Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_9_klass.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные) | 3 |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | 5 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
4. | Приложение: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | 13 |
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка, рассчитана на один год и ориентирована на обучающихся 9 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- санПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03);
- учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2019-2020 уч. год;
- годовой календарный учебный график на 2019-2020 уч. год. МБОУ «СШ № 40» города Нижневартовска.
Освоение курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы организации учебных занятий по курсу «Русский язык и культура речи» следующие: практикумы, самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в группах, проектная деятельность.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
работа с научно-популярной литературой;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
систематизация учебного материала;
комплексный анализ текста;
анализ проблемных ситуаций,
выполнение практических работ, в том числе по материалам ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
- Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика и содержание программы | Занятия по освоению теоретического материала, часов | Практические занятия, часов | Всего часов |
1 | Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в современном мире. Русский язык и культура речи. Экология языка | 1 | 2 | 3 |
2 | Словари русского языка. Создание словарных статей | 1 | 1 | 2 |
3 | Нормы современного русского литературного языка | 2 | 2 | 4 |
4 | Лексика и фразеология. Типы лексических значений слов. Новые термины. | 0 | 4 | 4 |
5 | Фонетика. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпии. | 1 | 1 | 2 |
6 | Синтаксис простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации. | 3 | 3 | 6 |
7 | Решение олимпиадных заданий по русскому языку. | 2 | 2 | 4 |
8 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 1 | 2 |
9 | Комплексный анализ текста | 2 | 2 | 4 |
10 | Тестовая работа | 2 | 2 | 4 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
1 | Язык как могучее средство общественного развития. Русский язык и культура речи. | 1 | Знакомство с ролью русского языка как могучего средства общественного развития, важнейшего средства человеческого общения, с понятием «культура речи», с местом русского среди других языков в современном мире; выявление проблемы экологии языка. | ||
2 | Словари русского языка. Виды словарей. Практическая работа со словарями. | 1 | Овладение навыками практической работы со словарем, самостоятельное составление словарных статей для словарей орфографических, лексико-грамматических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и этимологических. | ||
3 | Нормы современного русского литературного языка. | 1 | Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами; со сложными случаями правописания числительных, существительных. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ОГЭ. | ||
4 | Принципы русской орфографии. Части речи в русском языке. | 1 | Работа по развитию умении обнаруживать и объяснять выбор орфограммы в словах разных частей речи. | ||
5 | Язык – развивающееся явление. Изменения норм литературного языка. | Изучение примеров изменения норм литературного языка по материалам ресурсов интернета. | |||
6 | Состав слова. Морфемы и их значение. | 1 | Развитие умения определять морфемы и части речи, разделять однородные члены и предложения, выделять вводные слова, обращения, обособленные обороты. | ||
7 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Правописание согласных в корнях слов. | 1 | Отработка умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание; формирование умения дифференцировать орфограмму в корнях слов, обогащать словарный запас слов. | ||
8 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | Развитие умения определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными, умения понимать новые слова путем осознания состава, умения пользоваться толковым и орфографическим словарями. | ||
9 | Правописание приставок, изменяющихся на письме. Приставки на -З, -С. | 1 | Закрепление умения находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. | ||
10 | Правописание приставок, зависящих от значения. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | Закрепление умения применить орфографическое правило: выбор букв Е и И в приставках –ПРЕ и –ПРИ. | ||
11 | Правописание на стыке приставки и корня. Ы, И после приставок. | 1 | Закрепление умения применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласную. | ||
12 | О, Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Суффиксы –ЕК (-ИК). Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К-, -СК-. | 1 | Закрепление умения применить орфографическое правило: буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Изучение единых правил правописания О,Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи, буквы Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований. | ||
13 | Решение тестовых и олимпиадных заданий. | 1 | Решение олимпиадных заданий по всем разделам языкознания. | ||
14 | Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. | 1 | Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных и отглагольных образований (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных от них существительных и наречий (ветреный – ветреность - ветрено). | ||
15 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-(-ЕВА-), –ИВА-(-ЫВА). | 1 | Закрепление и углубление умение учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор. Закрепление и отработка навыков правописания и проверки глагольных суффиксов. | ||
16 | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. | 1 | Развитие умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания, умения применять орфографические правила: правописание личных окончаний глагола и суффиксов действительных причастий настоящего времени; умения определять тип спряжения глагола. | ||
17 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | Изучение системы спряжений глаголов; роли категории наклонения и вида для правописания личных окончаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова. | ||
18 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | 1 | Изучение правописания сложных слов с первым компонентом ПОЛ- (ПОЛУ-); слитного написания сложных слов-терминов: густонаселенный. Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи. | ||
19 | Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | Отработка правильности написания предлогов: дефисное написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД; слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО, НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА. | ||
20 | Различение частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | Развитие умения различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать НЕ и НИ. | ||
21 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь правописание Ь на конце слов после шипящих. | 1 | Развитие умения правильно произносить и употреблять в речи слова с твердыми и мягкими согласными, умения использовать в работе орфографический словарь. Расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о частях речи. Развитие умения определять морфологическую принадлежность слов, составлять словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи. | ||
22 | Лексика и фразеология. Значение и происхождение фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. | 1 | Знакомство с понятиями: паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, омоформы, антонимы; градация. Изучение значения и происхождения фразеологизмов. Работа с лексическими единицами: иноязычные заимствования, стилистическая окраска лексических единиц, изобразительно-выразительные средства языка. | ||
23 | Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы. | 1 | Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
24 | Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы. | 1 | Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
25 | Синтаксические нормы языка. Грамматические ошибки. | 1 | Работа по выявлению и исправлению грамматических ошибок в простом и сложном предложении. | ||
26 | Основные понятия синтаксиса. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. | ||
27 | Синтаксические средства выразительности. | 1 | Практическая работа по определению синтаксических средств выразительности. | ||
28 | Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания. | 1 | Работа по определению основных признаков словосочетаний, выполнение анализа словосочетаний. | ||
29 | Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
30 | Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
31 | Решение тестовых заданий. | 1 | Решение тестовых заданий по определению основы предложения, анализу осложняющих элементов простого предложения, знакам препинания в простом и сложном предложении. | ||
32 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 | Изучение ИВС: значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь человека — один миг) в художественном произведении; роль эпитета в художественном произведении; сравнение и способы его оформления; олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении; метафора и ее разновидности. | ||
33 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, оксюморон и др. | |||
34 | Комплексный анализ текста. | Работа по алгоритму комплексного анализа текста, опыт коллективного анализа публицистического текста. | |||
35 | Итоговая тестовая работа. | Решение тестовых заданий по тематическим разделам лингвистики современного русского литературного языка. | |||
Итого: | 35 |
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Перечень используемой литературы
• Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.
• Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
• Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.
• Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.
• Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
• Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.
• Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. - «Интеллект-центр», 2005;
• Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.
• Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
• Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
• Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.
• Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001;
Список литературы по русскому языку для учителя
• Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
• Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.
• Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.
• Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.
• Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
• Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М.: Чистые пруды, 2006.
• Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.
• Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
• Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
• Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.
• Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.
• Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
• Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.
• Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
• Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.
• Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.
• Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.
• Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
• Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.
• Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.
• Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.
Список электронных ресурсов
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
http://language.edu.ru
http://www.gramma.ru
http://www.mapryal.org
http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
Технические средства обучения:
∙ мультимедийный компьютер;
∙ мультимедийный проектор;
∙ экран навесной;
∙ доска магнитная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Русский язык и культура общения"
Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для специальности КШИ...
Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс
Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...