Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
план-конспект урока по литературе

Пронкина Людмила Владимировна

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_po_chteniyu.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Уренского муниципального района Нижегородской области

 Открытый урок чтения и развития речи 

во 2-м классе. Г. Ладонщиков. "Наши друзья"

         Учитель: Пронкина Л.В.                         17. 12. 2013 год.

Тема: «Наши друзья»  Г.Ладонщиков.                                                                                         Цель: Ознакомление учащихся с произведением Г. Ладонщикова “Наши друзья”.                              

Задачи:                                                                                                                                                                  1. Познакомить с произведением “Наши друзья”;  вырабатывать у обучающихся навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
2. Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в запоминании; коррекция мышления; развивать зрительно- слуховое  восприятие, образное представление на основе чтения текста стихотворения.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чуткое отношение к птицам.
 Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и
способов действий.
Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: таблички со словами и картинками  “Зимняя кормушка”, картинки с изображением птиц,  звукозапись с голосами птиц, конверты с разрезными картинками,  презентация, на партах у каждого - таб. Шульте, рисунок кормушки, карточки со словами, текстами, карточки с цветными полосками, снежинка, капелька дождя.

 
                               
Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин.) Здравствуйте, ребята.                                                               - Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Начинаем урок чтения и развития речи.   2 слайд

а) - Рапорт.  Уточняется, какое сегодня число, месяц, день недели.

- Целеполагание. (1 мин.)

-Сегодня на уроке мы с вами проверим домашнее  задание и познакомимся с новым произведением.

-Ребята, вам Никита прочитает стихотворение.

Труд-но пти-цам зи-мо-вать, на-до пти-цам по-мо-гать.

Рас-пи-лить я по-про-сил до-соч-ку е-ло-ву-ю.

Вмес-те с па-пой сма-сте-рил птич-ки-ну сто-ло-ву-ю.

-О какой столовой прочитал…? (О кормушке).      3 слайд                                                                                     

- Ребята, у вас у каждого на парте карточка, на которой изображена кормушка. Вы чёрным карандашом рисуете кружочек внутри кормушки   (птичку), если правильно отвечали на вопросы или выполнили задание. Рисуете только  после моего знака (после каждого этапа урока). В конце урока мы оценим количество птичек на ваших кормушках.

б) Упр. на технику чтения.   (1 мин.)                                                                                                                      - Посчитать по - порядку числа в таблице, глазки должны смотреть только снизу вверх, засекаю время. (У каждого своя таблица на парте).

1

20

3

10

 12

2

18

6

16

4

5

13

7

14

9

15

11

17

19

8

(Таблица Шульте. Систематическое упр. В её прочтении (каждый раз новый вариант  расширяет поле обзора глаза при чтении).

II.  Логопедическая минутка    (1 мин.)                                                                               Артикуляционная гимнастика:                                                                                                          Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.

1.  Сказка о Веселом Язычке.                                                                                                                  Жил-был Веселый Язычок в своем домике - открыли широко рот.                                  Язычок проснулся и сделал  зарядку – язык вверх, вниз, в стороны,                            почистил  зубы – язык по краю зубов,

попил чайку – «чашечка»,                                                                                                           побелил потолок – язык по нёбу                                                                                       подмёл пол – язык «выметает» мусор                                                                                                             и поехал на лошадке - цок-цок-цок в школу помогать ребятам учиться –бла-ба-бла.

Учитель проговаривает слова, а учащиеся выполняют упражнения.

(Выработка правильного, полноценного движения артикуляционных органов необходимых для правильного произношения.)

2. Чтение скороговорок:                                                                                                                        Ос- ос- ос сильный мороз.
Ос-ос-ос на дворе трещит мороз.
Ос-ос-ос заморозил нас мороз.
Ос-ос-ос заморозил щёки, нос.

Береги нос в сильный мороз.
Сильный мороз хватает за нос.
Не боюсь тебя, мороз, растираю снегом нос!

-Какое время года звучало? (Зима)

III. Проверка домашнего задания  (1 мин.) 

- Какую тему изучаем по чтению? («Зимние страницы»)                                                                                 - Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).                                                                     - Какое домашнее задание вам было задано? (Зимний запас»)                                                             - Кто автор этого произведения? (Николай Сладков)

4 слайд (1 мин.)

А) Прочитайте названия животных, все ли правильно они указаны, нет ли ошибки?

 Белка                                                                                                                             Бурундук                                                                                                                               Крыса                                                                                                                                       Заяц                                                                                                                                     Волк                                                                                                                                  Медведь

-Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали домашний текст.                                  - Вспомните и подберите к данным словам, обозначающим предметы  слова – обозначающие действия: 

Белка – сушит                                                                                                                           Бурундук – собирает                                                                                                                   Крыса – прячет                                                                                                                                        Заяц – спрашивает                                                                                                                             Медведь - отвечает. (Хорошая проверка знания текста учащимися, читали они или нет; опора на память).

Б) Речевая гимнастика.       (1 мин.)                                                                                                            Чтение 10 слов, написанных на карточках на время. (Отрабатывается чтение трудных для детей слов из рассказа).                                                                                                                               - После чтения закрыть слова.                                                                                                                 - Назовите первое слово?                                                                                                                           - Последнее слово? (Слова на карточках по количеству разное. Каждому индивидуально, но первое и последнее слова совпадают).

-Прочитай слова, состоящие из двух слогов, из трёх.

Са-мо-ед, су-шит, бу-рун-дук, кар-тош-ку, встре-ча-ет, спра-ши-ва-ет, ша-та-ешь-ся,  на-гу-ля-ю, ко-сой, без-за-бот-ный. (Это упр выполняется ежедневно и повышает скорость чтения). Дифференцированный подход.

Коррекция восприятия на основе зрительных анализаторов, коррекция мышления.

Межпредметная связь.

Учащиеся читают вполголоса, отвечают на вопросы.

 Д) Выборочное чтение.    5 слайд  (2 мин.)                                                                                                                       1-Найдите в тексте и прочитайте, как животные готовятся к зиме.                                                        - Что спрашивает заяц у медведя?                                                                                                                    - Прочитайте ответ медведя.

Проверка знания текста, ориентировка в задании.

Дифференцированный подход.

(1 гр. читает  домашний текст с замазанными окончаниями (на карточках)).

Белка на зиму грибы суш    , бурундук собира__ орешки и семена, водян__ крыса пря-чет в норе картош__. Но хит-ре-е всех Медведь дела___. Встре-ча-___ его как – то Заяц и спра-ши-ва-__:

         -  Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готов__, один ты, Медведь, без забот ша-та-ешь-ся. Вот придёт зима – что лопать – то станешь, без-за-бот-н___?

            А медведь ему отвечает:

- Ты, кос__, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать, самоед! Я зим__ сам себя ем. Осенью нагул___ под шкур___ сала – на всю зиму хватит. Чего и тебе, кос___, совет_____

(Это упражнение развивает навык осмысленного чтения; приучает учащихся сразу логически осмыслять читаемый текст).

-Чёрным карандашом рисуют кружочек внутри кормушки…  

Физминутка для глаз, + дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку».    . 6 слайд  (2 мин.)

IV Изучение новой темы.  

Итак, из рассказа «Зимний запас» вы узнали, как животные запасают себе корм на зиму. А как же птицы находят себе корм зимой? Сегодня на уроке мы узнаем  это, познакомившись с новым стихотворением Г. Ладонщикова .

1). Рассказ об авторе. Биография Г. А. Ладонщикова. . 7 слайд  (1 мин.)

Коррекция познавательной деятельности учащихся.

Родился Георгий Афанасьевич Ладонщиков почти 100 лет назад в д. Каменка Смоленской губернии в крестьянской семье. С раннего детства он помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле, рано лишился отца, уже с восьми лет нянчился с племянниками. Его талант проявлялся уже в раннем детстве, тогда выучился играть на гармошке, и потешал дворовых ребятишек и взрослых придуманными частушками. Поскольку всё детство Георгий Ладонщиков жил и трудился в сельской местности, поэтому и стихи у него о природе,  животных, труде, урожае. . 8 слайд

- Сейчас познакомитесь со стихотворением Г.Ладонщикова “Наши друзья».

- Вы послушаете внимательно и подумайте над таким вопросом:
- Кого же автор называет нашими друзьями?

2)Первичное чтение стихотворения (читает учитель стихотворение наизусть).         (1 мин.)  

Учащиеся с закрытыми книгами слушают.

