Подлежащее и способы его выражения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Данный материал предназначен для проведения урока русского языка по русскому языку в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подлежащее, способы выражения, инсценировка, проблемный вопрос | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 8 класса учителя Голиш Т.А.
Тема урока: «Подлежащее и способы его выражения»
Цели и задачи урока:
1. Образовательный аспект:
- обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
- выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;
- определять способы выражения подлежащего;
- правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
- формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания на практике;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения работы в парах.
3. Воспитательный аспект:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развивать культуру речи;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник «Русский язык» (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), дидактический раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке: лингвистический театр, проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.
Методы обучения: инсценирование, эвристическая поисковая беседа, демонстрация, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учащихся |
Организационный момент. | Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Оформление тетрадей: запись даты. |
Этап мотивации. | За окнами осень – прекрасная пора. Золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. Да и урок у нас сегодня будет необычный. На какое-то время мы с вами окажемся в театре. | Слушают. |
Актуализация знаний. | - Запишите предложение, выделите его грамматическую основу и укажите, чем выражено подлежащее. Сделайте вывод. | Подготовленные учащиеся показывают фрагмент театрализованного урока по теме «Подлежащее». (приложение 1). Завтра (нар.) обязательно наступит. В роли подлежащего выступает наречие, а не существительное или личное местоимение, как мы привыкли. |
Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. | Итак, ребята, кто-то из вас уже определил тему урока? Запишите тему урока в тетрадь. - Какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? - Исходя из сказанного, сформулируйте цель урока и проблемный вопрос. | Подлежащее и способы его выражения. Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Чаще всего выражается существительным или местоимением. А в небольшом спектакле был намёк на то, что подлежащее может выражаться и другими частями речи. Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее. |
Создание условий для решения проблемной ситуации. | Проведём наблюдения (см. приложение 2 – карточка 1). Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания. Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в тетрадь. Проверим свои выводы по учебнику. Откройте § 17 (стр. 46-47) и прочитайте правило. Возьмите на заметку! (см. приложение 2 – карточка 2). Необходимо уметь разграничивать подлежащее, которое выражено инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. Сравните: Учиться интересно. – Интересно учиться (сказуемое). | Заря (сущ.), мокрый (прил.), семеро (числ.), что-то (мест.), каждый (мест.), встретить (инф.), танцующие (прич.), завтра (нареч.), ура (межд.), пятнадцатое мая (словосоч.). Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием. Читают, запоминают. Работа с приложением 2 (карточка 2). |
Первичное закрепление знаний. | Работа с текстом (см. приложение 2 – карточка 3). - Прочитайте текст и озаглавьте его. - Какие чувства к родной улице испытывает автор этого сочинения? - Какие пословицы о родной стороне, родине вы знаете? - Выпишите выделенные предложения, подчеркните в них подлежащие и укажите, чем они выражены. Вот и ребятам из кружка «Юный Грамотей» встретилась такая же пословица, и их мнения по поводу подлежащего разошлись. Олег говорит: - Сторона – подлежащее, мать – сказуемое. - Ошибаешься, – возразил Юра. – Подлежащее выражено двумя словами: родная сторона. - Как это двумя? – возмутился Олег. – Здесь же ясно: что? – сторона, какая? Родная. Это второстепенный член предложения. - Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха. - А как вы думаете, ребята, кто из них прав? Почему? Выполнение упражнения 94. - Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого: если сказуемое в единственном числе, то в составе подлежащего одно слово, если во множественном числе, то подлежащее выражено синтаксически неразложимым словосочетанием. |
Родная улица. Чувство теплоты, нежности, любви. Всякому мила своя сторона. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Нет ничего краше, чем родина наша. Человек без родины – что соловей без песни. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. И не маршируют военные (прил.) по площади Кабрала, и не раздаётся над ней радостное «ура» (межд.). Это (мест.) обычная улица с современными постройками. Жить (инф.) на ней – одно удовольствие. Родная сторона (словосоч.) – мать, чужая (словосоч.) – мачеха. Прав Юра, т.к. словосочетание «Родная сторона» можно заменить словом «Родина». 1. Мать с дочерью уехали – мать уехала. 2. Георгий с сыном были – Георгий был. 3. Коля с товарищем шли – Коля шёл. |
Контроль | Тест | Вариант 1. А1.2 А2.1 А3.2 А4.3 А5.2 А6.1 А7.3 Вариант 2. А1.1 А2.1 А3.2 А4.1 А5.4 А6.3 А7.2
|
Итог урока | - Что такое подлежащее? - Какая часть речи может занять место подлежащего? | Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием. |
Рефлексия | - Что на уроке было самым трудным, неинтересным? Интересным? - Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости? - Продолжите фразу: «Я научился…» | |
Домашнее задание | § 17, выучить правило. Упражнение 91 | |
Отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.
повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева....
Подлежащее и способы его выражения
Презентация содержит материал, раскрывающий способы выражения подлежащего, материал для отработки навыка нахождения подлежащего и определения способов его выражения....
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...
Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"
Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"...
Памятка "Подлежащее и способы его выражения"
Памятка "Подлежащее и способы его выражения" с примерами для учеников 8 класса...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Подлежащее и способы его выражения»
Тема: «Подлежащее и способы его выражения»Класс: 8Цели и задачи урока:1. Образовательный аспект: - обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах...
Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Тип урока: усвоения новых знаний.Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и ...