...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Подлежащее и способы его выражения»
Тема: «Подлежащее и способы его выражения»Класс: 8Цели и задачи урока:1. Образовательный аспект: - обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах...