Методические рекомендации по проведению самостоятельных работ по дисциплине ОД.01.08 Русский язык _Актеры
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
Методические рекомендации по проведению самостоятельных работ по дисциплине ОД.01.08 Русский язык _Актеры
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
(СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОД.01.08 «Русский язык»
По специальности среднего профессионального образования
52.02.04 «Актерское искусство» (Актер музыкального театра)
Квалификация специалиста - актер, преподаватель
На базе основного общего образования
Срок обучения 3 года 10 мес.
Санкт-Петербург
2019
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОД.01.08 Русский язык, входящей в состав образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» (Актер музыкального театра), углубленный
Разработчики:
СПб ГБ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
(место работы)
преподаватель_ ______ _________ Е.П. Гладченко ________
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_______преподаватель __________ __________ О.В. Волох ________
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
«Рассмотрено»
от «___»____________20__г.
Методист _____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» (Актер музыкального театра), углубленный.
Целью методических рекомендаций является оказание помощи обучающимся при систематизации, закреплении и практическом применении теоретических знаний по основным разделам дисциплины.
В результате выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОД.01.08 Русский язык обучающиеся должны:
уметь:
- владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
знать:
- понятия о нормах русского литературного языка и применять знания о них в речевой практике;
- уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владеть навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- систему стилей языка художественной литературы.
Описание самостоятельной работы содержит: тему, цель работы, порядок выполнения заданий, формы контроля, критерии оценивания, требования к выполнению и оформлению заданий.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
пп/п | Наименование тем дисциплины, самостоятельной работы | Объем часов | Формы контроля |
Введение | |||
1 | Подготовка доклада «Русский язык в современном мире» | 1 | Защита доклада |
Тема 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | |||
2 | Составить реферат на тему «Основные нормы произношения» | 2 | Защита реферата |
Тема 2. Лексикология и фразеология | |||
2 | Составить реферат на тему «Основные нормы произношения» | 1 | Защита реферата |
3 | Составить реферат на тему: «Активный и пассивный словарный запас» | 2 | Защита реферата |
Тема 3. Морфемика, словообразование и орфография | |||
4 | Подготовить презентацию на тему «Лексика и фразеология» | 2 | Защита презентации |
Тема 4. Морфология и орфография | |||
5 | Составить презентацию по теме: «Различия между самостоятельными и служебными частями речи | 2 | Защита презентации |
6 | Подготовить доклад на тему: «Трудные вопросы правописания суффиксов различных частей речи» | 2 | Защита доклада |
7 | Подготовить доклад на тему: «Глагол как часть речи» | 2 | Защита доклада |
8 | Подготовить доклад на тему «Правописание наречий» | 2 | Защита доклада |
Итого за I семестр | 16 | ||
9 | Составить презентацию по теме: «Правописание служебных частей речи» | 2 | Защита презентации |
Тема 5. Язык и речь. Функциональные стили речи | |||
10 | Составление доклада «Функциональные стили речи» | 2 | Защита доклада |
11 | Создание презентации по теме «Стили речи. Профессиональная лексика» | 3 | Защита презентации |
12 | Подготовка презентации по теме: «Тропы и стилистические фигуры» | 4 | Защита презентации |
13 | Выполнение презентации по теме: «Основные принципы русской пунктуации» | 1 | Защита презентации |
Тема 6. Синтаксис и пунктуация | |||
13 | Выполнение презентации по теме: «Основные принципы русской пунктуации» | 8 | Защита презентации |
Итого за II семестр | 20 | ||
Итого | 36 |
- СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Самостоятельная работа № 2 Основные нормы произношения
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Орфоэпические нормы произношения»
Студент должен знать: орфоэпические нормы речевого поведения.
Студент должен уметь: правильно применять на практике орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Реферат письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Подготовить реферат, в котором были бы отражены следующие вопросы: дать определение понятию норма; охарактеризовать произносительные нормы современного русского литературного языка и указать тенденции в произношении.
Порядок выполнения работы
- Выберите тему исследования.
- Изучите литературу по теме исследования и составьте список литературы.
- Составьте план реферата.
- Напишите введение, в котором сформулируйте цель и задачу исследования.
- Напишите основную часть реферата, состоящую из 2-3 параграфов, всесторонне раскрывающих тему реферата.
