Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс Русский язык и культура речи 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi_11_klass.docx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные) | 3 |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | 5 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
4. | Приложение: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | 13 |
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка, рассчитана на одингоди ориентирована на обучающихся 11 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- санПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03);
- учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2019-2020 уч. год;
- годовой календарный учебный график на 2019-2020 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Освоение курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,
7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы организации учебных занятий по курсу «Русский язык и культура речи»следующие: практикумы, самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в группах, проектная деятельность.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
работа с научно-популярной литературой;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
систематизация учебного материала;
комплексный анализ текста;
анализ проблемных ситуаций,
выполнение практических работ, в том числе по материалам ЕГЭ по русскому языку.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Знатоки русского языка»включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
- Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика и содержание программы | Занятия по освоению теоретического материала, часов | Практические занятия, часов | Всего часов |
1 | Язык и речь. Культура речи | 4 | 2 | 6 |
2 | Культура речи. Речевые ошибки | 6 | 5 | 11 |
3 | Культура речи. Грамматические ошибки | 8 | 5 | 13 |
4 | Культура речи. Речь правильная и речь хорошая | 3 | 2 | 5 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс | |||||
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
Язык и речь. Культура речи (6 часов) | |||||
1 | Русский язык и культура речи. Основные понятия культуры речи. Норма и ошибка в речи. | 1 | Знакомство с ролью русского языка как могучего средства общественного развития, важнейшего средства человеческого общения, с понятием «культура речи», с местом русского среди других языков в современном мире; выявление проблемы экологии языка, с понятием «языковая норма». | ||
2 | Язык – знаковая система. Уровни языка. Функциональные разновидности литературного языка. | 1 | Знакомство с языком как знаковой системой, с уровнями языка, с функциональными разновидностями современного русского литературного языка и их отличительными признаками по уровням языка. | ||
3 | Единицы языка. Понятие о языковой норме. | 1 | Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ. | ||
4 | Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. | 1 | Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ. | ||
5 | Коммуникативный аспект культуры речи. | Изучение коммуникативного аспекта культуры речи; примеров изменения норм литературного языка по материалам ресурсов интернета и текстов художественной литературы и публицистики. | |||
6 | Решение заданий ЕГЭ. | 1 | Решение заданий ЕГЭ, связанных с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. | ||
Культура речи. Речевые ошибки (11 часов) | |||||
7 | Классификация речевых ошибок. | 1 | Изучение классификации речевых ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе. | ||
8 | Ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. | 1 | Анализ ошибок, связанных с употреблением слов в несвойственном им значении, и причин их возникновения: незнание значения слова, смешение паронимов, незнание фразеологизмов и их значения. | ||
9 | Ошибки, обусловленные нарушением лексической и логической сочетаемости слов. | 1 | Изучение и коррекция ошибок, обусловленных нарушением лексической и логической сочетаемости слов (оказать пользу, играть значение и т.д.) | ||
10 | Лексические ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназмов). | 1 | Изучение и коррекция лексических ошибок, связанных с употреблением лишних слов (плеоназмов), употребление которых ничего не добавляет к уже сказанному и ничего не уточняет в нем (проливной ливень, очень прекрасное и т.д.). | ||
11 | Тавтология как речевая ошибка. | 1 | Анализ тавтологии как речевой ошибки (жители живут, целесообразные цели и т.д.). | ||
12 | Неуместное повторение слов. | 1 | Анализ неуместного повторения в предложении слов как речевой ошибки. | ||
13 | Двусмысленность при употреблении местоимения. | 1 | Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Двусмысленность при употреблении местоимения в предложении. | ||
14 | Использование однотипных синтаксических конструкций. | 1 | Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Использование однотипных синтаксических конструкций (речевая бедность); работа по формированию умения использовать синтаксические конструкции разного типа для выражения одной и той же мысли. | ||
15 | Стилистическая неуместность. | 1 | Анализ ошибок, связанных со стилистической неуместностью, и причин их возникновения: смешение лексики разных исторических эпох, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, использование слов и выражений иной стилевой окраски. | ||
16 | Нарушение порядка слов. | 1 | Анализ ошибок, связанных с нарушением порядка слов, который характерен для русского языка и связан с расположением отдельных членов предложения, и их разновидностей: разделение частей составного именного сказуемого, постановка косвенного дополнения перед прямым, относительного прилагательного перед качественным и др. | ||
17 | Тестирование по теме «Речевые ошибки». | 1 | Тестирование по теме «Речевые ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать речевые ошибки. | ||
Культура речи. Грамматические ошибки (13 часов) | |||||
18 | Классификация грамматических ошибок. | 1 | Изучение классификации грамматических ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе. | ||
19 | Ошибки в образовании слова, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса. | 1 | Изучение и коррекция ошибок в образовании слова, связанных с неправильным выбором приставки и суффикса; развитие умения видеть состав слова, находить для слова производящую основу и словообразовательные элементы. | ||