                                         

 - Как вы считаете, можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему?                               - Правильно, они уничтожают вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами. Недаром композиторы и поэты сочиняют музыку и стихи о птицах. Одно из таких стихотворений  вы сейчас прослушали.                                                             - Давайте вспомним птиц: перелетных и зимующих.
- Ребята, а как вы думаете, каких птиц называют перелётными, а каких зимующими?
 . 9 слайд (1 мин.)
Вывод учителя: Перелетные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми и поэтому улетают в теплые края. Зимующие – это те птицы, которые питаются семенами, ягодой, хлебными крошками, могут найти себе пищу в зимний период.

3)
. Упражнение «Найди птиц зимующих и перелётных». . 10 слайд
– Птиц зимующих найди, синим цветом обведи.
– Перелётных птиц найди, красным цветом обведи.
(1 мин.)

-Чёрным карандашом рисуют кружочек внутри кормушки…  


4)
Работа с учебником. (2 мин.)

- Открываем учебники, нам помогут закладки.
Самостоятельное чтение стихотворения. (Читают дети – жужжащее чтение)
- Как же мы должны относиться к птицам? (заботиться о них)

- Какую пользу приносят птицы? (они спасают нашу природу, лечат природу).
- Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.
5).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. 11 слайд  (1 мин.)

Обогащение словаря. Отработка чтения трудных слов.  Развитие техники чтения.

Читают из раздела в учебнике «Читай правильно».3 гр.- с учителем по полоскам вместе. Находят слово в рамочке – ПРО-НЫ -РЫ.

-Как вы понимаете это слово, объясните. ( Быстрые, проворные, вёрткие, стремительные, чтобы не остаться голодными, быстрее, мгновенно хватают корм). Учащиеся читают слова хором и каждый вполголоса.

6) Чтение стихотворения учащимися вслух (по указанию учителя). - Чтение текста стихотворения (по цепочке с заданием).     (2 мин.)                                           - Простым карандашом будете отмечать слово, после которого я скажу «стоп».                                                                                                                             ( Ребёнок читает, когда слышит «стоп» подчёркивает слово, на котором остановился. Такое чтение заставляет ребёнка читать очень внимательно). После чтения стихотворения учитель задаёт вопрос к отмеченному слову. Ученик находит выделенное слово и подчёркивает ему пару (получается словосочетание).
7
). Выборочное чтение. Игра "Голова и хвост" (учитель начинает строку, ученики находят и дочитывают предложение. (1 мин.)

8) Работа над содержанием произведения. (1 мин.)

- Какие птицы прилетели к кормушке?                                                                                                      - Чем кормили ребята прилетевших птиц?                                                                                                - По каким дням недели ребята кормили прилетающих к кормушке птиц?

Развитие устной речи.

-Чёрным карандашом рисуют кружочек внутри кормушки.  

Физминутка «Перелётные и зимующие птицы»      (2 мин.). 12 слайд                                                                       

Перелётные – машут руками.                                                                                                        Зимующие – приседают. 

(Ласточки, снегири, журавли,  соловьи, синицы, скворцы, воробьи, дятлы,  лебеди)                                                                                                                              

9) Работа над интонационной стороной речи.      (1 мин.)                                                                               - Найдите в тексте предложение, которое требует особой выразительности. (Последнее).                                                                                                                                                 - Кто сможет прочитать это предложение правильно, с нужной интонацией.

10) Выразительное чтение стихотворения. (3 мин.)

V. Обобщение. (5 мин.)
1
(панно “Кормушка”.)                                                                                                                                    - Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять на дерево. (Загадки читает учитель и ученики по очереди).

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый
...(воробей) . 13 слайд 

Непоседа пёстрая,                                                                                                                                           Птица длиннохвостая,                                                                                                                                   Птица говорливая,                                                                                                                                                Самая болтливая.                                                                                                                                       Вещунья белобока,                                                                                                                                                       А зовут её. (Cорока) . 14 слайд 

Я по дереву стучу,                                                                                                                                  Червячка добыть хочу,                                                                                                                                 Хоть и скрылся под корой                                                                                                                          - Все равно он будет мой! (Дятел) . 15 слайд 

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?..
(синичка) . 16 слайд 

Собирает он проворно,
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый …
(Голубь сизый).  17 слайд 

