Открытый урок в 10 классе "Признаки культурной речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Открытый урок в 10 классе "Признаки культурной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_priznaki_kulturnoy_rechi.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 10 классе
«Признаки культурной речи»
Учитель русского языка и литературы
Кадышман Марина Леонидовна
Цель: создание условий для осмысления понятия «Культура речи».
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
- формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения в активную деятельность;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и языкам других народов.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД:
- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
предметных результатов:
- формировать понятия о культуре речи, нормах языка,
- формировать умения исправлять орфоэпические, лексические ошибки,
- совершенствовать речевую культуру учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, словари, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Послушайте легенду.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...
– Что принес Эзоп? Прав ли он?
( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)
2. Работа с эпиграфом. Формулировка темы, цели урока.
«Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)
- Запишите тему урока, эпиграф.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.
- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
- Итогом нашего урока станет таблица, которую мы с вами постепенно будем заполнять.
«Речь культурного человека должна быть»
3. Работа в парах.
А) - У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
баловать апостроф средства феномен заняла занята жалюзи сформированный бледна обеспечение осведомиться подростковый перенявший жестка убывший принудить благовест гражданство завидно исчерпать нефтепровод |
- самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)
- баловАть
- апострОф
- срЕдства
- фенОмен
- занялА
- занятА
- жалюзИ
- сформирОванный
- бледнА
- обеспЕчение
- освЕдомиться
- подрОстковый
- перенЯвший
- жесткА
- убЫвший
- принУдить
- блАговест
- граждАнство
- завИдно
- исчЕрпать
- нефтепровОд
- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
- Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
- Внесите в таблицу.
Б) - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
- Как называются такие слова? (паронимы)
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Точность, понятность)
- Внесите в таблицу.
4. Работа с текстом.
- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — „...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группах. На партах у вас лежат карточки. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится.
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это … утро. |
- Выберете одного выступающего от группы.
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
- Внесите в таблицу.
6. Работа со словарями.
- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.
«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»
- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».
- Что же такое нормы литературного языка?
(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка)
7. Творческая работа.
- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.
«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)
(Один-два человека зачитывают свои работы)
8. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи. Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык! Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.
- Пришло время подвести итоги. Те, кто считает, что с пользой провёл время, украсьте наше «Дерево настроения» розовыми сердечками. Те, кто считает, что не вынес для себя ничего нового, всё это знал – зелёными листочками, кто считает, что напрасно потратил своё время – голубыми облачками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"
Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...
Открытый урок письма и развития речи в 9 классе. Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.»
Тема : « Наречие. Повторение и обобщение.» Цель урока:1.Обобщение знаний о наречии.2. Закрепление знаний о значениях наречий, способах образования.3. Формировать умение выделять наречия в тексте....
Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Разработка открытого урока по развитию устной речи в 4 классе по теме:"Посуда"
В начле урока проходит организационный момент. Затем проводим речевую разминку, в которой говорится о посуде. Следующий этап урока - словарная работа.Дети узнают о лексическом значении слов "сервиз", ...
Открытый урок по теме «Прямая речь».
повторение знаков препинания при прямой речи...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...