20 | Ошибки в образовании форм слова. | 1 | Изучение и коррекция ошибок в образовании форм слова, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся грамматическим значением: при формообразовании собирательных числительных, имен существительных, степеней сравнения, местоимений. | ||
21 | Ошибки в согласовании. | 1 | Анализ и устранение ошибок в согласовании, связанных с неверным установлением связей между словами. | ||
22 | Ошибки в управлении. | 1 | Анализ и устранение ошибок в управлении, связанных с употреблением зависимых слов не в том падеже, которого от них требует главное слово, в управлении при синонимических словах, при выборе предлога при управлении. | ||
23 | Ошибки при употреблении причастного оборота. | 1 | Анализ и устранение ошибок при употреблении причастного оборота: отрыв причастного оборота от определяемого слова, определяемое слово внутри причастного оборота и др. | ||
24 | Ошибки при употреблении деепричастного оборота. | 1 | Анализ и устранение ошибок при употреблении деепричастного оборота: отсутствие основного действия-глагола при добавочном действии-деепричастии, неверное указание лица, совершающего добавочное действие-деепричастие. | ||
25 | Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в простом и сложном предложении, связанных с нарушением согласования по числу (единственному и множественному) подлежащего и сказуемого. | ||
26 | Ошибки при употреблении однородных членов предложения. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении однородных членов предложения: несопоставимость понятий, несочетаемость родовых и видовых понятий, нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом, неверное употребление двойных союзов при однородных членах предложения и др. | ||
27 | Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение границ предложения. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в построении сложного предложения и нарушения границ предложения: нарушение порядка следования придаточных частей, неверный выбор подчинительного союза, неуместное употребление указательного местоимения в сложном предложении, оформление в самостоятельные предложения частей сложноподчиненного предложения. | ||
28 | Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении прямой и косвенной речи, связанных со смешением прямой и косвенной речи. | ||
29 | Ошибки при употреблении предложно-падежной формы. | 1 | Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении предложно-падежной формы: ошибки при употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки в форме Д.п. и предлога по в форме П.п. | ||
30 | Тестирование по теме «Грамматические ошибки». | 1 | Тестирование по теме «Грамматические ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать грамматические ошибки. | ||
Культура речи. Речь правильная и речь хорошая (5 часов) | |||||
31-32 | Понятие правильной речи. Соблюдение норм литературного языка. | 2 | Знакомство с понятием речи правильной, строящейся в соответствии с соблюдением норм современного русского литературного языка: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др. | ||
33-34 | Основные качества речи хорошей: содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность и богатство. | 2 | Знакомство с понятием речи хорошей и с ее качествами: содержательностью, точностью, понятностью, чистотой, выразительностью и богатством; развитие навыков хорошей речи обучающихся в монологическом высказывании. | ||
35 | Тестирование по теме «Культура речи». | 1 | Решение тестовых заданий по тематическим разделам «Культуры речи». | ||
Итого: | 35 |
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Перечень используемой литературы
• Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.
• Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
• Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.
• Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.
• Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
• Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.
• Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. - «Интеллект-центр», 2005;
• Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.
• Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
• Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
• Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.
• Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001;
Список литературы по русскому языку для учителя
• Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
• Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.
• Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.
• Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.
• Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
• Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М.: Чистые пруды, 2006.
• Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.
• Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.
• Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
• Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
• Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.
• Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.
• Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
• Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.
• Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
• Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.
• Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.
• Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.
• Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
• Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.
• Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.
• Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.
Список электронных ресурсов
www.ege.edu.ru
www.fipi.org.ru
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
http://language.edu.ru
http://www.gramma.ru
http://www.mapryal.org
http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
Технические средства обучения:
∙мультимедийный компьютер;
∙мультимедийный проектор;
∙экран навесной;
∙ доска магнитная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Русский язык и культура общения"
Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....
Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для специальности КШИ...
Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс
Элективный курс Русский язык и культура речи 9 класс...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...