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут
! (снегирь) . 18 слайд 

Серая и черная,
Хитрая, проворная,
Кричит кар-кар-кар
. (Ворона) . 19 слайд 

Вот птичка так птичка,                                                                                                                                      Не дрозд, не синичка,                                                                                                                                        Не лебедь, не утка                                                                                                                                                   И не козодой.                                                                                                                                                 Но эта вот птичка,                                                                                                                                               Хоть и невеличка,                                                                                                                                        Выводит птенцов                                                                                                                           Только лютой зимой. (Клёст) . 20 слайд 

Только я из птиц, признаться,    

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. (Поползень) . 21 слайд 

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти – (Свиристели). . 22 слайд 

- Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось на дерево.                                                 - Все ли эти птицы были у кормушки?                                                                      - Каких не было? Поместите в кормушку прилетевших птиц. (Синицы, воробьи,снегири).                                                                                                                       -  Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

  • Кар-кар! (ворона)
  • Чик-чирик, чив-чив! (воробей)
  • Ча-ча-ча! (сорока)
  • Свири-свир! (свиристель)
  • Цок-цек, цок-цек! (клёст)
  • Рюм-рюм-рюм! (снегирь)
  • Синь-синь-синь! (синица)

-Чёрным карандашом рисуют кружочек внутри кормушки…  

( Доп. задание, если останется время.)

 Игра  "Узнай птицу"       (1 мин.)                                                                                                                   - Здесь зашифрованы названия зимующих птиц. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы к нам прилетали на занятие.

НИЦАСИ  

синица

БЕЙРОВО

воробей

 КАРОСО    

сорока

НАВОРО  

ворона

ЗЕНЬПОЛПО

поползень

СЛЁКТ

клёст

Упражнение на коррекцию мышления (1 мин.)                                                                                                                   (работа с осколочными картинками). (Раздать конверты каждому обучающемуся).
Инструкция: “У вас в конверте разрезанные картинки с изображением птиц.
Сложите их правильно. Затем назовите эту птицу”.
Работа учащихся у доски (2 учащихся индивидуально составляют осколочные картинки).

Упражнение на коррекцию зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании. (1 мин.)                                                                                                                  

- Какого цвета грудка у снегиря? (синицы, воробья). Найдите и покажите соответствующую полоску. ( У каждого ученика карточки с цветными полосками).

кр

ж

ч

сер

син

з

VI. Домашнее задание.  23 слайд 

 1гр.- выучить стихотворение наизусть,

2 гр.- читать выразительно, ответить на 4 вопрос.

3 гр.- читать, с 115.

Дифференцированный подход.


VII. Итог. (1 мин.)                                                                                                                  
- Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Почему птицы наши друзья?
- Как нужно относиться к нашим друзьям – птицам?                                                                       -9 из 10синиц погибает, причем не от холода, а от голода. Каждый из нас может спасти хотя бы несколько птиц! И пусть мы не можем сделать много, но мы сделаем всё равно больше, чем тот, кто совсем ничего не делает! Регулярно кормя птиц, мы не только помогаем им выжить, мы сами становимся лучше, добрее и счастливее! - Берегите их! Кормите их! Любите их!
. 24 слайд  Мы тоже свой посильный вклад вносим в спасении птиц. Провели акцию: «Покормите птиц зимой!», на которой мы оформили одноимённый стенд с нашими рисунками. Также смастерили кормушки и подкармливаем наших певчих друзей.
- Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?
На этом урок окончен, всем спасибо!"

 Рефлексия.     (1 мин.)                                                                                                                                                                                                                                    Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю украсить нашу картину «Зимнее настроение». Покажем, какое у вас настроение, если вы довольны своей работой, понравился урок, у вас отличное настроение, то прикрепляете на картину – красивую белоснежную снежинку. Но если у вас грустное настроение, вас урок ничем не порадовал, прикрепите синий дождик.

                                                                                                         

На этом урок окончен, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – тематический план по биологии для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии, раздел "Неживая природа"  для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....

Учебно – тематический план по биологии для 7 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии  для 7 класса, раздел "Растения. Грибы. Бактерии" в специальной  коррекционной школы VIII вида....

Учебно – тематический план по биологии для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии, раздел "Животные" для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....

Урок математики "Преобразование чисел, полученных при измерении" 7класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок математики с использованием упражнений на коррекцию мышления на основе упражнений в установлении....

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...