- Напишите заключение, содержащее выводы, итоги решения поставленных задач.
- Оформите список литературы согласно ГОСТу.
- Оформите иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы) в виде приложений.
- Подготовьтесь к защите реферата: напишите тезисы выступления (план-конспект) и ответьте на вопросы преподавателя.
Требования к оформлению реферата:
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- Титульный лист (Приложение 1);
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения (при необходимости).
Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.
Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур
- КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критериями оценки самостоятельной работы являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями, указанными преподавателем в настоящих методических рекомендациях.
Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале:
«5» (отлично) - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.
«4» (хорошо) - если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.
«3» (удовлетворительно) - если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) - если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Каждая самостоятельная работа оценивается в соответствии с критериями оценивания в целом или по отдельно взятым видам работ.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении самостоятельной работы необходимо:
- ознакомиться с темой, целью самостоятельной работы, порядком ее выполнения;
- выполнить работу согласно заданию;
- выполненные задания оформить в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению заданий, указанных в методических рекомендациях;
- представить материал выполненного задания в срок, установленным преподавателем.
- Методические рекомендации по организации работы над
-докладом
Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес. Доклад может быть представлен в устной и письменной форме. Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от 5-15 страниц.
Порядок выполнения работы
1. Подберите литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составьте план доклада.
4. Напишите план доклада, в заключении которого обязательно выразите своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.Прочитайте текст и отредактируйте его.
6. Оформите в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Структура доклада:
1.Титульный лист
2. Текст работы
3.Список использованной литературы
Требования к устному представлению доклада:
1. Мотивационная часть: сообщить новую информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;
2. Аналитико-синтетическая часть: формирование основных мыслей, положений, написание текста;
3. Исполнительная часть: представление основных выводов сообщения.
-рефератом
Реферат письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Подготовить реферат, в котором были бы отражены следующие вопросы: дать определение понятию норма; охарактеризовать произносительные нормы современного русского литературного языка и указать тенденции в произношении.
Порядок выполнения работы
1.Выберите тему исследования.
2.Изучите литературу по теме исследования и составьте список литературы.
3.Составьте план реферата.
4.Напишите введение, в котором сформулируйте цель и задачу исследования.
5.Напишите основную часть реферата, состоящую из 2-3 параграфов, всесторонне раскрывающих тему реферата.
6.Напишите заключение, содержащее выводы, итоги решения поставленных задач.
7.Оформите список литературы согласно ГОСТу.
8.Оформите иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы) в виде приложений.
9.Подготовьтесь к защите реферата: напишите тезисы выступления (план-конспект) и ответьте на вопросы преподавателя и студентов.
Требования к оформлению реферата:
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1.Титульный лист (Приложение 1);
2.Содержание;
3.Введение;
4.Основная часть;
5.Заключение;
6.Список использованных источников;
7.Приложения (при необходимости).
Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.
Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур
- презентацией
Презентация – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Microsoft Power Point.
Порядок выполнения работы
1. Выберите тему презентации;
2. Составьте план работы;
3. Соберите информацию и материалы по теме;
4. Проанализируйте и обобщите собранную информацию;
5. Оформите результаты презентации в Power Point;
6. Защита презентации в форме доклада.
Требования к оформлению презентации:
- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
- структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;
- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);
- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);
- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);
- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
6.1. Печатные издания:
Для студентов
- Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования / под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Юрайт, 2017.
Для преподавателей
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 73-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От с изм. от 19.12.2016 )
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Словари
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. – СПб.: ООО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999.
6.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы
Электронный учебный курс: ЭУМК 2018: Русский язык. Антонова Е.С. СЭО3.0
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
(СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык»
Тема реферата пишется с новой строки через один пробел от предыдущей записи без слова «тема» и без кавычек
Выполнил: студент, курс, группа.
ФИО
Проверила: ФИО преподавателя
Санкт-Петербург, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык, 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык, специальность: 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Методические рекомендации для студентов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина: ОУД.07 «Информатика» По профессии: 09.03.01 Мастер по обработке цифровой информации
Учебная дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательному циклу программы среднего общего образования. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи студента...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине ОД.01.08 Русский язык_Актеры
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине ОД.01.08 Русский язык_Актеры...