Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Лаптева Екатерина Валерьевна

Адаптированная программа для детей с ОВЗ (VII вид) по русскому языку по учебнику Ладыженской для 7 класса (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_7_klass_7_vid.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида, разработана на основе нормативных документов.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Индивидуальный учебный план на для обучающегося 7  класса

3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования

4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами»

5. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития разработана  для данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:

состояние здоровья;

учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);

социально-психическая адаптация.

Направления организации учебного процесса.

1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)

2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)

3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)

Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.

С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.

Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Главными задачами реализации программы являются:

  • формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Отбор учебного материала для содержания программы по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей.   Цели процесса обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса. В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


         Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения – самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном плане по русскому языку в 7 классе на часы самостоятельной работы отведены 2 часа, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Всего за год - 68 часов. Содержание самостоятельной работы по предмету «Русский язык» направлено на расширение и углубление практических знаний и умений обучаемого. Ряд тем изучается самостоятельно с использованием практических материалов, демонстрационных пособий, в том числе и презентаций.

  • Текстообразующая роль причастий - 2ч
  • Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (практика) - 4ч
  • Употребление предложений с причастным оборотом – 4ч
  • Постановка ударения в полных и кратких страдательных причастиях
    Описание внешности человека – 4ч
  • Текстообразующая роль деепричастий -2ч
  • Рассказ по картине – 2ч
  • Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом -4ч
  • Текстообразующая роль наречий – 2ч
  • Использование в речи наречий-синонимов и антонимов -4ч
  • Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий – 8 ч
  • Синтаксическая роль слов категории состояния – 4ч
  • Текстообразующая роль предлогов – 2ч
  • Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине – 8ч
  • Текстообразующая роль союзов – 2ч
  • Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности – 8ч
  • Текстообразующая роль частиц – 2ч
  • Рассказ по данному сюжету – 4ч
  • Интонационное выделение междометий -2ч

Итого: 68 часов.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе. В индивидуальном плане обучения в 2020 – 2021 году на изучение русского языка отведено 2 часа в неделю (63 часа в год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Повторение изученного в 5-6 классах.

Обучающийся научится: 

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты

Обучающийся получит возможность научиться: 

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

 - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

 - опознавать омонимы разных видов;

Морфология

Обучающийся научится: 

- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;  

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;

- использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- анализировать синонимические средства синтаксиса;

- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;

- объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из  орфографических словарей и справочников;

- использовать её в процессе письма.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию;

- использовать эту информацию в процессе письма.

Календарно-тематическое планирование

П/п

Раздел.Тема урока

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение изученного

в 5-6 классах.

6

2

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

1

3

Лексика и фразеология..

1

4

Фонетика и орфография.

1

5

Словообразование и орфография.

1

6

Морфология и орфография.

1

7

Контрольное списывание по теме

« Повторение изученного».

1

Причастие.

21

8

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл.

1

9

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий.

1

10

Синтаксическая роль причастий в предложении.

1

11

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

12

Понятие о причастном обороте.

1

13

Действительные и страдательные причастия.

1

14

Полные и краткие страдательные причастия.

1

15

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени.

1

16

Действительные причастия прошедшего времени.

1

17

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.

1

18

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

19

Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

1

20

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов.

1

21

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

22

Развитие речи. Выборочное изложение.

1

23

Морфологический разбор причастия.

1

24

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

25

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

26

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

27

Обобщение по теме «Причастие».

1

28

Контрольное списывание по теме.

1

Деепричастие.

8

29

Деепричастие как часть речи.

1

30

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

31

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

32

Деепричастия несовершенного вида.

1

33

Деепричастия совершенного вида.

1

34

Морфологический разбор деепричастия.

1

35

Итоговый урок по теме «Деепричастие».

1

36

Контрольное списывание по теме «Деепричастие».

1

Наречие.

10

37

Наречие как часть речи.

1

38

Степени сравнения наречий.

1

39

Морфологический разбор наречия.

1

40

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

1

41

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

42

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

1

43

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

44

Дефис между частями слова в наречиях .

1

45

Ь после шипящих на конце наречий.

1

46

Обобщение по теме «Наречие».

1

47

Категория состояния.

1

48

Категория состояния как часть речи.

1

Служебные части речи. Предлог.

5

49

Самостоятельные и служебные части речи.

1

50

Предлог как часть речи.

1

51

Непроизводные и производные предлоги.

1

52

Простые и составные предлоги.

1

53

Слитные и раздельные написания производных предлогов.

1

Союз.

8

54

Союз как часть речи.

1

55

Простые и составные
союзы.

1

56

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

57

Сочинительные союзы.

1

58

Подчинительные
союзы.

1

59

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

1

60

Обобщение по теме «Союз».

1

61

Контрольное списывание по теме «Союз. Предлог».

1

Частица.

1

62

Частица как часть речи.

1

Междометие.

2

63

Междометие как часть речи.

1

64

Итоговая контрольная работа.

1



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ДЦП

Данная адаптированная  программа составлена на основе следующих нормативных документов:  1Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»2ФГОС НОО ст. ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 8 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы  для  учащихся  с  умеренной ...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...

адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

рабочая программа для 5-9 классов...